Квест- игра в старшей группе «Волшебный оркестр»
план-конспект занятия (старшая группа)

Виторович Виктория Александровна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста музыкальной культуры в процессе элементарного музицирования в ходе квест-игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_2.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад   37 «Веснянка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Квест- игра в старшей группе

«Волшебный оркестр»

Подготовила и провела:

Виторович Виктория Александровна

музыкальный руководитель

Дата проведения:

«        »                              20      г

г.Октябрьский 2017

Цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста музыкальной культуры в процессе элементарного музицирования в ходе квест-игры.

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепить и систематизировать знания о видах оркестра, музыкальных инструментах.
  • Закрепить умение самостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок.
  • Закрепить навык пения без напряжения, начинать петь самостоятельно после вступления, передавать характер песни.
  • Закрепить навык игры на шумовых инструментах и хрустальных бокалах. 
  • Закрепить умение слышать характерные образы сказки-шумелки и воспроизводить их с помощью подручных средств.
  • Упражнять в ориентировке в пространстве.

Развивающие:

  • Развивать слуховое внимание, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость.
  • Расширять представления детей об окружающем их мире.
  • Способствовать развитию связной речи, умению аргументировать свои высказывания и основных психических процессов (память, внимание, мышление).
  • Создать условия для развития логического мышления, смекалки.
  • Развивать умение работать в коллективе.
  • Обогащать словарный запас детей музыкальными терминами: народный и симфонический оркестр, виолончель, контрабас.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру слушания, любовь и интерес к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.
  •  Воспитывать  активность, доброжелательное отношение друг к другу.
  •  Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.-

Предварительная работа с детьми:  слушание пьес в исполнении симфонического и народного оркестра, рассматривание музыкальных инструментов, беседы, игра на шумовых музыкальных инструментах и  хрустальных бокалах; воспроизведение с помощью подручных средств сказок-шумелок.  

Материалы и оборудование: картинки с изображением музыкальных инструментов, симфонического и народного оркестров;  ТСО (ноутбук, интерактивная доска, презентация, фортепиано, музыкальный центр, флеш-носители.); подборка музыкальных произведений; дуб с волшебными желудями и сундуком; нотки с заданиями; конверты с заданиями; разрезные картинки скрипичных ключей; музыкальные нотки-указатели; подручные средства (кастрюля, кусок пенопласта, связка ключей, деревянные палочки, отрез материи и др.); шумовые инструменты для оркестра (маракасы, трещетка, бубен, треугольник, металлофон, дудочка); имитация «домиков» различных животных, в которых спрятаны инструменты для оркестра (нора, логово, дупло, гнездо, пень, куст, муравейник); деревья, с развешанными на них нотками; медали «За успехи в музыке», подарок  -  музыкальные инструменты (губная гармошка и мелодика), игра «Веселые человечки».

Ход квест-игры

Выйдя из группы дети замечают на полу дорожку, выложенную из цветных музыкальных ноток  и вместе с педагогом строят предположения, что это за нотная дорожка и куда она может их привести. Двигаясь в указанном направлении попадают в музыкальных лес.

На экране заставка музыкального леса (1 СЛАЙД)

Воспитатель: Ребята, кажется, мы с вами попали в музыкальный лес!

Музыкальный руководитель: Совершенно верно, вы попали в совершенно необычный лес.

Давайте сейчас постоим в тишине,

Так тихо, как будто бы это во сне.

Услышим тогда, как звучит тишина,

Хоть кажется нам, что она не слышна.

Прислушайтесь…

Что вы услышали?

Звучит мелодичная музыка

Дети: Мы услышали музыку (звуки музыки)

Музыкальный руководитель: Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум. Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным?

Дети: Стало бы скучно и не интересно жить. Мы не смогли бы петь и танцевать.

Музыкальный руководитель:

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной…

Как прекрасно слышать Звук:

Шум дождя и сердца стук!

Да, мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и невкусный.

Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры персонажей.

Слышите, эта волшебная музыка приглашает вас в сказочный музыкальный лес. Он знает, что каждый из вас  умеет играть  на разных музыкальных инструментах и поэтому просит на музыкальной полянке сыграть вас веселый оркестр! Согласны!?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь! С собой предлагаю взять нашу дружбу и таланты! А так как лес музыкальный, то пройти на его музыкальную полянку мы сможем только в том случае, если отправимся в путь по этой нотной дорожке приставным шагом с приседанием.

Идя по нотной дорожке дети подходят к полянке.

Но вдруг раздается страшный свист и голос Соловья-разбойника

Соловей - разбойник (СЛАЙД 2): «Ха-Ха-Ха! Ишь чего захотели, оркестр собрать! Не будет вам музыки!!!  Я все инструменты забрал и спрятал, а без инструментов никакого оркестра  быть не может!»

Воспитатель: Ребята, как же нам быть? Что нам теперь делать ??

Дети: Нам нужно найти музыкальные инструменты!

Воспитатель: Но как, же мы их сможем с вами найти, если мы не знаем где Соловей-разбойник их спрятал?

Раздается голос векового дуба (СЛАЙД 3) 

Дуб: Здравствуйте, мои маленькие друзья, не огорчайтесь, я помогу вам найти  музыкальные инструменты! Я очень старый……, многое повидал на своём веку……. и знаю все уловки Соловья-разбойника! Но вам будет очень не легко.Чтобы вам найти инструменты, необходимо будет проявить смекалку  и находчивость, а также показать свои музыкальные таланты. Вы готовы? Справитесь?

Дети: Да, готовы! Справимся!

Дуб: Ну, тогда слушайте! Помогут вам в вашем не лёгком пути мои волшебные радужные плоды, которые вам необходимо будет срывать в том порядке, в каком расположены цвета на радуге. На каждом жёлуде вы найдёте задание - правильно выполнив которое, вы получите подсказку где искать музыкальный инструмент. Удачи вам , мои юные друзья!

Воспитатель: Ребята, так что же мы должны с вами сделать, чтобы найти наши музыкальные инструменты?

Дети: Сорвать желуди и правильно выполнить задание.

Воспитатель: Какой желудь мы должны сорвать первым и почему?

Дети: Красный! Потому что он первый в радуге. 

На экране появляется радуга и загорается первый цвет – красный (СЛАЙД 4)

 Дети бегут  к дубу и срывают красный желудь.

Воспитатель читает задание

Воспитатель: Найдите нотку красного цвета  и расскажите ей все, что вы знаете об оркестре. Если ей понравится ваш ответ, она вам даст подсказку, где искать музыкальный инструмент.

Дети находят красную нотку и находят рядом с ней конверт с заданием.  

Дети: оркестр, это группа музыкантов, играющая на музыкальных инструментах. Оркестр бывает симфонический и народный. Артисты народного оркестра играют на народных инструментах, а артисты симфонического оркестра на симфонических музыкальных инструментах.

Воспитатель: Ребята, красной нотке очень понравились ваши ответы, но она просит вас выполнить еще одно задание. 

Музыкальный руководитель открывает конверт и достает картинки с изображением народного и симфонического оркестров.

Воспитатель: Ребята, красная нотка просит мальчиков из этих картинок выбрать только те картинки, на которых изображены музыкальные инструменты народного оркестра, а девочек картинки с изображением инструментов симфонического оркестра.

После выполнения задания детьми выполняется взаимопроверка правильности выполнения задания (5 СЛАЙД)

Воспитатель: Ребята, какая же оказывается коварная красная нотка! Она и теперь не желает открыть нам тайну, где же спрятан музыкальный инструмент и просит выполнить еще одно задание. Она просит нас прослушать нас два музыкальных фрагмента и определить, где звучит народный оркестр, а где – симфонический.

Дети прослушивают 2 музыкальных фрагмента (русскую народную мелодию «Ах, вы сени», и «Вальс цветов» П.И.Чайковского)

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Вы с достоинством справились с таким сложным заданием. И за это красная нотка сейчас покажет нам где же нам следует искать первый музыкальный инструмент.

Дети открывают красную нотку и находят в ней картинку с изображением норки.

Дети вместе с воспитателем находят в волшебном музыкальном лесу норку и находят в ней трещотки.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Но прежде чем вы отнесете на полнку первый найденный вами музыкальный инструмент, хочу обратить ваше внимание, что в нашем оркестре у каждого инструмента есть свое определенное место. И вы должны положить найденный инструмент на стульчик, согласно указателю.

Дети кладут трещотки на стульчики, согласно указателю на нем

Воспитатель: Ну что ж ребята, вы готовы  продолжить наши поиски?

Дети: Да! Готовы! 

Воспитатель: Ну, тогда идем и сорвем второй желудь. Какой?

На экране появляется радуга и загорается второй цвет – оранжевый

(6 СЛАЙД)

Дети: Оранжевый!

Воспитатель: Оранжевая нотка желает, чтобы вы порадовали ее веселым ритмическим рисунком попевки, которую вы видите на экране.

Дети находят оранжевую нотку.

На экране появляется ритмический рисунок попевки «Петушок, петушок» (7 СЛАЙД), который дети вместе с воспитателем озвучивают сначала ладошками, а затем распеваются этой попевкой. Музыкальный  руководитель исполняет ее на фортепиано.

За правильно выполненное задание нотка дает им подсказку, что следующий музыкальный инструмент им следует искать в дупле.

Дети находят дупло и достают с помощью воспитателя из него деревянные ложки и относят их на отведенное для них в оркестре место.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше?

Дети: Да!

На экране появляется радуга и загорается третий цвет – желтый

(8 СЛАЙД)

Дети бегут к дубу и срывают желтый  желудь.

Воспитатель: Желтая нотка, знает что мы с вами знаем красивую песню про нотки и, поэтому просит нас ее исполнить.

Дети подходят к нотке желтого цвета и исполняют песню

«Нотная песенка» (9 СЛАЙД)

Музыкальный руководитель: Умнички! Желтой нотке очень понравилось как вы все пели и за это она вам дарит следующую подсказку.

Дети находят в нотке картинку с изображением гнезда.

Затем находят в лесу дерево с  гнездом и с помощью музыкального руководителя находят в нем маракасы.

На экране появляется радуга и загорается четвертый цвет – зеленый

(10 СЛАЙД)

Воспитатель срывает зеленый желудь и читает задание

Воспитатель: Зеленая нотка желает услышать в вашем исполнении игру на необычных инструментах.

Музыкальный руководитель: Ребята, из чего мы можем извлекать звуки? С помощью чего мы можем получит звук?

Дети: Из любых предметов.

Музыкальный руководитель: Совершенно верно! Всё что нас окружает, все может звучать! На свете есть немало предметов, которые издают интересные звуки и их можно использовать, как музыкальные инструменты. И сегодня я вам предлагаю сыграть на хрустальных бокалах.

Под мелодию «Детский вальс» дети, под руководством музыкального руководителя исполняют хрустальный оркестр (11 СЛАЙД)

За красиво сыгранный хрустальный оркестр, зеленая нотка дает детям подсказку, что следующий музыкальный инструмент следует искать в логове.

Дети находят логово и достают из него металлофон.

Воспитатель: Какие вы у меня талантливые! Со всеми заданиями справляетесь!

На экране появляется радуга и загорается голубой цвет (12 СЛАЙД)

Дети подходят к дубу и срывают голубой желудь.

Воспитатель: Голубая нотка просит нас не много поиграть с ней и помочь ей собрать картинку с изображением музыкального знака, который помогает нам войти в мир музыки.

Музыкальный руководитель: Что это за знак такой?

Дети:  Скрипичный ключ.

Команда мальчиков и девочек собирают свои скрипичные ключи (13 СЛАЙД)

Музыкальный руководитель: Какие вы сообразительные! И это задание вам оказалось под силу. Имея скрипичный ключ, мы теперь точно создадим свой оркестр.

Голубая нотка подсказывает, что следующий музыкальный инструмент спрятан под кустом, где дети находят треугольники.

Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы молодцы! Вы уже почти нашли все музыкальные инструменты. Мои помощники, продолжаем наше интересное путешествие дальше?

Дети: Да!

На экране появляется радуга и загорается синий цвет (14 СЛАЙД)

Дети с воспитателем подходят к дубу и срывают синий желудь.

Воспитатель: Ребята, синяя нотка, приготовила для вас очень необычное задание. Она просит вас озвучить её любимую сказку различными предметами, которые окружают нас в жизни.

Дети подходят к синей нотке, и находят корзину с различными подручными предметами. Выбирают себе по одному предмету и садятся в кружок перед экраном, во главе с музыкальным руководителем. На экране демонстрируется сказка-шумелка «Заяц в лесу» (СЛАЙД 16-25)

Жил-был в лесу заяц-трусишка.

Вышел однажды заяц из дома,

А ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (ЦЕЛЛОФАН)

Испугался заяц и - бежать.

(КИТАЙСКИЕ ПАЛОЧКИ)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть,

а дятел на сосне как застучит!

(КОРОБОЧКА)

Бросился заяц бежать.

(МОРСКИЕ РАКУШКИ)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу,

А там сова крыльями как захлопает. (ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке.

(СТОЛОВЫЕ ЛОЖКИ) (быстро)

А на берегу речки лягушки сидели.

(КИТАЙСКИЕ ПАЛОЧКИ)

И комаров ловили

(ШИШКИ)

Увидели они зайца – и прыг в воду.

(КАСТРЮЛЯ)

Заяц обрадовался и говорит:

- А звери меня, зайца, боятся!

Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.

(ХЛОПАЮТ  ЛАДОШКАМИ ПО ТЕЛУ)

Музыкальный руководитель: Ребята, какая интересная сказка у вас получилась! И с этим заданием вы справились. Давайте откроем синюю нотку и узнаем, где же Соловей-разбойник спрятал следующий музыкальный инструмент.

Синяя нотка, дала детям подсказку, что следующий музыкальный инструмент им следует искать в муравейнике. В муравейнике дети, с помощью музыкального руководителя, очень осторожно, чтобы не разрушить его нашли дудочку.

На экране появляется радуга и загорается фиолетовый цвет

(26 СЛАЙД)

Дети с воспитателем подходят к дубу и срывают последний фиолетовый желудь.

Воспитатель: Фиолетовая нотка хочет проверить, какие мы с вами смекалистые и узнать умеем ли мы с вами играть в игру «Четвертый лишний». А мы ведь с вами не только знаем, но и любим, играть в эту игру, поэтому и с этим заданием обязательно сейчас справимся.

На экране появляется фрагмент игры «Четвертый лишний»

(СЛАЙД 27)

Дети: Лишняя здесь труба. Это духовой инструмент. А все остальные (балалайка, домра, гитара) струнные.

Музыкальный руководитель: Умницы! Какие вы у меня молодцы! Многое умеете и знаете! Но давайте скорее узнаем, где же Соловей-разбойник спрятал наш последний музыкальный инструмент?

Нотка подсказывает, что его надо искать в пне. И это бубен.

Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы молодцы!  Правильно выполнили все задания и нашли все музыкальные инструменты. Теперь нам никто не сможет помешать организовать наш оркестр и вернуть в музыкальный лес веселье и музыку!

Дети занимают свои места и исполняют народный оркестр 

(28 СЛАЙД)

С последними звуками лес озаряется цветные огоньками и вновь раздается голос дуба (29 СЛАЙД)

Дуб: Спасибо вам, мои юные друзья! Вы с честью справились со всеми заданиями, нашли музыкальные инструменты и вернули в наш волшебный лес  музыку! И за это я хочу вас наградить и преподнести вам подарок!

Дети подходят к дубу, находят на нем привязанный на цепях сундук, снимают его и находят в нем медали для каждого участника «За успехи в музыке», музыкальные инструменты – мелодику и губную гармошку и игру «Веселые человечки».

Музыкальный руководитель: Спасибо, вам ребята! Вы мне сегодня очень помогли! Но прежде чем вы покинете музыкальный лес, скажите, пожалуйста, что для вас было во время нашего путешествия самым сложным? А что самым интересным? Что нового вы сегодня узнали и чему научились?

Выслушивает ответы детей

Воспитатель: Ребята, я очень горжусь вами! Но нам уже пора возвращаться назад в детский сад!

Приставным шагом с приседанием дети выходят из музыкального леса и отправляются к себе в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест - игра для детей старшей группы "Волшебная лаборатория"

Квест - игра для детей старшей группы "Волшебная лаборатория"...

Методическая разработка квест - игра по экологии в старшей группе "Волшебный лес"

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей ср...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшей группы «Волшебная палочка или новые приключения Незнайки» (квест-игра)

Цель: закрепление знаний о гласных звуках и буквах (А, О, У, Ы, Э, И) и совершенствование знаний ПДД....

Квест-игра по экологии в старшей группе «Волшебный лес»

Игры и задания для детей по экологии....