Программа работы музыкального руководителя по взаимодействию с родителями «Дружно шагаем в мир музыки».
рабочая программа
Программа работы музыкального руководителя по
взаимодействию с родителями
«Дружно шагаем в мир музыки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
documentsviewer_1.docx | 41.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15» города Смоленска
СОГЛАСОВАН педагогическим советом МБДОУ «Детский сад № 15» (протокол от_______2022г. №__) | УТВЕРЖДЕН приказом МБДОУ «Детский сад № 15» от _____________№ _____ |
Программа работы музыкального руководителя по
взаимодействию с родителями
«Дружно шагаем в мир музыки».
Музыкальный руководитель:
Шибаева Татьяна Викторовна
- Введение
- Пояснительная записка
- Принципы и подходы к реализации программы
- Актуальность
- Особенности организации и проведения программы
- Ожидаемые результаты
- Критерии эффективности
- Этапы реализации программы
- Заключение
- Перспективный план реализации программы
- Список используемой литературы
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
Введение
Социальное партнерство – (англ. partnership) – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса,
характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной
ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Семья – это социальный институт воспитания. Именно в ней осуществляется
преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Семейное воспитание – это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических
качеств детей. Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, предполагают создание системы диалогического общения через реализацию личностно – ориентированного подхода на основе социального партнерства.
Данная программа разработана в соответствии с основными нормативно – правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания,
усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. В статье 44 Федерального закона
«Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
В концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом, важно чтобы общение музыкального руководителя и родителей базировалось на принципах
открытости, взаимопонимания и доверия. В дошкольной организации ребенок
получает музыкальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную музыкальную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.
- Пояснительная записка
Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, создаются оптимальные условия для повышения культуры родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в музыкальном воспитательном процессе с целью развития личности ребенка.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно – воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-
педагогической компетентности, повышается ответственность и
заинтересованное отношение родителей за художественно – эстетическое воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации программы, возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации.
Цель программы — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
- обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в
детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Принципы и подходы к реализации программы.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Прекрасную возможность для обоюдного познания
воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально – педагогическое наблюдение с использованием бесед, анкетирования,
сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания – встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.
Актуальность
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
- Преемственность согласованных действий.
- Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
- Индивидуальный подход.
- Сотрудничество, а не наставничество.
- Динамичность.
- Этапность реализации.
Особенности организации и проведения программы Участники программы:
- администрация МБДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-
правовую базу, разрабатывает научно- методическое оснащение;
- педагоги МБДОУ – взаимодействуют с родителями (законными представителями) и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
- родители (законные представители) – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах, обмениваются опытом музыкального воспитания детей;
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Срок реализация: с сентября 2022 г. по май 2023 г. Этапы реализации проекта:
этап – подготовительный.
Срок реализации – сентябрь 2022 г.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
этап – основной.
Срок реализации - октябрь 2022 г. – апрель 2023 г.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
этап – заключительный.
Срок реализации – май 2023 г.
Цель – подведение итогов взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников.
Риски:
- трудность привлечения родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей;
- оптимизация педагогического коллектива.
Средства реализации
Средства реализации заключаются в формах взаимодействия музыкального руководителя с родителями (законными представителями).
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:
- Информационно – аналитические:
- анкетирование
- Наглядно – информационные:
- стенды
- папки-передвижки;
- Познавательные:
- родительские собрания
- консультирование
- индивидуальные беседы
- совместное создание развивающей среды
- Досуговые:
- совместные праздники и развлечения
- творческие конкурсы
- совместные проекты.
Ожидаемые результаты программы:
- повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального воспитания детей;
- повышение качества музыкального образования детей;
- взаимодействие всех участников педагогического процесса
выстраиваются по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи;
- повышение детской самооценки, формирование самостоятельности;
- развитие творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;
- сближение родителей со своими детьми, привитие любви и уважения к членам семьи;
- повышение личного авторитета педагога;
- увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи,
участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- у родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей детей, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
- сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
- Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Критерии эффективности:
- рост посещаемости родителями (законными представителями) организуемых совместных мероприятий;
- Согласованность действий педагогов и родителей (законных представителей) ;
- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
- Заинтересованность родителей (законные представители) ;
- Положительное общественное мнение родителей.
Использование педагогических методик и авторы.
Арнаутова Е. П. «Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника»;
Биганина Н.В. «Авторская программа по работе с родителями в современном ДОУ; Белоногова Г., Хитрова Л.» Педагогические знания – родителям» статья в журнале «Дошкольное воспитание». 2003. № 1; Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»; «Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума» Авторы и составители программы: Т.П.Колодяжная, Р.М. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение
педагога с родителями в ДОУ»; Осипова Л. Е.» Работа детского сада с семьёй» ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
Этапы реализации программы
- ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Срок реализации: сентябрь 2022 г.
- Анкетирование родителей всех групп «Музыкальное воспитание в семье». Цель: выявить музыкально заинтересованные семьи.
Задачи:
- изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом (по музыкальному
воспитанию).
- Опрос родителей (законных представителей) с целью изучения предполагаемой помощи, исполнении роли родителя в организации совместных мероприятий.
Задачи:
- установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия
Задачи:
- Анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов ¬ определение основных направлений деятельности по реализации проекта;
¬ организация творческой группы;
- Подготовка нормативной базы для реализации проекта.
- издание Приказа заведующего о реализации проекта;
- разработка Положения «Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС»
- Посещение родительских собраний.
Задача: Познакомить с планом работы по музыкальному воспитанию.
ЭТАП - ОСНОВНОЙ
Срок реализации: октябрь 2022 г. – май 2023 г. Перспективный план работы с родителями Сентябрь
Сбор сведений о семье.
- Родительское собрание на тему: «Музыкальное развитие детей 2-3 лет»
- Консультация для родителей «Артистический талант вашего ребенка»»
Октябрь
1. Консультация «Театр дома».
2.. Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»
Совместная работа с родителями по оформлению группы к празднику
«Осени»
- Консультация для родителей «Разучиваем дома»
Ноябрь
- Индивидуальные беседы с родителями о необходимости развивать музыкальные способности вашего ребенка.
- Памятка «Пальчиковые игры для малышей»,
- Подготовка музыкального номера для мам.
Декабрь
Совместное творчество по созданию атрибутов к новогодним праздникам.
- Участие в выставке «Мастерская Дедушки Мороза»
- Памятка для родителей: «Безопасность при проведении новогодних развлечений для детей»
- Групповое родительское собрание: «Что должен уметь ребенок на музыкальном занятии в раннем возрасте (2-3года)»
Январь
- Консультация «Музыкальное развитие в семье».
В уголок для родителей поместить информационный материал:
«Сказка -шумелка Пых».
- Информационный материал «Как научить ребенка наблюдать за изменениями в природе?»
Февраль
- Консультация «Фольклор в музыке».
Проведение выставки «Мой папа»
- Индивидуальные беседы: «Актерское мастерство для малышей»
Март
- Конкурс «Лучшая шумелка» .
- Консультация «Поиграй со мной, мама» (дид. игры дома).
- Консультация «Учим ребенка петь».
4..Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем музыкальные навыки»
Апрель
- Беседа «Музыка весны».
- Консультация «Театр дома»
- Информационный материал: «Музыкальные игры малыша весной на
прогулке»
- Театрализованное представление для родителей «Колобок» .
Май
1. Родительское собрание с видео –презентацией: «Чему научились наши дети за год»
- Консультация: «Как развить музыкальность вашего ребенка»;
Привлечение родителей к украшению группы к летнему празднику.
ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Срок реализации: май 2023 г.
- Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. (Май 2021г.)
- Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом
педагогическом совете. Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями. (Май 2023г.)
- Обобщение опыта работы. (Май 2023г.)
Достигнутые результаты.
- Повысилась компетентность родителей (законных представителей) в вопросах музыкального воспитания детей.
- Повысилось качество музыкального образования детей.
- Улучшилось взаимодействие всех участников педагогического процесса.
- Окрепло сближение родителей со своими детьми, прививая любовь и уважение к членам семьи.
- Повысился личный авторитет педагога.
9.Заключение
Взаимодействие музыкального руководителя с родителями (законными представителями) побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию дошкольников.
Данные анкетирования по итогам года говорят о том, что проводимая работа позволяет повысить уровень компетентности родителей (законных представителей) в музыкальном воспитании детей и сделать их активными участниками педагогического процесса.
Таким образом, при активном взаимодействии детского сада и семьи в работе по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников показывает, что она становится наиболее эффективной. В результате, наблюдается
увеличение числа родителей (законных представителей), принимающих участие в мероприятиях и занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка. Повышается компетентность родителей в вопросах эстетического воспитания, а также повышается уровень доверия родителей к ДОУ. Происходит осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, понимание своей значимости в эстетическом развитии и воспитании ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы муз. руководителя по взаимодействию с родителями
Перспективный план работы муз. руководителя по взаимодействию с родителями...
Годовой план работы музыкального руководителя по взаимодействию с родителями, воспитателями и специалистами
Годовой план работы музыкального руководителя Швецовой Анастасии Алексеевны по взаимодействию с родителями, воспитателями и специалистами...
План работы музыкального руководителя по взаимодействию с педагогическим коллективом на 2020-2021 учебный год.
План работы музыкального руководителя по взаимодействию с педагогическим коллективом на 2020-2021 учебный год. Цель: создание условий для организации музыкального воспитания в ДОУ....
План работы музыкального руководителя по взаимодействию с родителями на 2020-2021 учебный год.
Задачи:• повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации);&bull...
Перспективный план работы музыкального руководителя по взаимодействию с воспитателями, родителями, специалистами
Перспективный план работы музыкального руководителя...
Перспективный план работы музыкального руководителя по взаимодействию с воспитателями, родителями, специалистами
Перспективный план работы музыкального руководителя...
Календарно-тематический план музыкального руководителя по взаимодействию с родителями воспитанников разных возрастных групп
Календарно-тематический план музыкального руководителя по взаимодействию с родителями воспитанников разных возрастных групп...