Методическая разработка игр " Времена года"
методическая разработка (старшая группа)
Речевые,познавательные,дидактические игры с ознакомлением детей с временами года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Времена года | 872.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры-познавательные, дидактические, речевые «ВРЕМЕНА ГОДА» старшей группы
Автор-составитель Казикова Т.А.
Описание. Публикация знакомит со временами года и предназначена для педагогов и родителей ребят в возрасте 4-6 лет.
Цель: знакомство ребят со временами года.
Задачи:
расширить представления детей о характерных особенностях разных времен года; воспитывать любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе.
Оборудование: иллюстрации времен года, подборки загадок и игр.
Педагог:
Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы.
Е.Карганова
Сегодня мы отправимся в гости к временам года. Их четыре. И они всё время идут друг за другом, не нарушая заведенный порядок. Посмотрите на картинки и назовите, какое время года на них изображено.
Ответы детей.
Педагог:
По каким признакам вы определили это время года?
Ответы детей.
Педагог:
Давайте ещё раз назовем времена года: весна, лето, осень, зима. Затем времена года повторяют свой круг.
Игра «Исключи лишнее слово»
Педагог предлагает ребятам сыграть в игру «Исключи лишнее слово». Он читает ряд слов и а дети должны найти лишнее слово, объяснив свой выбор.
1. Санки, снег, трава, сосульки, горка. (Зима)
2. Почки, яблоки, листья, ручьи, подснежники. (Весна)
3. Клубника, яблоки, огурцы, снег, цветы. (Лето)
4. Листопад, дождь, холод, овощи, ландыши. (Осень)
Педагог:
Первая наша остановка называется «Весна»
У весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи.
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало.
Но дела идут на лад:
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
Т.Ф. Шорыгина
У весны много света и солнца. Оно будит природу после зимнего сна. Весной расцветают цветы на лугах и полях, фруктовые деревья в садах, появляются птицы и насекомые.
Педагог:
Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете говорить мне отгадки.
Весенние загадки:
1.) Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
(Весной)
2.) У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
(Подснежник)
3.) Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки.
(Берёза)
4.) Он прилетает каждый год
Туда где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет.
(Скворец)
5.) Ветерок-пастушок
Затрубил в свой рожок.
Собрались овечки
У небесной речки.
(Облака)
Весенняя игротека «Назови пару»
Педагог:
Весной у животных появляются детеныши. У коровы - теленок, у паука – паучок. Наша игра называется «Назови пару». Я буду называть вам животное, а вы его ребенка.
У медведя – … медвежонок, у лисы – … лисенок, у волка – … волчонок,
У рыси – … рысенок, у белки – … бельчонок, у коровы – … теленок,
У овцы – … ягненок, у бабочки – … гусеница, у курицы – … цыпленок,
у грача - … грачонок, у зайца - … зайчонок, у утки - … утенок.
Педагог:
Ребята, какая пора года наступает после весны?
Ответы детей.
Педагог:
Правильно лето. Вторая наша остановка называется – «Лето»
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!
Е. Трутнева.
Лето - самое теплое время года, главный его цвет — зеленый. Оно дарит силу растениям и животным, помогает вырастить малышей. У лета много ягод и цветов.
Педагог:
Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете говорить мне отгадки
Летние загадки:
1.) Солнце печёт,
Липа цветёт.
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(Лето)
2.) Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ...
(Солнце)
3.) Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
(Радуга)
4.) В летний солнечный денек
золотой расцвел цветок,
На высокой тонкой ножке
все дремал он у дорожки,
А проснулся — улыбнулся:
— Вот пушистый я какой,
Ах, боюсь, что разлечусь.
Тише, ветер луговой!
(Одуванчик)
5.) Не ворона, не синица, -
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу «ку-ку».
(Кукушка)
Летняя игротека «Укрась землю цветами»
Педагог:
Летом много цветов и наша игра называется «Укрась землю цветами».
Каждый ребенок получает по 10 сердцевинок и 50 лепестков. По сигналу педагога они начинают складывать цветы. Кто быстрее сложит цветы, тот победил.
Педагог:
Ребята, какая пора года наступает после лета?
Ответы детей.
Педагог:
Ребята, вы правы это осень, третья наша остановка так и называется - «Осень»
Осень подойдет не слышно,
Тихо станет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река.
Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь –
Значит, наступила осень.
Т.Ф. Шорыгина
Осень дарит урожай зерен, фруктов и овощей, чтобы люди могли сделать запасы еды до нового лета, и приготовится к зиме. Осенью все вокруг становится золотым, желтым и багряным.
Педагог:
Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете говорить мне отгадки
3. Осенние загадки.
1.) Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(Осенью)
2.) Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...
(Дождь)
3.) Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться
Собрались все в стайки ...
(Птицы)
4.) Вперевалку зверь идет
По малину и по мед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны.
(Медведь)
5.) По дереву стучу,
Что-то я достать хочу.
Хоть и скрылся под корой -
Червячок-то будет мой!
(Дятел)
Осенняя игротека «Кто больше назовет овощей?»
Педагог:
Осень пора грибов, плодов и овощей. И я предлагаю вам принять участие в игре «Кто больше назовет овощей?» Для этого ребята по очереди называют овощи, тот, кто больше назвал, становиться победителем. (Например: морковь, капуста, лук, чеснок, баклажан, картофель, свекла, брюква и т.д.)
Педагог:
После осенних дождей наступает время зимних морозов. Последняя, четвертая, наша остановка называется – «Зима»
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаете зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаете зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаете зиму?
Т.Ф. Шорыгина
Зима дарит природе отдых. Деревья сбрасывают листву, многие животные засыпают, чтобы переждать холода. Зимой на землю падает белый снег, который защищает её от сильных холодов. Зима украшаю мир инеем и снежинками и поэтому похожа на сказку.
Педагог:
Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы будете говорить мне отгадки
Зимние загадки.
1.) Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой)
2.) Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(Мороз)
3.) С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые...
(Снежинки)
4.) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
5.) К нам домой под Новый год
Кто-то из лесу придёт,
Вся пушистая, в иголках,
А зовут ту гостью ...
(Ёлка)
6.) Встал, как столбик,
Под сосной.
И стоит—
Уши больше головы.
(Заяц)
Зимняя игротека «В лесу родилась елочка…»
Педагог
Зимой мы отмечаем, самый любимый и радостный праздник - Новый год, украшаем елочку. А сейчас мы сложим, кто быстрее, мозаики «Елочка»
Игра «Гном»
Педагог
Зимой бывает очень холодно. Давайте согреемся и поиграем в игру «Гном». Повторяйте за мной слова и движения.
Жил-был маленький Гном (присели).
С большим колпаком (руки подняли вверх, сложили домиком).
Он был путешественник (шагаем на месте)
На лягушке он скакал.
Прыг-скок. Ква-ква. (прыгаем)
И на стрекозе летал – ух высоко. (машем руками, будто бы летим)
По ручью плыл в чайной чашке.
Буль-буль, буль-буль.
(изображаем, как мы плывем)
Ехал он на черепашке.
Топ-топ, топ-топ.
(шагаем)
И протопав все тропинки,
Гном катался в паутинке.
Кач-кач, кач-кач.
(наклоны в стороны)
Утро придет –
Гном опять в поход пойдет.
(шагаем)
Игра: «Да» или «Нет»?
Педагог:
А теперь давайте сыграем еще в одну игру. Я буду читать предложение, а вы, если согласны говорите «Да», если не согласны говорите «Нет»
1. Осенью падает первый снег. (Да)
2. Летом прилетают снегири. (Нет)
3. Зимой можно кататься на роликах. (Нет)
4. Весной цветут подснежники. (Да)
5. Осенью собирают урожай. (Да)
6. Летом падают снежинки. (Нет)
7. Весной можно кататься на санках. (Нет)
8. Летом можно загорать на солнце. (Да)
9. Осенью тают сосульки. (Нет)
10. Зимой дети играют в снежки. (Да)
Педагог:
Вот мы и познакомились с четырьмя временами природы, отгадали их загадки и поиграли в их игры.
В заключении я показываю вам иллюстрацию, а вы говорите, когда это бывает.
Ответ детей:
ЗИМОЙ
Ответ детей:
ВЕСНОЙ
Ответ детей:
ОСЕНЬЮ
Ответ детей:
ЛЕТОМ
Педагог:
До свидание ребята, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Лэпбук "Времена года".
Дидактическое пособие лэпбук «Времена года» - комплекс дидактических игр и заданий, направленных на развитие познавательной и речевой активности у детей разного дошкольного возраста....
Методическая разработка "Мнемотаблица - времена года"
Закрепить знания детей о временах года...
Учебно- методическая разработка. Тема:"Время года- осень" для детей с нарушением слуха в группе 5 года обучения.
Состоит из 2 конспектов - НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Яркие краски осени", с элементами эксперименти...
Методическая разработка "Лэпбук времена года"
Лэпбук - это новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, система...
Методическая разработка презентация "Времена года. Зима"
Материал для закрепления представления детей о признаках зимы....
Методическая разработка лэпбук "Времена года"
Лепбук «Времена года» представляет собой раскладывающуюся двухстороннюю папку, которую можно разложите на столе, как в горизонтальном, так и в вертикальном положении....
Методическая разработка "Лэпбук "Времена года"
Лэпбук "Времена года"...