Программа работы музыкального руководителя по взаимодействию с родителями «Дружно шагаем в мир музыки».
рабочая программа

Шибаева Татьяна Викторовна

Программа работы музыкального руководителя по 

взаимодействию с родителями 

«Дружно шагаем в мир музыки».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл documentsviewer_1.docx41.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15» города Смоленска

СОГЛАСОВАН

педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад № 15»

(протокол от_______2022г. №__)

УТВЕРЖДЕН

приказом МБДОУ

«Детский сад № 15»

от _____________№ _____

Программа работы музыкального руководителя по

взаимодействию с родителями

 «Дружно шагаем в мир музыки».

                                                                                Музыкальный руководитель:  

                                                                                 Шибаева Татьяна Викторовна

  1. Введение
  2. Пояснительная записка
  3. Принципы и подходы к реализации программы
  4. Актуальность
  5. Особенности организации и проведения программы
  6. Ожидаемые результаты
  7. Критерии эффективности
  8. Этапы реализации программы
  9. Заключение
  10. Перспективный план реализации программы
  11. Список используемой литературы
  12. Приложение 1
  13. Приложение 2
  14. Приложение 3

Введение

Социальное партнерство – (англ. partnership) – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса,

характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной

ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Семья – это социальный институт воспитания. Именно в ней осуществляется

преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Семейное воспитание – это процесс сознательного формирования родителями духовных и физических

качеств детей. Таким образом, современные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, предполагают создание системы диалогического общения через реализацию личностно – ориентированного подхода на основе социального партнерства.

Данная программа разработана в соответствии с основными нормативно – правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

Федеральный закон «Об образовании в РФ» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания,

усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. В статье 44 Федерального закона

«Об образовании в РФ» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны

заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

В концепции дошкольного воспитания сказано, что «… семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом…» Таким образом, важно чтобы общение музыкального руководителя и родителей базировалось на принципах

открытости, взаимопонимания и доверия. В дошкольной        организации ребенок

получает музыкальное образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную музыкальную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении.

  1. Пояснительная записка

Актуальность данной программы состоит в том, что ее содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, создаются оптимальные условия для повышения культуры родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности и участия в музыкальном воспитательном процессе с целью развития личности ребенка.

Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно – воспитательной среды в дошкольной организации и семье через развитие социально-

педагогической компетентности, повышается ответственность и

заинтересованное отношение родителей за художественно – эстетическое воспитание детей в условиях семьи на основе использования обновленных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации программы, возрастает степень доверия и уважение к работникам дошкольной организации.

Цель программы — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
  • обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в

детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным

стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

  1. Принципы и подходы к реализации программы.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Прекрасную возможность для обоюдного познания

воспитательного потенциала дают: специально организуемая социально – педагогическое наблюдение с использованием бесед, анкетирования,

сочинений; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания – встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

  1. Актуальность

В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
  • Преемственность согласованных действий.
  • Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество, а не наставничество.
  • Динамичность.
  • Этапность реализации.

  1. Особенности организации и проведения программы Участники программы:

  • администрация МБДОУ – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-

правовую базу, разрабатывает научно- методическое оснащение;

  • педагоги МБДОУ – взаимодействуют с родителями (законными представителями) и учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
  • родители (законные представители) – повышают педагогическую компетентность, участвуют в совместных мероприятиях, выставках, конкурсах, обмениваются опытом музыкального воспитания детей;
  • дети – участвуют в совместных мероприятиях.

Срок реализация: с сентября 2022 г. по май 2023 г. Этапы реализации проекта:

  1. этап – подготовительный.

Срок реализации – сентябрь 2022 г.

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

  1. этап – основной.

Срок реализации - октябрь 2022 г. – апрель 2023 г.

Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

  1. этап – заключительный.

Срок реализации – май 2023 г.

Цель – подведение итогов взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников.

Риски:

  • трудность привлечения родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей;
  • оптимизация педагогического коллектива.

Средства реализации

Средства реализации заключаются в формах взаимодействия музыкального руководителя с родителями (законными представителями).

Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с родителями:

  1. Информационно – аналитические:

  • анкетирование

  1. Наглядно – информационные:
  • стенды

  • папки-передвижки;

  1. Познавательные:

  • родительские собрания

  • консультирование

  • индивидуальные беседы

  • совместное создание развивающей среды

  1. Досуговые:

  • совместные праздники и развлечения

  • творческие конкурсы

  • совместные проекты.

  1. Ожидаемые результаты программы:

  • повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального воспитания детей;
  • повышение качества музыкального образования детей;
  • взаимодействие всех участников педагогического процесса

выстраиваются по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи;

  • повышение детской самооценки, формирование самостоятельности;
  • развитие творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;
  • сближение родителей со своими детьми, привитие любви и уважения к членам семьи;
  • повышение личного авторитета педагога;
  • увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи,

участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

  • у родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей детей, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
  • сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
  • Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
  1. Критерии эффективности:

  • рост посещаемости родителями (законными представителями) организуемых совместных мероприятий;
  • Согласованность действий педагогов и родителей (законных представителей) ;
  • Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;
  • Заинтересованность родителей (законные представители) ;
  • Положительное общественное мнение родителей.

Использование педагогических методик и авторы.

Арнаутова Е. П. «Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника»;

Биганина Н.В. «Авторская программа по работе с родителями в современном ДОУ; Белоногова Г., Хитрова Л.» Педагогические знания – родителям» статья в журнале «Дошкольное воспитание». 2003. № 1; Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»; «Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума» Авторы и составители программы: Т.П.Колодяжная, Р.М. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение

педагога с родителями в ДОУ»; Осипова Л. Е.» Работа детского сада с семьёй» ; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.

  1. Этапы реализации программы

  1. ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

Срок реализации: сентябрь 2022 г.

  1. Анкетирование родителей всех групп «Музыкальное воспитание в семье». Цель: выявить музыкально заинтересованные семьи.

Задачи:

  • изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом (по музыкальному

воспитанию).

  1. Опрос родителей (законных представителей) с целью изучения предполагаемой помощи, исполнении роли родителя в организации совместных мероприятий.

Задачи:

  • установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определения направлений взаимодействия

Задачи:

  • Анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов ¬ определение основных направлений деятельности по реализации проекта;

¬ организация творческой группы;

  1. Подготовка нормативной базы для реализации проекта.

  • издание Приказа заведующего о реализации проекта;
  • разработка Положения «Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС»

  1. Посещение родительских собраний.

Задача: Познакомить с планом работы по музыкальному воспитанию.

  1. ЭТАП - ОСНОВНОЙ

Срок реализации: октябрь 2022 г. – май 2023 г. Перспективный план работы с родителями Сентябрь

  1. Сбор сведений о семье.

  1. Родительское собрание на тему: «Музыкальное развитие детей 2-3 лет»

  1. Консультация для родителей «Артистический талант вашего ребенка»»

Октябрь

1. Консультация «Театр дома».

2.. Выставка поделок из природного материала «Осенние фантазии»

  1. Совместная работа с родителями по оформлению группы к празднику

«Осени»

  1. Консультация для родителей «Разучиваем дома»

Ноябрь

  1. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости развивать музыкальные способности вашего ребенка.

  1. Памятка «Пальчиковые игры для малышей»,

  1. Подготовка музыкального номера        для мам.

Декабрь

  1. Совместное творчество по созданию атрибутов к новогодним праздникам.

  1. Участие в выставке «Мастерская Дедушки Мороза»

  1. Памятка для родителей: «Безопасность при проведении новогодних развлечений для детей»

  1. Групповое родительское собрание: «Что должен уметь ребенок на музыкальном занятии в раннем возрасте (2-3года)»

Январь

  1. Консультация «Музыкальное развитие в семье».

  1. В уголок для родителей поместить информационный материал:

«Сказка -шумелка Пых».

  1. Информационный материал «Как научить ребенка наблюдать за изменениями в природе?»

Февраль

  1. Консультация «Фольклор в музыке».

  1. Проведение выставки «Мой папа»

  1. Индивидуальные беседы: «Актерское мастерство для малышей»

Март

  1. Конкурс «Лучшая шумелка» .

  1. Консультация «Поиграй со мной, мама» (дид. игры дома).
  2. Консультация «Учим ребенка петь».

4..Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем музыкальные навыки»

Апрель

  1. Беседа «Музыка весны».

  1. Консультация «Театр дома»

  1. Информационный материал: «Музыкальные игры малыша весной на

прогулке»

  1. Театрализованное представление для родителей «Колобок» .

Май

1. Родительское собрание с видео –презентацией: «Чему научились наши дети за год»

  1. Консультация: «Как развить музыкальность вашего ребенка»;

  1. Привлечение родителей к украшению группы к летнему празднику.

  1. ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Срок реализации: май 2023 г.

  1. Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными. (Май 2021г.)
  2. Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом

педагогическом совете. Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями. (Май 2023г.)

  1. Обобщение опыта работы. (Май 2023г.)

Достигнутые результаты.

  • Повысилась компетентность родителей (законных представителей) в вопросах музыкального воспитания детей.

  • Повысилось качество музыкального образования детей.

  • Улучшилось взаимодействие всех участников педагогического процесса.
  • Окрепло сближение родителей со своими детьми, прививая любовь и уважение к членам семьи.

  • Повысился личный авторитет педагога.

9.Заключение

Взаимодействие музыкального руководителя с родителями (законными представителями) побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию дошкольников.

Данные анкетирования по итогам года говорят о том, что проводимая работа позволяет повысить уровень компетентности родителей (законных представителей) в музыкальном воспитании детей и сделать их активными участниками педагогического процесса.

Таким образом, при активном взаимодействии детского сада и семьи в работе по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников показывает, что она становится наиболее эффективной. В результате, наблюдается

увеличение числа родителей (законных представителей), принимающих участие в мероприятиях и занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка. Повышается компетентность родителей в вопросах эстетического воспитания, а также повышается уровень доверия родителей к ДОУ. Происходит осознание родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса, понимание своей значимости в эстетическом развитии и воспитании ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы муз. руководителя по взаимодействию с родителями

Перспективный план работы муз. руководителя по взаимодействию с родителями...

Годовой план работы музыкального руководителя по взаимодействию с родителями, воспитателями и специалистами

Годовой план работы музыкального руководителя Швецовой Анастасии Алексеевны по взаимодействию с родителями, воспитателями и специалистами...

План работы музыкального руководителя по взаимодействию с педагогическим коллективом на 2020-2021 учебный год.

План работы музыкального руководителя по взаимодействию с педагогическим коллективом на 2020-2021 учебный год. Цель: создание условий для организации музыкального воспитания в ДОУ....

План работы музыкального руководителя по взаимодействию с родителями на 2020-2021 учебный год.

Задачи:•        повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации);&bull...

Календарно-тематический план музыкального руководителя по взаимодействию с родителями воспитанников разных возрастных групп

Календарно-тематический план музыкального руководителя по взаимодействию с родителями воспитанников разных возрастных групп...