Сборник сюжетных игр с куклой
материал (младшая группа)

Балданова Вера Бадма-Очировна

сюжетные игры с куклой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игры33.6 КБ
Файл sbornik_syuzhetnyh_igr_s_kukloy_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель:Балданова В.Б-О

Сборник  сюжетных  игр       с куклой 

 для детей раннего возраста

Пояснительная  записка

  Известно, что дошкольникам свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному. В  связи с этим обогащение детей новыми  знаниями и представлениями нужно проводить живо и занимательно, чтобы вызвать у них интерес, желание подражать.

Общественные представления нужно формировать в ходе наблюдений (за трудом воспитателя, его помощника, повара, врача, музыкального руководителя, шофера), чтения, художественной литературы, рассматривание картин из серии «Мы играем».

  Необходимо помочь малышам наблюдаемые в жизни действия перенести в игровой план. Для этого нужно использовать специальные игры-занятия, в ходе которых воспитатель не только обозначает игровую задачу, давая образцы действия, но и учит этому детей. Например, объясняет:кукла устала, поэтому ее надо положить спать и т. д.

  Показателем эффективности таких игр-занятий является высокий уровень игровых умений и навыков воспитанников, обогащение содержания их игр, повышение культуры поведения, устойчивость интересов в игре.

  Положительный момент считается в усилении речевой активности детей во время игры. Малыши  уже могут попросить игрушку, высказать согласие или несогласие по поводу действий партнера. Дети все чаще сопровождают  речью свои действия с выбранной игрушкой.

  Итак, проведение целенаправленного обучения игр-занятий в развитии умений и навыков у младших дошкольников, способствует не только обогащению игровых сюжетов, но и  повышению активности малышей в других видах деятельности.

     

 

 

Тема №1 «Катя проснулась»

Цель. В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Катя проснулась и умылась. Развивать интерес к играм с куклой.

Материал.

1.В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке.

  2.Умывальник, полотенце, мыло (кирпичик).

Предварительная работа.

Разучивание потешки «Водичка-водичка».

Ход занятия. Воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Катя? Я буду ее мамой. Андрюша, а ты хочешь быть папой? Давай вместе посмотрим, что делает наша дочка Катя. (Подходят к кроватке, на которой спит кукла.) Наша дочка спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша, поможем ей встать с постели. Я буду одевать ей тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи подушку. Вот теперь постель красиво заправлена.

Надо помочь нашей дочке умыться. Андрюша, открой кран.

  Катя послушала, как течет водичка, а потом попросила:

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

  Взяла Катя мыло (показывает кирпичик) и стала руки намыливать. Но она еще маленькая и просит: «Помоги, папа». Умой, Андрюша, дочку.

Вот какая Катя стала чистая. Теперь можно с ней погулять. Пойди, папа, покажи Кате, какие красивые игрушки есть у нас в детском саду».
  Затем обучение данному  игровому действию с куклой можно провести с ребенком, у которого низкий уровень игровых умений.

                                           

Тема №2 «Напоим Катю чаем»

Цель. Развивать у детей желание ежедневно заботиться о кукле. Учить объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Катя проснулась, умылась, напилась чаю.

Материал.

В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке. Умывальник, полотенце, мыло (кирпичик). Набор чайной посуды, «оладышки» (кружки, выпиленные из фанеры).

Предварительная работа.

Знакомство с игровым действием «Катя проснулась». Дидактическая игра «Напоим Катю чаем».

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Катя? Еще спит? Пусть поспит, а я ей за это время чай приготовлю.

Посмотрите, какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плиту. И ты, Настя, поставь свой чайник на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладышки? Принеси, Настя, пожалуйста. Теперь все готово. Можно будить наших дочек. Вставай, доченька. С добрым утром!» (Далее проводится игра «Катя проснулась»

После того как умыли кукол, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название и назначение посуды: чайник, сахарница, хлебница; приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо»; мыть посуду и ставить ее на место.

  Куклы-дочки в это время «играют»: катают мяч, качаются на качелях, на машине и т. д.

                                                       

Тема №3 «Оденем Катю на прогулку»

Цель.  Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.

Материал. Два-три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, рейтузы, обувь, пальто, шарфик).

Предварительная работа.1.Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». 2.Чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда».

Ход игры. Воспитатель показывает новую одежду для куклы и говорит: «Катя уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку».

Спрашивает у детей: «А у ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку? Что будем одевать сначала? Возьмем колготки.  Моя дочка маленькая, и ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка?  Уже большая? Ей надо большие (длинные) колготки. Теперь оденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, Настя, какие сапожки? (Большие, синие.)

Наденем на ножки   Новые сапожки,    Пустим по дорожке.

Будет доченька ходить,   Сапожки новые носить. (Е. Благинина «Новая одежда».)

  Чтобы Катя не замерзла, одену ей теплую кофточку. И ты, Настя, одень своей дочке кофточку. Какая у твоей дочки кофточка?  (Большая, теплая, красная.)

  Что теперь будем надевать?  (Шапку.) У моей дочки маленькая, синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка?  (Большая, красная.)

  Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть куклам?  (Пальто, шубу.)

Моя Катя маленькая,  На ней шубка аленькая,

  Опушка бобровая, Катя чернобровая.

  При повторении игры с другими детьми можно спеть песню «Кукла» ( муз. М. Старокадомского, слова О. Высотской):

На дворе большой мороз,  Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,   Чтоб укрыться потеплей.

    

Тема № 4 «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

Цель. Продолжать учить выполнять в игре два-три знакомых действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т. д.).

Материал.1. Куклы (2-3), одетые на прогулку.

2.Шкаф для кукольной одежды.

Предварительная работа. Дидактическая игра «Научим Катю раздеваться после прогулки».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Моя дочка Катя вернулась с прогулки. Сейчас  я помогу ей раздеться. Андрюша, твоя дочка тоже гуляла? Помоги ей раздеться. Давай расскажем нашим дочкам, в каком порядке надо раздеваться. Сначала развяжем шарф.

Развязали Катеньке   Шарфик полосатенький. 

 Куда надо положить шарфик?  (На полку в шкаф.)

Вещи надо убирать не придется их искать.

А сейчас что мы поможем снять нашим дочкам? 

(Шубку.)

Моя Катя маленькая,  На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,  Катя чернобровая.

  Андрюша, прочитай эту потешку своей дочке. Ей будет приятно.

  Куда мы повесим шубу? (В шкаф.)

  Что мы еще не сняли? (Сапожки.) У моей дочки маленькие, красные сапожки, а у твоей дочки какие сапожки? (Большие, синие.) Куда мы поставим сапожки?  (В шкаф.)

Снимаем с ножки   Новые сапожки.

  Андрюша, Катя спрашивает, можно уже идти играть?  (Нет.) Что еще надо снять?  (Рейтузы.) У моей Кати маленькие, красные рейтузы, а у твоей дочки какие?  (Большие, синие.) Куда надо положить рейтузы?  (На полочку, в шкаф.)

  Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалии!

  Вот они – сандалики    У нашей Кати-крошки.

Этот с правой ноЭтот с левой ножки.(Е. Благинина.«Научу обуваться и братца».) А теперь можно играть?  (Нет, надо умыться.)

                                             

Тема №5 «Покатаем кукол с горки»

Цель.  Приучать детей в играх с куклами использовать сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками.

Материал.

1.Набор строительного материала (кирпичики, кубики, призма, пластина).

2.Куклы разных размеров, санки.

3.Образные игрушки (мишки, зайцы и т.  д.)

Предварительная работа.

Сооружение лесенки, горки на занятии по конструированию.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Послушайте, что мне сказала моя дочка кукла Катя:

Ночью выпал первый снег.   Я оделась раньше всех.

  Я санки качу,  Гулять хочу. (З. Александрова.«В рукавичках маленьких».)

  А ваши дочки хотят гулять?  У них есть санки? Где они будут кататься на санках? (С горки.) Давайте построим куклам горку».

  Показом, советом, указанием воспитатель помогает детям строить горку. В ходе работы закрепляет названия строительных деталей, учит играть вместе, дружно. Если возникают конфликты, предлагаем построить еще одну горку, рядом. Благодари детей за дружную работу, читает стихотворение:

На горочке нашей  Детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша  И Катенька наша!

(З. Александрова.«У нас в квартире».)

Во время игры можно прочитать детям стихотворение О. Высотской«На санках»:

Покатились санки вниз, Крепче, Катенька, держись!

Ты сиди, не упади – Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно, А не то разбиться можно!

 

Тема №6«Покатаем кукол на машине»

Цель. Учить детей объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.

Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации с ролью (шофер, пассажир).

Материал.

1.Набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичики).

2.Рули (2-3 шт.), можно использовать игрушки-заместители: круг, кольцо от кольцеброса и т. п.

3.Куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка и т. д.).

4.В строительном уголке воспитатель заранее строит машину.

Предварительная работа.

Сооружение машины из мелкого строительного материала на занятии по конструированию.

Ход игры. Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала) куклу Катю. Говорит: «Моя дочка хочет покататься на машине. А кто будет шофером? Саша, ты хочешь быть шофером? Вот  тебе руль. Покатай, пожалуйста, мою Катю».

Во время игры воспитатель поет песню «Машина»:

В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина

Идет, гудит:

«Би-би-би, би-би-би!»

В машине, в машине

Ребят полно.

Поехали дети,

Глядят в окно:

«Би-би-би, би-би-би!»

Вот поле, вот речка,

Приехали дети.

Машина, стой!

«Спасибо, Саша,- говорит педагог,- ты был хорошим шофер. Посмотри, к тебе еще пришли мамы и папы. Они тоже хотят покатать своих дочек. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету.) А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Артема тоже быть шофером. Поможем ему построить  такую же машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Артемом будем строить.

Что сначала построим? (Кубики.) А теперь что надо сделать? (Положить сверху дощечку-пластину и поставить кирпичик - получится кабина шофера.) А руль у тебя будет вот это кольцо. Приглашай пассажиров». Когда куклы займут свои места, воспитатель еще раз поет песню «Машина».

При повторении игры можно предложить детям полетать на самолете ( стихотворение А. Барто «Самолет построим сами») или поплыть на корабле (прочитать стихотворение А. Барто «Матросская шапка»).

                 

Тема №7 «Новая комната для кукол»

Цель. Продолжать объединять единым сюжетом игры со стоительным материалом, куклами и сюжетными  игрушками. Подводить детей к совместным играм.

Материал.

1.Набор строительного материала: кубики, кирпичики.

2.Куклы, образные игрушки (зайцы, мишки, белки и т. д.).

3.В строительном уголке заранее подготовлена игровая ситуация: построен дом для кукол.

Предварительная работа.

Постройка кукольной мебели на занятиях по конструированию.

Ход игры.  Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: «Это чей, это чей дом из кирпичей? Кто будет жить в этом новом доме? (Куклы, мишка, зайка и т. д.) Но кукла говорит, что в доме жить неудобно. В нем нет мебели: ни стола, ни стульев, ни кровати. Давайте построим все это из кубиков и кирпичиков. Я буду строить диван. Саша, а ты что будешь строить? А ты, Вика? Анечка, а ты что построишь для своего мишка?».

Воспитатель предлагает детям построить разные предметы мебели, чтобы куклы могли попить чаю за столом, отдохнуть на диване.

Сначала каждый ребенок сам сооружает какой-то предмет мебели и обыгрывает его с куклой или любой игрушкой. Воспитатель закрепляет названия строительных деталей, их цвет, названия частей мебели (спинка, сиденья стула, диван и т. д.). Если ребенок построил кровать, то педагог, включаясь в игру,  приговаривает:

Баю-баю, баю-бай.

Ты, собаченька, не лай,

Белолоба, не скули,

Мою Катю не буди.

Или:

Наступила ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко.

(П. Воронько.«Спать пора».)

Если дети построили стол, то воспитатель читает отрывок из стихотворения  С. Капутикян «Маша обедает»:

Час обеда пришел,

Села Катенька за стол.

Когда все постройки закончены, педагог предлагает малышам напоить кукол чаем и погулять с ними вокруг нового дома.

При повторении игры можно обыгрывать стихотворение С. Капутикян « Маша обедает».

                           

Тема №8 «Купание куклы Кати»

  Цель. Учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать,  одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные игровые действия с куклой. Учить играть вместе.

Материал. Ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у нее «испачканы» руки).

Предврительная работа.

Дидактическая игра «Купание куклы Кати».

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

(А. Барто.«Девочка чумазая».)

  Затем говорит детям: «Моя дочка Катя испачкалась. Надо ее выкупать. Где у нас ванночка? Кто принес воды? Какая нам нужна вода? (Теплая.) Вика, принеси, пожалуйста, теплой воды в ковшике. Кто принес мыло? Мочалку? Полотенце? (Дает поручение Ване, Андрею, Коле.)

  Все готово. Аня, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Вика, а ты принеси для Кати чистую рубашку, трусики.

  Андрюша, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу? (В тазик.) А сейчас, Андрюша, что ты будешь  делать? (Помою Кате голову чистой, теплой водой, потом руки, ноги.) Попроси Вику намылить Кате голову мылом, а ты будешь поливать».

  В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи:

Теплую водичку

Льем на нашу птичку.

(Е. Благинина. «Аленушка»

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Катенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Катенька помоется,

Причешется, оденется.

(С. Капутикян. «Хлюп-хлюп».)

  Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает Вике вытереть ее полотенцем. Подчеркивает: кукла сала чистой.

Ваня и Андрюша убирают все на место, вешают сушить полотенце. Затем куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Кате русскую народную песенку:

Баю-бай, баиньки,

В огороде -  заиньки.

Зайки травку едят,

Кате спатеньки велят.

  Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.

             

Тема №9«Стирание кукольного белья»

Цель. Учить объединять по 2-3 детей для самостоятельных игр. Способствовать становлению сюжетной игры с куклами, обогащать содержание таких игр.

Материал. Ванночка, мыльница, мыло (предмет-заместитель),  стиральная доска, утюг; кукольное белье; стойка для развешивания белья; гладильная доска.

Предварительная работа.

Дидактическая игра «Стирка кукольного белья».

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Мы с вами купали кукол и забыли постирать их грязное белье. Что нам для этого нужно? Женя, принеси, пожалуйста, таз. Андрюша, дай, пожалуйста, мыло и мыльницу».

Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоем  (втроем). Можно стирать всем вместе в одном большом тазу или отдельно в маленьких тазах – главное, чтобы дети находились рядом.

  Когда все необходимое для стирки готово, педагог спрашивает: «Можно стирать белье? Ничего не забыли принести?» (Нельзя. Потому что не принесли воды.) Какая нам нужна вода? (Теплая). Давайте принесем воды и нальем ее в таз (в таз)». Затем воспитатель показывает, как надо стирать белье. Дети повторяют действия взрослого. Выстиранное белье складывают в отдельный тазик.

Во время игровых действий воспитатель может спеть песню «Большая стирка»:

У меня большая стирка,

Мне белье стирать не лень.

Я в лоханку лью водицу

И стираю целый день.

В мыльной пене, в мыльной пене

Станет чистым все белье.

Постираю и поглажу

Даже платьице свое.

Если, катя, ты захочешь,

Постираю и твое.

По совету воспитателя дети выливают грязную мыльную воду и наливают чистую, для полоскания белья. Затем педагог объясняет: «Когда белье выстирано, выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить». Дети повторяют все действия взрослого.

После того как белье развешено, воспитатель предлагает детям убрать все на место и приготовить утюги, чтобы погладить высохшее белье.

  В конце игры педагог говорит: «Вот какое чистое стало кукольное белье. Надо его сложить в шкаф. Наши дочки  привыкли к порядку».

  Игры можно повторить 2-3 раза с различными детьми. Воспитатель поощряет самостоятельные объединения малышей для игры.

                         

Тема №10«Кукла Катя заболела»

Цель.  Разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр.

  Материал. Шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы - заместители); сумка доктора, халат, колпак (в 2-3 экземплярах).

Предварительная работа.

Беседа с доктором, медсестрой, рассматривание медицинских инструментов, рассказ о их назначении. Рассматривание иллюстраций: доктор лечит детей.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что ее дочка заболела. «Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты. Вова, а ты хочешь быть доктором? Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнем с моей дочки Кати. Давай послушаем ее. Что нам для этого нужно? (Трубка.) Слышишь, как бьется Катино сердечко: «Тук-тук-тук»? Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать. Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим ее горло. Где ложечка? Катя, скажи: «А-а-а». Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура у нее высокая. Теперь Катя пусть поспит».

  Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «больная кукла»:

Тихо. Тихо. Тишина.

Катя бедная больная.

Катя бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

  «Давай, Вова, споем Кате песенку (желательно взять хорошо знакомую детям песню). Вот видишь, мы развеселили Катю, и она быстро поправилась».

  Игру целесообразно повторять в течение одного-двух недель с другими  игрушками, например с мишкой, зайкой и т. д.

Началом для подобных игр могут служить стихи:

-Поиграй-ка, зайка,

Поиграй со мною.

Отвечает зайка:

- Не могу, больной.

-Ой-ой-ой, бедный!

(Е. Благинина.)

Послушай, мишка,

Не кушай лишка!

Живот разболится –

У кого будешь лечиться?

(Е. Чарушин, Е. Шумская.)

 

 Тема №11«Построим куклам дом»

  Цель. Продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.

Материал. Набор строительного материала: кубики, кирпичики. Пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц. Мишка, белочка, лисичка и т. д.).

Предварительная работа.

Занятие по конструированию на тему «Домик для куклы».

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит,  что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить? Сережа, ты хочешь сделать дом для Светы? Давай вместе строить, а Света посмотрит. Как мы будем работать». Воспитатель сажает куклу на ковер.

  В ходе строительства задает вопросы: «Из чего будем строить дом? (Из кирпичиков.) Сережа, принеси, пожалуйста, кирпичики. Как мы поставим кирпичики? (Узкой стороной.) Это будут стены дома. А как сделать крышу? (Надо положить кирпичик сверху на стены.) Давай, Сережа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике. (Если кукла высокая, то воспитатель показывает, как построить высокий дом.)

  Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло. (При этом можно поставить один или два кирпичика независимо от величины построенного дома.)

  В процессе строительства дома вместе с Сережей воспитатель  привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой детей: одному предлагает сделать забор, другому – дорожку к дому и т. д. Поощряет совместные игры детей.

  Можно посоветовать малышам построить дома для своих кукол (зайцев\. Мишек), при этом спеть песню «Строим дом»:

Тук да тук, тук да тук,

Раздается громкий стук.

Строим дом, дом большой,

И с крылечком и с трубой.

Разукрасим мы дом

И вверху флажок прибьем.

Будут жить в доме том
Зайка с куклой (мишкой) и слоном.

  Когда постройка дома (или домов) закончена, воспитатель предлагает детям привести кукол в гости к Свете. Игрушки идут по дорожке, впереди – кукла Катя. Педагог читает потешку:  Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди по дорожке,

Топни, Катя, ножкой.

                           

Тема №12 «Сделаем Кате красивую прическу»

Цель.  Обогащать содержание игр с куклой. Учить детей объединять для совместных игр.

Материал. Расчески, ножницы (предметы – заместители), банты, ленты (в 2-3 экземплярах), зеркало.

Предварительная работа. Рассматривание соответствующих иллюстраций.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «У моей дочки Кати сегодня день рождения. Катя хочет сделать красивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво. Сережа, а ты хочешь причесать свою дочку? Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером.

  Я причешу Катю, а ты свою дочку. Теперь давай подстрижем дочкам челки. Вот так. И сзади тоже подстрижем волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы подстригли дочкам волосы.  Для этого еще раз причешем их.

  Сейчас можно и бантики им завязать. Я возьму синий. У Кати синее платье и синий бантик ей подойдет. А у твоей дочки платье, какого цвета? Какой ты выберешь бантик?

  Вот какими красивыми стали наши дочки. Теперь мы уберем и пойдем в магазин, чтобы выбрать Кате подарок ко дню рождения».

Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряет игру «рядом», «вместе».

Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета: «папа» и «мама» приводят дочку к парикмахеру, который ее стрижет, затем идут в «кино», «магазин» и т. д.

  Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «Подстригите, пожалуйста», «Причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т. п.

  Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса».

 

Тема №13 «День рождения куклы Кати»

Цель. Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.

Материал. Кукла Катя в нарядном платье; образные игрушки (мишка, заяц, кот и др.); флажок, шишка, бочонок с медом, морковка (можно использовать предметы - заместители).

Предварительная работа. Празднование дней рождения детей в группе: пение песен, чтение стихотворений, игры – хороводы («Заинька, походи», «Кто у нас хороший»), подвижные игры («Догони Мишку», «Найди Зайку» и др.).

Ход игры. Воспитатель говорит, что у ее дочки Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют ее. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок меда, или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку.

  Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, приготовить чай, а сам печет пирог, приговаривая:

Уж я Катеньке пирог испеку,

Уж я доченьке румяненький.

На нем  корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая…

(Русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку».)

  Дети собираются на день рождения, по совету педагога Сережа берет, например, мишку и говорит, что Мишка несет Кате в подарок мед и большую шишку.

  Кукла радостно встречает гостей, благодарит их: «Спасибо, Мишенька. Садись чай пить. Смотрите, а вот и Зайка-побегайка пришел. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, Заинька, садись и ты чай пить, медом угощайся».

  Гости поют песню «День рождения»:

Чей, чей, чей, чей,

Чей сегодня день рожденья?

Кто, кто, кто, кто

Принимает поздравленья?

Кто получит от ребят

И игрушки, и подарки?

У кого глаза блестят,

На щеках румянец яркий?

Все, все, все, все,

Все мы Катю поздравляем!

С ней, с ней, с ней, с ней

Веселимся и играем.

  Воспитатель говорит: «Катя любит слушать стихи про игрушки. Прочитайте ей стихотворение А. Барто «Флажок» и дарят Кате флажок.

  «А кто хочет рассказать Кате про кота? (Потешка «Как у нашего кота».) Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно».

  Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает Мишка, потом – дети, затем детей догоняет Катя.

  «Вот какой веселый день рождения был у Кати, - говорит педагог.- Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает».

  При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.

 

Тема №14«Куклы на прогулке»

Цель. Продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Учить пользоваться приобретенными умениями при сооружении несложных построек. Закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом.

Материал.

  1.Набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины.

  2.Куклы разных размеров.

  3.Машины разной величины.

  4.Образные игрушки: матрешки, зайцы, мишки и т. д.

Предварительная работа.

Занятия по конструированию. Темы построек: дорожка (узкая и широкая); поезд; машина; дом; ворота; горка и т. д.

Ход игры. Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять. «Давайте оденем их на прогулку. А наших мальчиков – «пап» - попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке».

Дети одевают кукол («Оденем Катю на прогулку»). Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку.

  Во время одевания кукол желательно использовать стихотворение З. Александровой «Катя в яслях»:

Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Одели на ножки

Красные сапожки.

Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с дочками по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дорожке,

Топни, Катя, ножкой.

Или:

Большие ноги

Шли по дороге:Топ-топ! Топ-топ!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:Топ-топ-топ!Топ-топ-топ!

Если дети построят дома, то можно обойти их вокруг и прочитать стихотворение:

Ходит Катенька с трудом,

В первый раз обходит дом:Топ-топ.

Мама водит взад-вперед,

Дочка ходит взад-вперед:Топ-топ.

Если же дети построят поезд, то во время поездки на нем уместно вспомнить стихотворение Э. Мошковской «Мчится поезд».

  При повторении игры вводится строительство одной - двух новых, более сложных построек. Воспитатель дает образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, также использует и игрушки – заместители (если на кеглю надеть юбку и косынку, то получится матрешка).

  В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.



Предварительный просмотр:

Воспитатель:Балданова В.Б-О

Сборник  сюжетных  игр       с куклой 

 для детей раннего возраста

Пояснительная  записка

  Известно, что дошкольникам свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному. В  связи с этим обогащение детей новыми  знаниями и представлениями нужно проводить живо и занимательно, чтобы вызвать у них интерес, желание подражать.

Общественные представления нужно формировать в ходе наблюдений (за трудом воспитателя, его помощника, повара, врача, музыкального руководителя, шофера), чтения, художественной литературы, рассматривание картин из серии «Мы играем».

  Необходимо помочь малышам наблюдаемые в жизни действия перенести в игровой план. Для этого нужно использовать специальные игры-занятия, в ходе которых воспитатель не только обозначает игровую задачу, давая образцы действия, но и учит этому детей. Например, объясняет:кукла устала, поэтому ее надо положить спать и т. д.

  Показателем эффективности таких игр-занятий является высокий уровень игровых умений и навыков воспитанников, обогащение содержания их игр, повышение культуры поведения, устойчивость интересов в игре.

  Положительный момент считается в усилении речевой активности детей во время игры. Малыши  уже могут попросить игрушку, высказать согласие или несогласие по поводу действий партнера. Дети все чаще сопровождают  речью свои действия с выбранной игрушкой.

  Итак, проведение целенаправленного обучения игр-занятий в развитии умений и навыков у младших дошкольников, способствует не только обогащению игровых сюжетов, но и  повышению активности малышей в других видах деятельности.

     

 

 

Тема №1 «Катя проснулась»

Цель. В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Катя проснулась и умылась. Развивать интерес к играм с куклой.

Материал.

1.В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке.

  2.Умывальник, полотенце, мыло (кирпичик).

Предварительная работа.

Разучивание потешки «Водичка-водичка».

Ход занятия. Воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Катя? Я буду ее мамой. Андрюша, а ты хочешь быть папой? Давай вместе посмотрим, что делает наша дочка Катя. (Подходят к кроватке, на которой спит кукла.) Наша дочка спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша, поможем ей встать с постели. Я буду одевать ей тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи подушку. Вот теперь постель красиво заправлена.

Надо помочь нашей дочке умыться. Андрюша, открой кран.

  Катя послушала, как течет водичка, а потом попросила:

Водичка-водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

  Взяла Катя мыло (показывает кирпичик) и стала руки намыливать. Но она еще маленькая и просит: «Помоги, папа». Умой, Андрюша, дочку.

Вот какая Катя стала чистая. Теперь можно с ней погулять. Пойди, папа, покажи Кате, какие красивые игрушки есть у нас в детском саду».
  Затем обучение данному  игровому действию с куклой можно провести с ребенком, у которого низкий уровень игровых умений.

                                           

Тема №2 «Напоим Катю чаем»

Цель. Развивать у детей желание ежедневно заботиться о кукле. Учить объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Катя проснулась, умылась, напилась чаю.

Материал.

В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке. Умывальник, полотенце, мыло (кирпичик). Набор чайной посуды, «оладышки» (кружки, выпиленные из фанеры).

Предварительная работа.

Знакомство с игровым действием «Катя проснулась». Дидактическая игра «Напоим Катю чаем».

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Катя? Еще спит? Пусть поспит, а я ей за это время чай приготовлю.

Посмотрите, какой красивый чайник. Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плиту. И ты, Настя, поставь свой чайник на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладышки? Принеси, Настя, пожалуйста. Теперь все готово. Можно будить наших дочек. Вставай, доченька. С добрым утром!» (Далее проводится игра «Катя проснулась»

После того как умыли кукол, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название и назначение посуды: чайник, сахарница, хлебница; приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо»; мыть посуду и ставить ее на место.

  Куклы-дочки в это время «играют»: катают мяч, качаются на качелях, на машине и т. д.

                                                       

Тема №3 «Оденем Катю на прогулку»

Цель.  Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью; выполнять в игре два-три последовательных действия.

Материал. Два-три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, рейтузы, обувь, пальто, шарфик).

Предварительная работа.1.Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». 2.Чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда».

Ход игры. Воспитатель показывает новую одежду для куклы и говорит: «Катя уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку».

Спрашивает у детей: «А у ваших дочек есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку? Что будем одевать сначала? Возьмем колготки.  Моя дочка маленькая, и ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая дочка?  Уже большая? Ей надо большие (длинные) колготки. Теперь оденем сапожки. У моей дочки сапожки маленькие, красные. А у твоей дочки, Настя, какие сапожки? (Большие, синие.)

Наденем на ножки   Новые сапожки,    Пустим по дорожке.

Будет доченька ходить,   Сапожки новые носить. (Е. Благинина «Новая одежда».)

  Чтобы Катя не замерзла, одену ей теплую кофточку. И ты, Настя, одень своей дочке кофточку. Какая у твоей дочки кофточка?  (Большая, теплая, красная.)

  Что теперь будем надевать?  (Шапку.) У моей дочки маленькая, синяя. А у твоей дочки, Настя, какая шапка?  (Большая, красная.)

  Можно уже идти гулять? Или что-то еще надо одеть куклам?  (Пальто, шубу.)

Моя Катя маленькая,  На ней шубка аленькая,

  Опушка бобровая, Катя чернобровая.

  При повторении игры с другими детьми можно спеть песню «Кукла» ( муз. М. Старокадомского, слова О. Высотской):

На дворе большой мороз,  Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,   Чтоб укрыться потеплей.

    

Тема № 4 «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

Цель. Продолжать учить выполнять в игре два-три знакомых действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т. д.).

Материал.1. Куклы (2-3), одетые на прогулку.

2.Шкаф для кукольной одежды.

Предварительная работа. Дидактическая игра «Научим Катю раздеваться после прогулки».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Моя дочка Катя вернулась с прогулки. Сейчас  я помогу ей раздеться. Андрюша, твоя дочка тоже гуляла? Помоги ей раздеться. Давай расскажем нашим дочкам, в каком порядке надо раздеваться. Сначала развяжем шарф.

Развязали Катеньке   Шарфик полосатенький. 

 Куда надо положить шарфик?  (На полку в шкаф.)

Вещи надо убирать не придется их искать.

А сейчас что мы поможем снять нашим дочкам? 

(Шубку.)

Моя Катя маленькая,  На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,  Катя чернобровая.

  Андрюша, прочитай эту потешку своей дочке. Ей будет приятно.

  Куда мы повесим шубу? (В шкаф.)

  Что мы еще не сняли? (Сапожки.) У моей дочки маленькие, красные сапожки, а у твоей дочки какие сапожки? (Большие, синие.) Куда мы поставим сапожки?  (В шкаф.)

Снимаем с ножки   Новые сапожки.

  Андрюша, Катя спрашивает, можно уже идти играть?  (Нет.) Что еще надо снять?  (Рейтузы.) У моей Кати маленькие, красные рейтузы, а у твоей дочки какие?  (Большие, синие.) Куда надо положить рейтузы?  (На полочку, в шкаф.)

  Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалии!

  Вот они – сандалики    У нашей Кати-крошки.

Этот с правой ноЭтот с левой ножки.(Е. Благинина.«Научу обуваться и братца».) А теперь можно играть?  (Нет, надо умыться.)

                                             

Тема №5 «Покатаем кукол с горки»

Цель.  Приучать детей в играх с куклами использовать сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками.

Материал.

1.Набор строительного материала (кирпичики, кубики, призма, пластина).

2.Куклы разных размеров, санки.

3.Образные игрушки (мишки, зайцы и т.  д.)

Предварительная работа.

Сооружение лесенки, горки на занятии по конструированию.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Послушайте, что мне сказала моя дочка кукла Катя:

Ночью выпал первый снег.   Я оделась раньше всех.

  Я санки качу,  Гулять хочу. (З. Александрова.«В рукавичках маленьких».)

  А ваши дочки хотят гулять?  У них есть санки? Где они будут кататься на санках? (С горки.) Давайте построим куклам горку».

  Показом, советом, указанием воспитатель помогает детям строить горку. В ходе работы закрепляет названия строительных деталей, учит играть вместе, дружно. Если возникают конфликты, предлагаем построить еще одну горку, рядом. Благодари детей за дружную работу, читает стихотворение:

На горочке нашей  Детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша  И Катенька наша!

(З. Александрова.«У нас в квартире».)

Во время игры можно прочитать детям стихотворение О. Высотской«На санках»:

Покатились санки вниз, Крепче, Катенька, держись!

Ты сиди, не упади – Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно, А не то разбиться можно!

 

Тема №6«Покатаем кукол на машине»

Цель. Учить детей объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.

Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации с ролью (шофер, пассажир).

Материал.

1.Набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичики).

2.Рули (2-3 шт.), можно использовать игрушки-заместители: круг, кольцо от кольцеброса и т. п.

3.Куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка и т. д.).

4.В строительном уголке воспитатель заранее строит машину.

Предварительная работа.

Сооружение машины из мелкого строительного материала на занятии по конструированию.

Ход игры. Воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала) куклу Катю. Говорит: «Моя дочка хочет покататься на машине. А кто будет шофером? Саша, ты хочешь быть шофером? Вот  тебе руль. Покатай, пожалуйста, мою Катю».

Во время игры воспитатель поет песню «Машина»:

В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина

Идет, гудит:

«Би-би-би, би-би-би!»

В машине, в машине

Ребят полно.

Поехали дети,

Глядят в окно:

«Би-би-би, би-би-би!»

Вот поле, вот речка,

Приехали дети.

Машина, стой!

«Спасибо, Саша,- говорит педагог,- ты был хорошим шофер. Посмотри, к тебе еще пришли мамы и папы. Они тоже хотят покатать своих дочек. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою Свету.) А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Артема тоже быть шофером. Поможем ему построить  такую же машину. Вы приносите нам кубики, кирпичики, а мы с Артемом будем строить.

Что сначала построим? (Кубики.) А теперь что надо сделать? (Положить сверху дощечку-пластину и поставить кирпичик - получится кабина шофера.) А руль у тебя будет вот это кольцо. Приглашай пассажиров». Когда куклы займут свои места, воспитатель еще раз поет песню «Машина».

При повторении игры можно предложить детям полетать на самолете ( стихотворение А. Барто «Самолет построим сами») или поплыть на корабле (прочитать стихотворение А. Барто «Матросская шапка»).

                 

Тема №7 «Новая комната для кукол»

Цель. Продолжать объединять единым сюжетом игры со стоительным материалом, куклами и сюжетными  игрушками. Подводить детей к совместным играм.

Материал.

1.Набор строительного материала: кубики, кирпичики.

2.Куклы, образные игрушки (зайцы, мишки, белки и т. д.).

3.В строительном уголке заранее подготовлена игровая ситуация: построен дом для кукол.

Предварительная работа.

Постройка кукольной мебели на занятиях по конструированию.

Ход игры.  Воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: «Это чей, это чей дом из кирпичей? Кто будет жить в этом новом доме? (Куклы, мишка, зайка и т. д.) Но кукла говорит, что в доме жить неудобно. В нем нет мебели: ни стола, ни стульев, ни кровати. Давайте построим все это из кубиков и кирпичиков. Я буду строить диван. Саша, а ты что будешь строить? А ты, Вика? Анечка, а ты что построишь для своего мишка?».

Воспитатель предлагает детям построить разные предметы мебели, чтобы куклы могли попить чаю за столом, отдохнуть на диване.

Сначала каждый ребенок сам сооружает какой-то предмет мебели и обыгрывает его с куклой или любой игрушкой. Воспитатель закрепляет названия строительных деталей, их цвет, названия частей мебели (спинка, сиденья стула, диван и т. д.). Если ребенок построил кровать, то педагог, включаясь в игру,  приговаривает:

Баю-баю, баю-бай.

Ты, собаченька, не лай,

Белолоба, не скули,

Мою Катю не буди.

Или:

Наступила ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко.

(П. Воронько.«Спать пора».)

Если дети построили стол, то воспитатель читает отрывок из стихотворения  С. Капутикян «Маша обедает»:

Час обеда пришел,

Села Катенька за стол.

Когда все постройки закончены, педагог предлагает малышам напоить кукол чаем и погулять с ними вокруг нового дома.

При повторении игры можно обыгрывать стихотворение С. Капутикян « Маша обедает».

                           

Тема №8 «Купание куклы Кати»

  Цель. Учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать,  одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные игровые действия с куклой. Учить играть вместе.

Материал. Ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у нее «испачканы» руки).

Предврительная работа.

Дидактическая игра «Купание куклы Кати».

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

(А. Барто.«Девочка чумазая».)

  Затем говорит детям: «Моя дочка Катя испачкалась. Надо ее выкупать. Где у нас ванночка? Кто принес воды? Какая нам нужна вода? (Теплая.) Вика, принеси, пожалуйста, теплой воды в ковшике. Кто принес мыло? Мочалку? Полотенце? (Дает поручение Ване, Андрею, Коле.)

  Все готово. Аня, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Вика, а ты принеси для Кати чистую рубашку, трусики.

  Андрюша, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу? (В тазик.) А сейчас, Андрюша, что ты будешь  делать? (Помою Кате голову чистой, теплой водой, потом руки, ноги.) Попроси Вику намылить Кате голову мылом, а ты будешь поливать».

  В то время, когда Андрюша «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи:

Теплую водичку

Льем на нашу птичку.

(Е. Благинина. «Аленушка»

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Катенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Катенька помоется,

Причешется, оденется.

(С. Капутикян. «Хлюп-хлюп».)

  Когда мытье куклы закончено, воспитатель предлагает Вике вытереть ее полотенцем. Подчеркивает: кукла сала чистой.

Ваня и Андрюша убирают все на место, вешают сушить полотенце. Затем куклу одевают и укладывают спать. Вместе с воспитателем поют Кате русскую народную песенку:

Баю-бай, баиньки,

В огороде -  заиньки.

Зайки травку едят,

Кате спатеньки велят.

  Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.

             

Тема №9«Стирание кукольного белья»

Цель. Учить объединять по 2-3 детей для самостоятельных игр. Способствовать становлению сюжетной игры с куклами, обогащать содержание таких игр.

Материал. Ванночка, мыльница, мыло (предмет-заместитель),  стиральная доска, утюг; кукольное белье; стойка для развешивания белья; гладильная доска.

Предварительная работа.

Дидактическая игра «Стирка кукольного белья».

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Мы с вами купали кукол и забыли постирать их грязное белье. Что нам для этого нужно? Женя, принеси, пожалуйста, таз. Андрюша, дай, пожалуйста, мыло и мыльницу».

Воспитатель расставляет предметы так, чтобы было удобно стирать вдвоем  (втроем). Можно стирать всем вместе в одном большом тазу или отдельно в маленьких тазах – главное, чтобы дети находились рядом.

  Когда все необходимое для стирки готово, педагог спрашивает: «Можно стирать белье? Ничего не забыли принести?» (Нельзя. Потому что не принесли воды.) Какая нам нужна вода? (Теплая). Давайте принесем воды и нальем ее в таз (в таз)». Затем воспитатель показывает, как надо стирать белье. Дети повторяют действия взрослого. Выстиранное белье складывают в отдельный тазик.

Во время игровых действий воспитатель может спеть песню «Большая стирка»:

У меня большая стирка,

Мне белье стирать не лень.

Я в лоханку лью водицу

И стираю целый день.

В мыльной пене, в мыльной пене

Станет чистым все белье.

Постираю и поглажу

Даже платьице свое.

Если, катя, ты захочешь,

Постираю и твое.

По совету воспитателя дети выливают грязную мыльную воду и наливают чистую, для полоскания белья. Затем педагог объясняет: «Когда белье выстирано, выполоскано, его надо отжать, встряхнуть (показывает) и повесить сушить». Дети повторяют все действия взрослого.

После того как белье развешено, воспитатель предлагает детям убрать все на место и приготовить утюги, чтобы погладить высохшее белье.

  В конце игры педагог говорит: «Вот какое чистое стало кукольное белье. Надо его сложить в шкаф. Наши дочки  привыкли к порядку».

  Игры можно повторить 2-3 раза с различными детьми. Воспитатель поощряет самостоятельные объединения малышей для игры.

                         

Тема №10«Кукла Катя заболела»

Цель.  Разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр.

  Материал. Шпатель, фонендоскоп, градусник, лекарства (используются предметы - заместители); сумка доктора, халат, колпак (в 2-3 экземплярах).

Предварительная работа.

Беседа с доктором, медсестрой, рассматривание медицинских инструментов, рассказ о их назначении. Рассматривание иллюстраций: доктор лечит детей.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что ее дочка заболела. «Надо уложить Катю в постель и вызвать доктора. Я сама буду доктором. У меня есть халат, колпак и инструменты. Вова, а ты хочешь быть доктором? Вот тебе тоже халат, колпак и инструменты. Давай вместе лечить кукол, начнем с моей дочки Кати. Давай послушаем ее. Что нам для этого нужно? (Трубка.) Слышишь, как бьется Катино сердечко: «Тук-тук-тук»? Дыши, Катя. Теперь ты, Вова, попроси Катю глубоко дышать. Сейчас поставим Кате градусник. Вот так. Теперь посмотрим ее горло. Где ложечка? Катя, скажи: «А-а-а». Видишь, Вова, горло у Кати красное и температура у нее высокая. Теперь Катя пусть поспит».

  Воспитатель читает стихотворение В. Берестова «больная кукла»:

Тихо. Тихо. Тишина.

Катя бедная больная.

Катя бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

  «Давай, Вова, споем Кате песенку (желательно взять хорошо знакомую детям песню). Вот видишь, мы развеселили Катю, и она быстро поправилась».

  Игру целесообразно повторять в течение одного-двух недель с другими  игрушками, например с мишкой, зайкой и т. д.

Началом для подобных игр могут служить стихи:

-Поиграй-ка, зайка,

Поиграй со мною.

Отвечает зайка:

- Не могу, больной.

-Ой-ой-ой, бедный!

(Е. Благинина.)

Послушай, мишка,

Не кушай лишка!

Живот разболится –

У кого будешь лечиться?

(Е. Чарушин, Е. Шумская.)

 

 Тема №11«Построим куклам дом»

  Цель. Продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.

Материал. Набор строительного материала: кубики, кирпичики. Пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц. Мишка, белочка, лисичка и т. д.).

Предварительная работа.

Занятие по конструированию на тему «Домик для куклы».

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит,  что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить? Сережа, ты хочешь сделать дом для Светы? Давай вместе строить, а Света посмотрит. Как мы будем работать». Воспитатель сажает куклу на ковер.

  В ходе строительства задает вопросы: «Из чего будем строить дом? (Из кирпичиков.) Сережа, принеси, пожалуйста, кирпичики. Как мы поставим кирпичики? (Узкой стороной.) Это будут стены дома. А как сделать крышу? (Надо положить кирпичик сверху на стены.) Давай, Сережа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике. (Если кукла высокая, то воспитатель показывает, как построить высокий дом.)

  Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло. (При этом можно поставить один или два кирпичика независимо от величины построенного дома.)

  В процессе строительства дома вместе с Сережей воспитатель  привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой детей: одному предлагает сделать забор, другому – дорожку к дому и т. д. Поощряет совместные игры детей.

  Можно посоветовать малышам построить дома для своих кукол (зайцев\. Мишек), при этом спеть песню «Строим дом»:

Тук да тук, тук да тук,

Раздается громкий стук.

Строим дом, дом большой,

И с крылечком и с трубой.

Разукрасим мы дом

И вверху флажок прибьем.

Будут жить в доме том
Зайка с куклой (мишкой) и слоном.

  Когда постройка дома (или домов) закончена, воспитатель предлагает детям привести кукол в гости к Свете. Игрушки идут по дорожке, впереди – кукла Катя. Педагог читает потешку:  Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька.

Пройди по дорожке,

Топни, Катя, ножкой.

                           

Тема №12 «Сделаем Кате красивую прическу»

Цель.  Обогащать содержание игр с куклой. Учить детей объединять для совместных игр.

Материал. Расчески, ножницы (предметы – заместители), банты, ленты (в 2-3 экземплярах), зеркало.

Предварительная работа. Рассматривание соответствующих иллюстраций.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «У моей дочки Кати сегодня день рождения. Катя хочет сделать красивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво. Сережа, а ты хочешь причесать свою дочку? Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером.

  Я причешу Катю, а ты свою дочку. Теперь давай подстрижем дочкам челки. Вот так. И сзади тоже подстрижем волосы. Вот так. Проверим, ровно ли мы подстригли дочкам волосы.  Для этого еще раз причешем их.

  Сейчас можно и бантики им завязать. Я возьму синий. У Кати синее платье и синий бантик ей подойдет. А у твоей дочки платье, какого цвета? Какой ты выберешь бантик?

  Вот какими красивыми стали наши дочки. Теперь мы уберем и пойдем в магазин, чтобы выбрать Кате подарок ко дню рождения».

Воспитатель повторяет игру с другими детьми, поощряет игру «рядом», «вместе».

Своими предложениями взрослый содействует развитию сюжета: «папа» и «мама» приводят дочку к парикмахеру, который ее стрижет, затем идут в «кино», «магазин» и т. д.

  Воспитатель учит детей элементарным правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу: «Подстригите, пожалуйста», «Причешите, пожалуйста», благодарить за прическу и т. п.

  Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса».

 

Тема №13 «День рождения куклы Кати»

Цель. Продолжать обогащать содержание игр. Способствовать объединению детей для совместных игр.

Материал. Кукла Катя в нарядном платье; образные игрушки (мишка, заяц, кот и др.); флажок, шишка, бочонок с медом, морковка (можно использовать предметы - заместители).

Предварительная работа. Празднование дней рождения детей в группе: пение песен, чтение стихотворений, игры – хороводы («Заинька, походи», «Кто у нас хороший»), подвижные игры («Догони Мишку», «Найди Зайку» и др.).

Ход игры. Воспитатель говорит, что у ее дочки Кати сегодня день рождения и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Кате, чем порадуют ее. Подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок меда, или с зайкой, который подарит Кате вкусную сладкую морковку.

  Затем воспитатель предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, приготовить чай, а сам печет пирог, приговаривая:

Уж я Катеньке пирог испеку,

Уж я доченьке румяненький.

На нем  корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая…

(Русская народная песня «Уж я Танюшке пирог испеку».)

  Дети собираются на день рождения, по совету педагога Сережа берет, например, мишку и говорит, что Мишка несет Кате в подарок мед и большую шишку.

  Кукла радостно встречает гостей, благодарит их: «Спасибо, Мишенька. Садись чай пить. Смотрите, а вот и Зайка-побегайка пришел. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная, сладкая. Спасибо, Заинька, садись и ты чай пить, медом угощайся».

  Гости поют песню «День рождения»:

Чей, чей, чей, чей,

Чей сегодня день рожденья?

Кто, кто, кто, кто

Принимает поздравленья?

Кто получит от ребят

И игрушки, и подарки?

У кого глаза блестят,

На щеках румянец яркий?

Все, все, все, все,

Все мы Катю поздравляем!

С ней, с ней, с ней, с ней

Веселимся и играем.

  Воспитатель говорит: «Катя любит слушать стихи про игрушки. Прочитайте ей стихотворение А. Барто «Флажок» и дарят Кате флажок.

  «А кто хочет рассказать Кате про кота? (Потешка «Как у нашего кота».) Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно».

  Затем организуется игра «Догони Мишку». Сначала убегает Мишка, потом – дети, затем детей догоняет Катя.

  «Вот какой веселый день рождения был у Кати, - говорит педагог.- Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает».

  При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.

 

Тема №14«Куклы на прогулке»

Цель. Продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Учить пользоваться приобретенными умениями при сооружении несложных построек. Закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом.

Материал.

  1.Набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины.

  2.Куклы разных размеров.

  3.Машины разной величины.

  4.Образные игрушки: матрешки, зайцы, мишки и т. д.

Предварительная работа.

Занятия по конструированию. Темы построек: дорожка (узкая и широкая); поезд; машина; дом; ворота; горка и т. д.

Ход игры. Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять. «Давайте оденем их на прогулку. А наших мальчиков – «пап» - попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке».

Дети одевают кукол («Оденем Катю на прогулку»). Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку.

  Во время одевания кукол желательно использовать стихотворение З. Александровой «Катя в яслях»:

Раз, два, три, четыре, пять,

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

Одели на ножки

Красные сапожки.

Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с дочками по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки:

Катя, Катя маленька,

Катенька удаленька,

Пройди по дорожке,

Топни, Катя, ножкой.

Или:

Большие ноги

Шли по дороге:Топ-топ! Топ-топ!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:Топ-топ-топ!Топ-топ-топ!

Если дети построят дома, то можно обойти их вокруг и прочитать стихотворение:

Ходит Катенька с трудом,

В первый раз обходит дом:Топ-топ.

Мама водит взад-вперед,

Дочка ходит взад-вперед:Топ-топ.

Если же дети построят поезд, то во время поездки на нем уместно вспомнить стихотворение Э. Мошковской «Мчится поезд».

  При повторении игры вводится строительство одной - двух новых, более сложных построек. Воспитатель дает образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, также использует и игрушки – заместители (если на кеглю надеть юбку и косынку, то получится матрешка).

  В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сборник сюжетно-ролевых игр

сборник сюжетно-ролевые игры влияющие на развитие речи дошкольников...

Сборник сюжетно-ролевых игр в средней группе по программе "От рождения до школы" под ред. Вераксы

Пояснительная записка к сборникуИгра - наиболее доступный ребенку, интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Сюжетная игра -любимый вид деятельности дошкольников,...

Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста

Сборник игр  призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....

Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование элементарных представлений о профессиях.

Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. Ведь у ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности....

Сборник сюжетно дидактических игр направленных на развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

В данном сборнике представлены игры используемые воспитателем для работы с детьми младшего дошкольного возраста, при формировании навыков самообслуживания ....

Сборник сюжетно – ролевых игр как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста

Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...

Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на формирование основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возраста

Сборник содержит сюжетно – ролевые игры как средство формирования основ нормативного поведения детей среднего дошкольного возрастаСборник позволит педагогу подобрать игру соответственно тематиче...