Проект "Путешествуем в сказку"
проект (средняя группа)
Актуальность.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_puteshestvuem_v_skazku.docx | 36.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРНАЯ СКАЗКА»
Проект
по театральной деятельности в средней группе
«Путешествуем в сказку»
Выполнила: воспитатель высшей
кв. категории Пронина А. И.
г. Новый Уренгой
2022-2023 уч. год
Пояснительная записка
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо…
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Проблема.
- недостаточно внимание родителей и детей к театру;
- мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
- недостаточно театральных костюмов и масок в группе;
- застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
3. Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.
Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Ожидаемый результат проекта:
- Обогащённая среда в группе;
- Картотека видеоматериалов;
- Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
- Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
- Активизация творческих способностей детей;
- Активное участие родителей в жизни группы.
Формы и методы работы:
- Чтение художественной литературы;
- Беседы;
- Игры – драматизации;
- Слушание музыкальных произведений;
- Просмотр сказки;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Заучивание стихов;
- Выставка стенгазет «Моя любимая сказка»;
- Театрализованная деятельность.
Участники проекта:
- Воспитатели группы;
- Дети 4-5 лет;
- Родители.
Тип проекта: творческий, игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь - март)
Материально-технические ресурсы:
- Сказки, иллюстрации;
- Аудио, видеоматериалы;
- Мультимедийная техника;
- Костюмы для театрализованной деятельности;
- Атрибуты для разных видов театров.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный:
- анкетирование родителей;
- наблюдение за деятельностью детей;
- выделение целей и задач;
- создание условий для реализации проекта.
II этап – основной:
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями.
III этап – заключительный:
- подведение итогов реализации проекта;
- соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
План проведения проекта:
I этап:
1. Опрос родителей: «Играете ли вы с детьми в театр?»
2. Совместное создание педагога с родителями и детьми театрального уголка в группе:
- пальчиковый театр;
- настольный театр;
- кукольный театр;
- плоскостной театр.
3. Создание картотек театрализованных игр, этюдов, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, скороговорок, физминуток.
4. Подготовка планов-конспектов театрализованной деятельности и театрализованных игр, спектаклей сюжетно-ролевых игр, занятий с элементами театрализации.
II этап:
1. Работа с детьми:
- презентация для детей о различных видах театра;
- чтение и беседа по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок»;
- заучивание наизусть стихотворений, небольших текстов театрализованных игр;
- активное использование в совместной деятельности с детьми разных видов театра;
- обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок и т. д.
- создание игровой среды для самостоятельной театральной деятельности детей в детском саду (изготовление театров, билетов; подбор музыки, реквизита);
- репетиции с детьми для дальнейшего показа спектаклей настоящим зрителям - детям других групп;
- овладение детьми выразительными средствами для создания образа персонажей: движение, поза, мимика, жест, речевая интонация;
- свободные театрализованные и творческие, сюжетно-ролевые игры детей;
- участие детей в праздниках и развлечениях с использованием театрализованных постановок;
- выставка стенгазет «Моя любимая сказка».
2. Работа с родителями:
- консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста»;
- рекомендация «Как творчески развить ребенка»;
- семинар – практикум «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству»;
- выставка - презентация разных видов театра;
- изготовление в группу новых видов театра, атрибутов, масок и костюмов для сказки «Теремок»;
- совместное участие детей и родителей в праздниках и развлечениях: день матери, неделя сказки.
III этап:
- совместный вечер «В гостях у сказки»;
- опрос родителей по результатам проекта.
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Дата | Результат | |||
Подготовительный этап | ||||||
1 | Анализ имеющегося материала | октябрь | Список имеющихся и недостающих материалов. | |||
2 | Анкетирование для родителей «Играете ли вы с детьми в театр?» | октябрь | Выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам; | |||
3 | Информирование родителей о проекте. | октябрь | Готовность родителей оказать помощь в проекте. | |||
4 | Составление плана-сетки мероприятий по реализации проекта. | октябрь | План-сетка мероприятий. | |||
5 | Совместное создание педагога с родителями и детьми театрального уголка в группе: - пальчиковый театр; - настольный театр; - кукольный театр; - плоскостной театр. | ноябрь | Обогащённая среда. | |||
6 | Создание картотек театрализованных игр, этюдов, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, скороговорок, физминуток. | ноябрь | Картотеки | |||
7 | Подготовка планов-конспектов театрализованной деятельности и театрализованных игр, спектаклей, сюжетно-ролевых игр, занятий с элементами театрализации. | ноябрь | Планы - конспекты | |||
Основной этап | ||||||
1 | Чтение и беседа по сказкам: - «Репка» - «Колобок» -«Теремок» | октябрь - декабрь | Чтение русских народных сказок, решение речевых и познавательных задач. | |||
2 | Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста» | октябрь | Формирование представлений о значении театрализованных игр в развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста» | |||
3 | Театрализованная постановка на празднике «Три мамы» | ноябрь | Развитие артистических навыков | |||
4 | Рекомендация для родителей «Как творчески развить ребенка» | ноябрь | Формирование о необходимости развития творческого потенциала детей в семье. | |||
5 | Выставка стенгазет «Моя любимая сказка» | декабрь | Развитие творческих способностей. | |||
6 | Театрализованные, творческие и сюжетно-ролевые игры | октябрь - март | Развитие речевых и творческих способностей детей. | |||
8 | Семинар – практикум для родителей «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» | январь | Повышение компетентности родителей в применении театрализованной деятельности, в развитии фантазии и детского творчества. | |||
9 | Выставка - презентация разных видов театра | |||||
10 | Игры – драматизации: -игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей; - обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок. Заучивание стихов. Инсценировки сказок «Репка», «Колобок», «Теремок». | ноябрь - февраль | Развитие артистических навыков. | |||
6 | Выбор сказки для драматизации, распределение ролей. | февраль | ||||
7 | Изготовление родителями атрибутов и костюмов к сказке «Теремок» | февраль | Активное участие родителей в жизни группы. | |||
8 | Подготовка к драматизации сказки «Теремок» | февраль - март | ||||
Подведение итогов реализации проекта | ||||||
17 | Итоговое мероприятие: Совместный вечер «В гостях у сказки» | март, 2023 |
№ | Дата проведения | Формы, методы, содержание деятельности |
1 | октябрь - ноябрь | 1. Артикуляционная гимнастика: «Тик-так», «Лошадка», «Качели», «Мяу», «Гав – гав», «Пи – пи - пи». 2. Дыхательная гимнастика: «Ветерок», «Раз, два, три….» и т.д. 3. Пальчиковые игры: «Веселая семейка», «Прогулка в лес», «Этот пальчик – дедушка», «Кошки – мышки» и т.д. 4. Пластические этюды: «Маленькая мышка», «Осторожный кот». 5. Упражнения на интонационную выразительность: «Скажи, какая репка». 6. П/и: «Репка – репонька», «Лохматый пес», «Кот и мыши». 7. Игры и упражнения по развитию речи: «Кто, что умеет делать», «Закончи предложение», «Кто больше слов скажет», «Как сказать по-другому» и т.д. 8. Физкультминутки: «Репка», «Посадили репку в огороде». 8. Игры на воображение: «Новая сказка», «Разговор по телефону». 9. Рисование сказки «Репка». 10. Обыгрывание эпизодов сказки. Показ сказки «Репка» (настольный театр) для детей. |
2 | декабрь - январь | 1. Артикуляционные гимнастики: «Длинный язычок», «Качели», «Маятник», «Трубочка», «Весело жуем». 2. Чистоговорки 3. Пальчиковые игры 4. Этюды на пластику: «Хитрая лисичка», «Ловкая лисичка» и т.д. 5. Упражнения на интонационную выразительность: «Спой песенку как лисичка». 6. Мимические этюды: 7. П/и: «Зайка беленький сидит», «У медведя во бору». 8. Упражнения на развитие воображения: «Отгадай и покажи», «Что было бы…», «Измени сказку», « Сказка на новый лад», «Кто поможет колобку». 9. Упражнения и игры на развитие речи: «Как сказать по – другому», «Кто больше слов скажет», «Скажи какой?» 10. Д/и: «Узнай сказку», «Собери сказку», «Расскажи сказку». 11. Рисование героев сказки «Колобок». 12. Обыгрывание эпизодов сказки. Показ сказки «Колобок» (плоскостной театр) для детей. |
3 | февраль - март | 1. Артикуляционная гимнастика: «Лопатка», «Маятник», «Вкусное варенье», «Ква –ква – ква». 2. Чистоговорки с пальчиковыми играми: «Теремок» и т. д. 3. Пластические этюды: «Маленькая мышка», «Веселая лягушка», «Большой медведь», «Звери испугались», «Мишка косолапый» и т.д. 4. Музыкальная игра: «Стоит в поле теремок…» 5. Хороводная игра: «Мы на луг ходили…» 6. Упражнения на интонационную выразительность: «Скажи как герои сказки». 7. Д/и: «Угадай сказку» 8. П/и: «У медведя во бору» 9. Игры и упражнения по развитию речи: «Про кого я говорю», «Исправь ошибку», «Кто больше увидит и назовёт», «Скажи какой», «Сравни разных зверят». 10. Игры на воображение: Триз - игра «Хорошо - плохо», «Узнай, из какой сказки и покажи сам», «Сравни героев сказки», «Сочиним сказку «Теремок» с новым концом». 11. Рисование «Теремок для зверят» 12. Обыгрывание эпизодов сказки. Показ сказки «Теремок» для детей других групп и родителей. |
Вывод: Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает, создает психологический комфорт пребывания детей в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"
Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...
Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"
Значение сказки в жезни ребенка...
"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"
Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...