Музыкальные и подвижные народные игры "На Урале ты и я – вместе дружная семья!"
материал
«Без памяти нет традиций, Без традиций нет культуры, Без культуры нет воспитания, Без воспитания нет духовности, Без духовности нет личности, Без личности нет народа» В наше время очень важно сохранить историческое наследие, этническую культуру и традиции нашего народа, народа Среднего Урала, воспитывать дружеские взаимоотношения. В Свердловской области проживают люди более чем 140 национальностей: русские, украинцы, татары, евреи, башкиры, немцы, удмурты… Самые многочисленные народы - это русские, татары и башкиры. Народы Урала прошли многовековой путь развития и сумели сберечь свою самобытность и национальные традиции. Игры народов Урала, отражают специфику национального быта, природные, исторические и географические особенности разных народов. Они помогают расширить кругозор, проявить смекалку, сноровку, учат самостоятельно мыслить и действовать, ощутить красоту и прелесть уральского игрового фольклора. Музыкальные подвижные игры народов Урала – являются ценным средством пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_igry_urala.docx | 33.56 КБ |
narodnye_igry_urala.pdf | 2.78 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
На Урале ты и я – вместе дружная семья!
(игры народов Урала)
«Без памяти нет традиций,
Без традиций нет культуры,
Без культуры нет воспитания,
Без воспитания нет духовности,
Без духовности нет личности,
Без личности нет народа»
В наше время очень важно сохранить историческое наследие, этническую культуру и традиции нашего народа, народа Среднего Урала, воспитывать дружеские взаимоотношения.
В Свердловской области проживают люди более чем 140 национальностей: русские, украинцы, татары, евреи, башкиры, немцы, удмурты… Самые многочисленные народы - это русские, татары и башкиры.
Народы Урала прошли многовековой путь развития и сумели сберечь свою самобытность и национальные традиции.
Игры народов Урала, отражают специфику национального быта, природные, исторические и географические особенности разных народов. Они помогают расширить кругозор, проявить смекалку, сноровку, учат самостоятельно мыслить и действовать, ощутить красоту и прелесть уральского игрового фольклора.
Музыкальные подвижные игры народов Урала – являются ценным средством пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры создаются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование качеств личности.
Мы с вами познакомимся с некоторыми играми народов Урала и поиграем в них под национальную народную музыку.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, считалками, жеребьевками, потешками, диалогами.
Башкирские народные игры
Башкирская игра «Юрта (Тирмэ)» (башкирская народная игра)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
Соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Башкирская народная игра «Липкие пеньки»
Задача. Упражнять в беге в рассыпную по всей площадке с увертыванием. воспитывать честность.
Организация игры. Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Методические приемы: выбор детей – «пеньков» по считалке. Выработка с детьми нового правила: осаленные пеньки тоже могут касаться детей, превращая их в пеньки.
Дополнительные рекомендации: пеньки не должны вставать с мест.
Материал: считалки.
Башкирская народная игра «Медный пень»
Задача. Воспитывать уважительное отношение к культуре башкирского народа, объяснить значение слова «джигит».
Организация игры. Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотри внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает хозяина:
- Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
- Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Методические приемы: узнавание башкирской народной мелодии. Выработка с детьми правила: победитель становится хозяином.
Дополнительные рекомендации: Бежать только по сигналу.
Материал: грамзапись башкирской народной мелодии, стулья.
Белорусская народная игра
Белорусская народная игра «Ленок»
На земле рисуют кружки – гнёзда, которых на два-три меньше, чем игроков. Все становятся в круг, берутся за руки. Ведущий в кругу делает разные движения, все повторяют их. По команде «Сажай лён» игроки занимают гнёзда, а кто не займёт гнездо, выбывает из игры.
Побеждает тот, кто займёт последнее свободное гнездо.
Татарские народные игры
Игра «Татарский хоровод» (татарская танцевальная мелодия)
Правила: под музыку все идут хороводом, противоходом всем идет ведущий и забирает одного, теперь они двое идут и второй забирает еще одного из общего хоровода. И таким образом постепенно в основном хороводе остается один человек, который танцует после этого для всех, остальные хлопают.)
Музыкальная татарская народная игра «Тюбетейка»
Цель: Создать хорошее настроение, развивать умение импровизировать под музыку, придумывать интересные решения задания (исполнить песню, прочитать стихотворение, рассмешить детей и т.д.)
Задачи: Расширить знания о татарской культуре. Обогатить словарный запас, слух детей музыкой с татарским колоритом.
Ход игры: Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком остановится, тот танцует или выполняет задание (по желанию).
Татарская народная игра «Лисичка и курочки»
Задача. Развивать ориентировку в пространстве, упражнять в беге, в умении увертываться.
Организация игры. На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков, то он снова водит.
Методические приемы: загадка: хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
Дополнительные рекомендации: курочки начинают бег от лисички только после сигнала петушка.
Материал: маска лисички и маски курочек.
Татарская народная игра «Буш урын» «Займи место»
Задача. Развивать ритмичность движений, упражнять в быстром беге.
Организация игры. Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:
Как сорока стрекочу,
Никого в дом не пущу.
Как гусыня гогочу,
Тебя хлопну по плечу –
Беги!
Сказав «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.
Методические приемы: водящего выбирают считалкой. Выработка правила детьми: бежать разрешается только по кругу, не пересекая его.
Дополнительные рекомендации: круг должен сразу остановится при слове «беги». Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу.
Татарская народная игра «Продаем горшки»
Задача. Воспитывать уважительное отношение к культуре народов Урала, создать эмоциональную положительную основу для развития патриотических чувств.
Организация игры. Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.
Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Дополнительные рекомендации: бегать разрешается т только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег вправо, запятнанный должен бежать влево.
Материал: тюбетейка.
Украинская народная игра
Украинская народная игра «На горе лен»
Дети становятся в круг, взявшись за руки. Один ведущий стоит в кругу с «маком» в руках (маком может служить любой предмет: игрушка, венок, цветок и др.) Дети, стоящие в кругу хлопают в ладоши и приговаривают:
На горе лен, лен,
Под горою мак, мак!
Мои милые ребятки,
Будем делать так!
Во время проговаривания слов ведущий ходит внутри круга и останавливается на последнее слово возле любого игрока. Тот должен показать любое движение, а все остальные повторить его. Тот, кто показывал движение, становится ведущим.
Музыкальная игра народов Крайнего Севера
Музыкальная игра народов Крайнего Севера «Белый шаман»
Цель: Воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.
Задача: Расширить знания о культуре народов крайнего севера, совершенствовать развитие навыков музыкально-ритмического слуха.
Ход игры: Играющие под музыку ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры: Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры
Русские народные игры
Музыкальная русская народная игра для детей «Ворон»
Цель: Развивать умение импровизировать под музыку, ориентироваться в пространстве, вызвать эмоциональный отклик на русскую народную игру.
Задачи: Двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». Он стоит в кругу вместе со всеми. Дети подпевают песню и выполняют движения по тексту.
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг. Тот кого задели, выходит в центр круга - теперь он «Ворон», игра продолжается.
Русская народная игра «Пирог»
Эта игра подходит для довольно большой группы детей, в 10-15 человек. Она развивает внимательность и координацию движений.
Правила игры: среди детей нужно выбрать одного, который будет «пирогом». Остальные дети делятся на две команды и становятся в шеренгу лицом друг к другу. «Пирог» садится посередине между ними. Дальше все начинают петь:
Да какой же он высокенький (при этих словах нужно поднять руки высоко вверх),
Да какой же он широкенький (руки разводятся широко в стороны),
Да какой же он мягенький (нужно погладить свой живот),
Режь его скорей!
При последних словах один ребёнок из каждой команды бежит к «пирогу». Тот, кто первым его коснётся, забирает его с собой, а проигравший становится «пирогом». Игра продолжается, пока в одной из команд не останется всего 2 человека.
Жмурки «Маша и Яша» (русская народная игра)
Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Машей»: теперь он должен говорить тонким голосом, а девочку «Яшей»: с этого момента она говорит басом. Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, их раскручивают, чтобы им было труднее сохранить ориентацию, и отпускают «искать» друг друга. «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спешит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная парочка наконец не встретится. Затем можно выбрать другую пару игроков.
Правила:
«Маша» считается пойманной, если «Яша» коснулся ее рукой. Если «Яша» долго не может поймать «Машу», можно предложить героям поменяться ролями или уступить место другим детям.
«Золотые ворота» (русская народная игра)
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Русская народная игра «Заря – зарница»
Задача. Упражнять в умении слаженно проговаривать слова. Развивать выдержку, выносливость.
Организация игры. Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:
Заря – зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плече одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Методические приемы: беседа с детьми о русских традициях, обрядах, праздниках. рассматривание женского национального костюма, загадка: красная девица в зеркало глядится (заря)
Дополнительные рекомендации: бегающие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.
Материал: кукла в русском национальном костюме, лента.
Русская народная игра «У медведя во бору»
Задача. Выучить текст, произносить слова хором в одном темпе. Развивать у детей выдержку, навык коллективного движения в определенном темпе.
Организация игры. Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл
На печи застыл!
Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Методические приемы: использование музыкального сопровождения, соответствующего характеру походки медведя.
Дополнительные рекомендации: медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.
Материал: маска медведя.
Удмуртская народная игра
Удмуртская народная игра «Игра с платочком»
Задача. Закреплять бег друг за другом. Воспитывать внимание, взаимопонимание.
Организация игры. Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.
Методические приемы: считалкой выбирается ведущий
Дополнительные рекомендации: играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.
Материал: считалки
Чувашская народная игра
Чувашская народная игра «Луна или солнце»
Задача. Учить детей договариваться между собой, делиться на команды. Упражнять в перетягивании друг друга через черту.
Организация игры. Выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать.
Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны – игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.
Методические приемы: выбор капитанов считалкой.
Дополнительные рекомендации: проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.
Материал: считалка.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий игры "Брейн ринг "Ты, я, он, она - вместе дружная семья"
Настройки§1234567890-=Backspace Tabqwertyuiop[] Return capslockasdfghjkl;\'\ shift`zxcvbnm,./shift English Deutsch Español Françai...
Открытое занятие «Я, ты, он, она – вместе целая страна, вместе дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч я».
Задачи образовательных областей:ЗДОРОВЬЕ- формировать представления о семье, членах семьи;- способствовать формированию заботливого отношения к родителям, пожилым людям;- закреплять представление о др...
Дидактические игры для детей дошкольного возраста "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"
С помощью игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, со взрослыми и окружающим миром. В контексте современных учебно-воспитательных программ внимание именно к народным игра...
Сценарий праздника «Вместе дружная семья», посвященного семье, семейным традициям, отношениям в семье.
Сегодня наша встреча посвящена семье, семейным традициям, отношениям в семье.Что такое семья – понятно всем. Слово семья состоит из 2 слов – это «семь» и «я&r...
На Урале ты и я – вместе дружная семья!
(игры народов Урала) Любовь к родному краю,знание его истории – основа, на которойтолько и может осуществляться рост духовной культуры всего общества.Д. Лихачев Цель: содейс...
Сценарий празднования Дня народного единства "Вместе дружная семья!".
Сценарий тематического музыкально-познавательного досуга для детей старшего дошкольного возраста. В доступной форме дети приобщаются к празднованию государственных праздников....
03.11.2023. Сценарий ко Дню народного единства "Я, ТЫ, ОН, ОНА-ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ" для старшего и подготовительного возраста.
03.11.2023. Сценарий ко Дню народного единства "Я, ТЫ, ОН, ОНА-ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ" для старшего и подготовительного возраста.Цель: формировать основы гражданственности и патриотизма ч...