Доклад на тему "Досуговое чтение как инновационная технология работы с родителями в детском саду по развитию речи дошкольников" (выступление на районном методическом объединении, 2023г.)
консультация (средняя группа)

Олейникова Наталья Юрьевна

Важная роль в воспитании молодого поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Досуговое чтение – одно из средств духовно – нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей и их родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи. Досуговое чтение способствует установлению более близких семейных контактов, является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rmo.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образование

«Детский сад №2 «Колокольчик» с. Троицкое.

Доклад

Досуговое чтение как инновационная технология

работы с родителями в детском саду

по развитию речи дошкольников

Подготовила воспитатель:

Олейникова Н.Ю.

2023г

Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте представиться: воспитатель детского сада № 2 «Колокольчик» Олейникова Наталья Юрьевна.

Тема моего выступления «Досуговое чтение как инновационная технология работы с родителями в детском саду по развитию речи дошкольников».

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. К сожалению, в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка.

Статистика последних лет показывает печальную картину относительно речевого развития детей – речь начинает развиваться позже. А это ведет к тому что, достигнув школьного возраста, ребенок не освоил устный родной язык в том объеме, который необходим для начала школьного обучения.

Исследования ведущих педагогов современности доказали, что наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

Чтобы позитивно повлиять на качественное и своевременное речевое развитие дошкольников, максимально предупредить возможные отклонения в развитии их речи, стала необходима всесторонняя и тщательная проработка организационно-содержательных аспектов создания условий для полноценного развития речи детей.

В направлении речевого развития воспитанников одна из основных задач детского сада - вооружать родителей конкретными знаниями по методике развития речи.

При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития дошкольников (тематические родительские собрания, консультации, круглые столы, день открытых дверей и т.п) возникла необходимость найти свою, ту которая эффективно внедрялась бы именно в моей группе.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Досуговое (семейное) чтение - это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтения детей и родителей с последующим обсуждением, анализом в любых формах (устных, письменных, игровых и др).

Важная роль в воспитании молодого поколения, формирования у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Досуговое чтение – одно из средств духовно – нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей и их родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи. Досуговое чтение способствует установлению более близких семейных контактов, является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. 


 Целью своей работы считаю ориентирование родителей на совместное общение с ребенком в процессе семейного чтения, стремление подружить детей и родителей с книгой, добиться взаимопонимания и обретения общих интересов.
Задачи, которые ставила перед собой

- повысить собственный уровень по вопросу организации досугового чтения;

- создавать условия для организации культурной речевой среды в окружении воспитанников и их родителей;

- разнообразить работу по педагогическому просвещению родителей по вопросу досугового чтения;

- обогащать и активизировать словарный запас посредством досугового чтения.

Мною был составлен план работы по организации инновационной технологии:

- анализ методической литературы по теме;

- составление плана по организации досугового чтения;

- подбор статей, консультаций для родителей;

- оформление мини – библиотеки;

- родительское собрание для организации досугового чтения;

- фотовыставка «Читаем всей семьёй».

В ходе реализации плана работы по внедрению инновационной технологии хочу отметить положительные стороны данной технологии:

- заинтересованность и родителей, и детей;

- подбор книг соответствовал перечню рекомендованной художественной литературы образовательной программы;

- закрепление прочитанного материала на утреннем круге, где ребята увлеченно рассказывали, что с мамой или папой читали вместе книжку, описывая героев произведения;

- увеличение числа родителей, желающих посещать сельскую библиотеку.

Таким образом, проведя диагностику речевого развития в конце проведенной работы уровень развития речи детей составил 88%, что на 23% выше показателя на начальном этапе реализации данной технологии. Это свидетельствует об её эффективности.

Наряду с положительными моментами хочу отметить трудности по реализации данной технологии:

- отсутствие необходимого количества художественной литературы в детском саду;

- несвоевременный возврат книг;

- потеря книги.

Данную проблему я решила следующим образом:

- обратилась в сельскую библиотеку;

- завела тетрадь для фиксации учета художественной литературы, где родители записывали дату взятия и сдачи книги;

- приобрела книгу на сайте.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, поставленные цель и задачи достигнуты. Эффективность использования данной технологии практически доказана. Рекомендую воспитателям технологию досугового чтения применять со среднего дошкольного возраста, так как у детей этого возраста выявлено интенсивное развитие активного словаря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуговое направление как одна из инновационных форм работы с родителями в детских садах.

Досуговое направление как одна из инновационных форм работы с родителями в детских садах....

Досуговое направление как одна из инновационных форм работы с родителями в детских садах

Доуговое направление как одна из инновационных форм работы с родителями в детских садах...

Использование инновационных форм работы с родителями в детском саду

В работе с родителями нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы, которые помогают родителям ориентироваться  в...