Тема: «Развитие критического мышления детей дошкольного возраста»
статья
Цифровое общество агрессивно навязывает людям свои стандарты жизни. Количество информации вокруг нас растёт. Детей уже с раннего возраста вовлекают в интернет ресурсы. Но даже взрослые, находясь постоянно в интернет пространстве, теряют целенаправленность мышления и деятельности, перестают себя контролировать, теряя время попусту и растрачивая душевные силы на сиюминутные, ненужные вещи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_11.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»
Статья
Тема: «Развитие критического мышления детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Ларкина А.А.
2021
Цифровое общество агрессивно навязывает людям свои стандарты жизни. Количество информации вокруг нас растёт. Детей уже с раннего возраста вовлекают в интернет ресурсы. Но даже взрослые, находясь постоянно в интернет пространстве, теряют целенаправленность мышления и деятельности, перестают себя контролировать, теряя время попусту и растрачивая душевные силы на сиюминутные, ненужные вещи. Ещё сложнее детям. Незрелая воля и мышление заставляют их буквально бросаться на всё яркое, динамичное и увлекательное. Так, не успев ещё сформироваться и определиться, личность растворяется, уносится по информационным волнам в непредсказуемом направлении, что приводит подчас к фатальным последствиям − вовлечению в опасные сообщества, моральному и нравственному развращению, цифровому слабоумию, игровой и интернет-зависимости.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления. Критическое мышление помогает ребенку использовать существующие знания и навыки для того, чтобы творчески решать проблемы, понимать точку зрения других людей, формировать собственное мнение и т. д. Критическое мышление помогает детям понимать происходящие события, сравнивать и противопоставлять информацию. Иными словами, критическое мышление дает ответ на вопрос, «как», а не «что» думать.
Когда человек созревает для критического мышления? Всё детство − так или иначе, период зависимости от окружающих, что не случайно. Именно благодаря этой потребности ребёнка зависеть от взрослого (или, как говорят психоаналитики, привязанности) становится возможным воспитание и обучение детей, передача культурного и духовного опыта. Это очень важная потребность, благодаря которой на Земле сохраняется и развивается человеческая цивилизация, да и само человечество.
Почему критическое мышление важно для детей
1. Критическое мышление помогает детям на протяжении всей жизни.
Критическое мышление – это один из мыслительных навыков. Он не связан с какой-то определенной сферой, и поэтому остается актуальным в любом возрасте. Умение систематически мыслить и решать проблемы приносит пользу во всех жизненных сферах.
2. Помогает принимать решения.
Независимо от того, насколько важные решения принимает ребенок (например, в какую игру играть, какой мультфильм посмотреть и т. д.), критическое мышление помогает ему следить за ходом мыслей – думать более последовательно и систематично – что приводит к правильным решениям. Со временем это приводит к развитию независимого мышления. Также критическое мышление помогает ребенку принимать решения, основываясь на фактах.
3. Поощряет творчество.
Критическое мышление помогает ребенку решать проблемы и развивать новые творческие способы их решения. Ребенок выходит из зоны комфорта, чтобы найти нестандартный способ решения проблемы.
4. Пробуждает любопытство.
Если у ребенка развиты навыки критического мышления, он не будет принимать информацию за чистую монету, а будет проверять ее и узнавать больше о понятиях и ситуациях, с которыми сталкивается. Проверяя информацию, ребенок задает себе вопросы типа «Откуда я это узнал?», «Что, если это неполная или недостоверная информация?» и т. д. Так у него развивается любознательность, и он узнает новое на протяжении всей жизни. Также ребенок становится более внимательным к деталям – это помогает лучше понимать вещи.
5. Развивает способность адаптироваться и решать проблемы.
Люди, у которых развито критическое мышление, мыслят систематически, поэтому они умеют успешно решать проблемы. Критическое мышление позволяет анализировать ситуации, принимать взвешенные решения, высказывать объективные суждения и принимать меры для решения проблем.
Также критическое мышление является одним из главных навыков, который позволяет детям мыслить нешаблонно и адаптироваться к изменениям.
Развивать критическое мышление у детей можно при помощи следующих способов:
Спрашивайте и наблюдайте
Порой мы привыкаем постоянно говорить детям о том, что им нужно делать, и до мелочей объясняем любые интересующие их темы. Однако самая эффективная стратегия развития мышления предполагает постановку открытых вопросов («Как ты думаешь, почему он поступил именно так?») и наблюдение («Ничего себе, посмотри, как расцветает это дерево»). Когда разговор открытый, ребенку приходится больше думать. Образно говоря, вы бросаете ребенку мяч, а он пасует его обратно.
Спрашивайте: «Откуда ты это знаешь?»
Этот простой вопрос помогает детям осознать их собственную способность рассуждать. Как только ваш ребенок объяснит, откуда и почему он знает что-либо, примите его информацию и продолжайте задавать вопросы, раскрывающие его предположения. Даже если ваш ребенок что-то понимает неправильно, ваши вопросы помогут ему прийти к истине. Если говорить детям, что они не правы, это тут же парализует их мышление.
Обсуждайте убедительные и неубедительные доводы
По мере взросления детей окружающие люди постоянно будут приводить им аргументы и в чем-то убеждать – по телевидению, в журналах, на детской площадке и даже дома. Поэтому, если другой ребенок приказывает вашему ребенку отдать ему деньги, потому что «так тут заведено», помогите своему ребенку сформулировать, почему такой довод плох.
Проявляйте уважение к оппонентам
Если вы не согласны с позицией или мнением другого человека, объясните, почему вы не согласны, но старайтесь не обижать оппонента. Демонстрируйте уважение к людям, чьи идеи отличаются от ваших, тогда это поможет ребенку понять, что можно мыслить критически и при этом успешно социально взаимодействовать с другими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к проведению круглого стола по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством игры»
Обобщение педагогического опыта...
Статья ПО ТЕМЕ: РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
Игра одно из действенных средств разностороннего физического и интеллектуального развития и воспитания ребенка, помогающих решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с:1....
Обобщение опыта по теме: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша»
Обобщение опыта по развитию логического мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством технологии Дьенеша....
Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Консультация на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»...
Консультация для родителей по теме: "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".
Обучение математике в игровой форме развивает и формирует познавательный интерес ребенка....
Презентация на тему:"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр".
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Игра для дошкольника-способ познания окружающего мира. Она является средством воспитания, если ее включить в целостный педагогическ...
Мастер-класс для педагогов на тему "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"
Мастер-класс "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр"...