Статья для педагогов доу. Публикация в сборнике научно- исследовательских, методических и творческих работ.МОЯ ОТЧИЗНА.
статья
Общечеловеческие и национальные ценности как один из важнейших компонентов содержания воспитания детей в разных видах деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Общечеловеческие и национальные ценности как один из важнейших компонентов содержания воспитания детей в разных видах деятельности.
Фоменко Оксана Геннадьевна
Воспитатель:
МБДОУ «детский сад №50»
Современное российское общество переживает один из критических моментов в своей истории, когда обращение к человеку, его сущности, творческим силам становится необходимым условием выживания как отдельного человека, так и социума в целом. Всё в большей степени ощущается потребность в обращении к культурно-историческому наследию народа, представленному в знаках и символах искусства, архитектуры, праздника. Традиционно праздник в дошкольном образовательном учреждении выступал формой организации досуговой деятельности ребёнка (Т.И.Осокина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова и др.). Понимание пространства праздника расширяется и углубляется в связи с тем, что в нём проявляются интеллектуально-познавательные, художественно-эстетические способности и потребности ребёнка, его личностная культура в целом.
В дошкольном учреждении общечеловеческие и национальные ценности являются одним из важнейших компонентов содержания воспитания детей в разных видах деятельности. Праздничные обряды, традиции наполнены теми же эстетическими, нравственными и экзистенциальными ценностями, что и явления современной жизни. В национальной культуре праздник связан с повседневной деятельностью человека, он организует и наполняет её смыслами, ценностями, чувством ритмического протекания природных процессов и жизни человека. В.В.Савчук особо подчёркивает значимость праздника, в котором снимается напряжение будней, гармонизируется эмоционально-психическое состояние человека и общества, восстанавливается взаимосвязь с природой и обществом.
Л.Б.Симонова доказала, что праздник имеет ценностно-адаптационный, познавательный, проективный, коммуникативный потенциал. Именно его раскрытие и позволяет развивать творческие способности ребёнка, где проявляются его познавательные, ценностно-смысловые и творческие устремления. Положительные эмоции, радость, торжество жизни в празднике создают тот эмоциональный фон, на котором наиболее ярко высвечивается культура человека. Поэтому праздник является не только свободным времяпровождением, но и при определённых педагогических условиях становится пространством развития самоорганизации, культурного самовыражения ребёнка, вызывает у него оптимистичное мироощущение.
В теории дошкольной педагогики сложились представления о значимости праздника: для полноценной культурно-досуговой деятельности ребёнка (Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Н.А.Метлов и др.), для освоения им позиции субъекта и возможности творческого самоутверждения, самореализации (М.В. Крулехт), для максимального раскрытия индивидуального потенциала ребёнка (М.В.Корепанова), для развития его целостного мировидения (И.Э.Куликовская). В исследованиях детский праздник определяется как досуг, сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, самообразование и . творчество (А.В. Антонова, Н.А.Ветлугина, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, А.В. Кенеман, Т.С. Комарова и др.). Многогранный феномен праздника обусловливает необходимость и возможность развития культуры ребёнка, его стремления познавать мир, положительного эмоционального настроя, нравственных и художественно-эстетических качеств, позитивного отношения к природе, самому себе, другим людям, культуре.
Весьма значимо воспитание ребёнка в русской народной традиции, так как русская нация является титульной в России и определяет развитие ценностно-смысловых ориентиров, поведения, в целом картины Мироздания. Русские праздники изучены Д.К.Зелениным, В.И.Чичеровым, В.Я.Проппом, Л.М.Сабуровой, Г.Г.Шаповаловой и другими учёными, которые отмечали их значимость в жизнедеятельности человека. М.М.Бахтин настаивал на глубоком смысловом миросозерцательном содержании праздника, наполненном высшими целями человеческого существования, идеалами и смыслами жизни. Развитие личности, ориентированной на ценности познания, переживания и преобразования, взаимодействия с представителями других культур наиболее последовательно осуществляется в процессе воспитания, которое выступает социальным механизмом связи прошлых, настоящих и будущих культур. Интеграция образов национальных героев, отражённых в народных сказках, фольклорных праздниках и народных подвижных играх, обеспечит создание воспитательного пространства жизнедеятельности ребенка. Накопленного веками культурные национальные ценности помогут ему присвоить ментальные характеристики своего народа.
Важнейшие компоненты культуры - традиции и обычаи — направлены на сохранение и воспроизводство ценностей, проверенных и утверждённых в культурно-историческом процессе общественных отношений. Традиции и обычаи имеют свою специфику, обусловленную этно социальными условиями, противостоящими массовой культуре, уводящей людей от истоков жизни. У каждого народа существуют свои обычаи, песни, традиции, пословицы, сказки и праздники, которые отражают его национальный характер. Сам термин «традиция» означает передачу ценностей общественных установлений, норм поведения и т. д. В традициях фиксируются исторически сложившиеся нормы и принципы отношений, взаимоотношений, идеалы, утвердившиеся в социуме, обеспечивающие выживание и активную жизнедеятельность человека. Для детского коллектива традиции имеют особое значение: они способствуют формированию духовных ценностей для развития позитивного мировидения и социально-личностных отношений в сообществе. Поэтому систематическое приобщение личности к национальным традициям, наиболее ярко представленным в культуре праздника, по нашему мнению, должно стать ведущим направлением развития творческих способностей ребёнка.
У всех народов и во все времена самым любимым развлечением и ритуальным занятием были и остаются праздники, которые возникли в архаичные времена. Ещё греческий философ Демокрит говорил, что жизнь без праздников похожа на длинную дорогу без ночлега, а французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал, что праздник и обряд занимают в жизни человека такое же место, как дом в пространстве. В знаменитом сборнике «Пословиц русского народа» праздникам посвящено несколько десятков колоритных и ёмких крылатых высказываний: «У Бога всегда праздник»,,. «Всякая душа празднику рада», «И дурак знает, что в Христов день -праздник» (В. Даль). Вместе с тем праздник - не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Не случайно с давних пор всякий народный праздник является не только «не работным днём», но и днём знаменательным, памятным, посвященным определённому событию. У каждого праздника своё время, своя идея, своё «лицо» и учредить или выдумать народный праздник невозможно. Поэтому не каждый свободный от работы день можно назвать праздничным. Сегодня некоторые официальные торжества, отмеченные в государственном календаре красными цифрами, являются праздниками лишь формально. Они не оказывают заметного влияния на сознание и эмоциональную жизнь людей, не выражают никакой идеологии, никаких общественных ценностей и идеалов. А поскольку смысл таких праздников неясен миллионам людей, то они могут вызывать равнодушие или восприниматься как простой выходной день.
А.В. Захаров утверждает, что настоящий, подлинный праздник - это важное событие культурной жизни общества, коллектива, семьи или личности. Праздники удовлетворяют разнообразные социальные и духовные потребности: в отдыхе и перемене деятельности, в общении и причастности к определённым традициям, в этнической и гражданской идентичности, в признании и самовыражении. Праздники бывают религиозные и нерелигиозные, государственные и общественные, групповые, профессиональные, семейные, индивидуальные и т.д. Если рассматривать праздники сквозь призму культуры, то можно увидеть, что они несут людям очень важную информацию о традициях и нормах общественного поведения и сами, в целом, выступают элементом культурной традиции. Праздник, взятый с точки зрения его ритуальной, обрядовой стороны, представляет собой весьма эффективную форму социального контроля в сфере досуга. Поскольку использование людьми свободного времени является важной общественной проблемой, его следует трактовать как часть культуры.
Обращает внимание А.В. Захаров и на своеобразие современной исторической ситуации, в календаре которой отражаются разные системы идеологии, разные представления о человеке и его идеалах. С одной стороны, сохранились многие праздники, доставшиеся в наследство от бывшего СССР, например, 1 Мая, многие профессиональные праздники. С другой стороны, возрождается ряд традиционных праздников, прежде всего религиозных. И, в-третьих, у части населения, в особенности у молодежи, становятся популярными новые, заимствованные у других народов праздничные традиции, такие как День Святого Валентина, Хэллоуин и т.п. От этого культурная жизнь становится, в целом, интереснее и разнообразнее. Однако возникает парадоксальная ситуации, когда многие люди искренне не понимают, для чего нужен тот или иной конкретный праздник, чем в эти дни следует заниматься, как нужно себя вести. Это и порождает психологическое состояние, которое в социологических опросах фиксируется как «неудовлетворенность общественными праздниками».
На народном празднике можно не только развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, но и осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному. Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей. В подавляющем большинстве наиболее важные народные праздники всегда приурочивались к началу и завершению сельскохозяйственных работ, в которых принимал участие весь «мир». Поэтому хотя одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие - аграрным ожиданиям и достижениям, третьи - счастливым семейным датам и т. д., однако все они служат проявлением безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа.
Детям дошкольного возраста порой недоступны многие обряды народных праздников, окончательный их смысл они не понимают и воспринимают только их внешнюю, действенную сторону. Традиционный праздник в дошкольном учреждении оставляет закрытым для ребёнка глубинную сущность и тот смысл, который придавался праздникам в культурно-историческом процессе.
В связи с этим необходимо разработать педагогическое сопровождение праздников в условиях ДОУ, которое обеспечит развитие творческих способностей у ребёнка дошкольного возраста в воспитательном пространстве праздника. Для реализации поставленной цели необходимо было решить ряд задач:
1. Создать условия для осмысления воспитателями ценности воспитательного пространства праздника в развитии личностной культуры ребёнка-дошкольника.
2. Предложить алгоритм развития творческих способностей ребёнка в воспитательном пространстве праздника.
3. Разработать содержание образования, в котором представлены культуросообразные знания о празднике, способы его познания, эмоционально-ценностного отношения к нему как времени торжества, радости, вспоминания и чествования природных и социокультурных событий, а также опыт творческой деятельности в подготовке и реализации праздника.
4. Апробировать культуросообразные педагогические технологии развития творческих способностей ребёнка: учебно-игровые, знаково-символические, коммуникативно-диалоговые, художественно-творческие, ценностно-развивающие, проективные, технологии педагогической поддержки ребёнка в процессе праздника, рефлексивные.
5. Сформировать культурно-личностную пространственно-предметную среду дошкольного учреждения, обусловливающую развитие творческих способностей ребёнка в воспитательном пространстве праздника.
Литература
- Захаров А.В. Феноменология праздничного мироощущения. Общество. Культура. Мировоззрение. - М.: ИФ РАН, 2008.
- Касимова А.С. Педагогические условия воспитания культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста.- Ростов н/Д, 2006
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества.- М., 2005.
- Крылова Н.В. Ребёнок в пространстве культуры.-М., 2010.
- Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника.- Ростов н/Д: Учитель, 2013.
- Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. -М.: Наука, 2008.
- Уманский, A.JI. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства // Ярославский педагогический вестник. 2004. - № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник научно-исследовательских, методических и творческих работ "Моя Отчизна" (2021)
Статья "Музыкально-исследовательская деятельность в детском саду"Подзолкова Елена Михайловна, Могилина Раиса Олеговна стр 67...
Сборник научно-исследовательских, методических и творческих работ "Моя Отчизна" (2021)
Статья "Музыкально-исследовательская деятельность в детском саду"Подзолкова Елена Михайловна, Могилина Раиса Олеговнастр.67...
Моя публикация в сборнике научно - исследовательских работ "Моя Отчизна".
Данное издание является сборником научно-исследовательских, методических итворческих работ, составленным в рамках реализации Международного инновационногопроекта «Моя Отчизна». В него воше...
Моя публикация в сборнике научно-исследовательский работ "Моя отчизна".
Данное издание является сборником научно-исследовательских, методических итворческих работ, составленным в рамках реализации Международного инновационногопроекта «Моя Отчизна». В него воше...
Региональный конкурс научно-исследовательских, методических и творческих работ «Мой край»
коспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы о родном городе в рамках участия в конкурсе "Мой край"...
сборник научно-исследовательских, методических и творческих работ "МОЯ ОТЧИЗНА"
Данное издание является сборником научно-исследовательских, методических и творческих работ, составленным в рамках реализации Международного инновационного проекта «Моя Отчизна». В него вх...
Региональный конкурс научно-исследовательских, методических и творческих работ «Мой край»
план-конспект занятия (подготовительная группа)...