«Развитие детей дошкольного возраста в контексте региональной культуры.
учебно-методический материал
«Развитие детей дошкольного возраста в контексте региональной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие детей дошкольного возраста в контексте региональной культуры. | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Тема: «Развитие детей дошкольного возраста в контексте региональной культуры.
Подготовила:
Воспитатель: Фоменко О. Г.
г. Нефтекумск 2017.г
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»
«Конвенция о правах ребенка», статья 29
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание - жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера.
С введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса, на совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками — экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность.
Вся моя система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Региональный компонент включает в себя знакомство дошкольников с историей, культурой, природным окружением родного края.
Целью моей работы стало, развивать первоначальные представления об истории и самобытности различных народностей на примере Ставропольского края и нашей малой родины Нефтекумского района . Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Я стараюсь не отходить от поставленных задач таких как .
- Развивать познавательный интерес к своей Родине, любознательность,
эмоциональную отзывчивость к культурно-историческому наследию Ставрополья, Нефтекумского района;
- Актуализировать и закреплять знания дошкольников о многонациональном населении нашего края, воспитывать толерантное отношение к различным культурам, развивать навыки общения
- развивать эмоционально - ценностное отношение к семье, дому, стране; Одним из условий успешного решения задач является создание предметно - пространственной развивающей среды, которая способствует накоплению информации. Был создан мини-музей «Моё родное Нефтекумье», где совместно с родителями были собраны экспонаты национальной культуры. Составлен план экскурсий в музей «Моя малая Родина». Проводились экскурсии для детей других групп и гостей детского сада.
- Дать знания детям о родном городе, крае: символика, достопримечательностям дать элементарные знания о флоре и фауне Ставрополья;
Выполнить эту задачу мне помогли ученики средней школы №2 .Совместно с ними была распланирована непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим и патриотическому воспитанию детей в старшей группе.
Региональный компонент.Тема: Край родной мой, Ставропольский.
Это занятие помогло: закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и города Нефтекумска, обычаи ставропольцев). Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Развивать логическое мышление: формировать любовь к родному городу, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.
В ноябре была проведена экскурсия по достопримечательностям нашего родного города Нефтекумска, где рассказывалось об истории памятников «Памятник четвёртому гвардейскому Кубанскому Казачему Кавалерийскому корпусу, памятник воинам защитникам отечества» возложили цветы к мемориалу славы.
Увлекательную беседу провёл с детьми папа Маши . Д. Он рассказал детям о нелёгкой профессии нефтяник. Дети услышали интересные сказания об этой профессии .Следующей задачей которую я себе поставила было ;познакомить детей с историей происхождения города,
Расширять представления детей о родном городе, г. Нефтекумске;
Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. На занятии присутствовало развитие художественно эстетическое развитие детей.
Дети рисовали большие дома, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон.
Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. А происходило это под прослушание песни «Моё родное Нефтекумье» автор: Куруптурсун Мамбетов.
Интерес к теме возникает у ребёнка тогда, когда будет затронута его эмоционально-чувственная сфера. Это достигается благодаря включению в программу занятий: игр, элементов театрализации, фольклора и практической деятельности, во время которой дети имеют возможность сделать что-то своими руками.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группе для этого отведён уголок, в котором есть: альбомы, где представлен материал описывающий быт народностей проживающих на Ставрополье, раскраски. Рассматривая альбомы и раскраски, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке есть игрушки сделанные детьми совместно с родителями бабушками ,а изготавливали мы их на родительском собрании в рамках проекта «Бабушкина кукла», где бабушки делились с внучатами историями своих игрушек ,у каждой бабушки был свой интересный рассказ и своя замечательная кукла»
В мини-музее были представлена экспозиция «Национальный костюм» (юбки, сарафаны, ленты, кокошники, рубаха – косоворотка, папахи, тюбетейки). В музыкальном уголке деревянные ложки, колокольчики, трещотки и др. Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть. Знакомя детей с региональной культурой, я использую виртуальные экскурсии - они очень интересны детям.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе я всегда обращаюсь к игре: мной была разработана программа по дополнительному образованию физкультурно- спортивной направленности «Народные игры» Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Детям очень нравятся русские народные игры: «Паучок», «Ворон», «Шатер», «Горелки», «Жмурки» и др.
Стараюсь пропагандировать народные игры в семье. Для этого в уголке для родителей регулярно помещаются консультации для родителей «Роль подвижных игр в развитии ребёнка».
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. В духе народных праздников провожу «Осенние посиделки», «Праздник народного творчества», в феврале – марте организовываются проводы матушки зимы (Масленицу). Привлекая родителей, знакомлю детей с национальными праздниками «Сабантой», «Курбан –Байрам».
Составлен план работы с родителями, включающий следующие задачи:
1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях.
2) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам.
3) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми: самостоятельное исполнение музыкальных номеров на праздниках, и подготовка номеров с детьми.
В соответствии с представленной целью и задачами на родительских собраниях обсуждаются вопросы: «В каждой семье свои традиции», «Приобщение детей к истокам культуры региона, в котором он проживает», «Культурное наследие Ставрополья»
Результативность работы:
За время работы в данном направлении дети получили знания о музее, появился интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах, отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Познакомились с народными сказками, легендами играми. Совместно с родителями участвовали в народных играх и праздниках.
Конспект интеллектуальной игры «И не найти прекрасней края, чем Ставропольская земля» был представлен на II Всероссийском конкурсе «Край родной, любимый край, милая сторонка» в номинации «Методическая разработка». Работа была отмечена дипломом III степени.
В ходе реализации этого проекта совместно с родителями были подобраны материалы: фотографии, иллюстрации, литература, рисунки, атрибуты для игровой деятельности.
Своим опытом я делюсь с педагогами, выкладываю конспекты своих занятий на образовательном портале .
Использование информационно- коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Я считаю, что педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. В моей мультимедийной копилке собраны презентации, например: «История создания народной куклы», «Русская матрешка – любимая игрушка», «Как жили люди на Руси» и др.
Раскрыть богатый творческий потенциал, желание познавать мир, быть
добрым, отзывчивым человеком все эти качества я стараюсь воспитывать в
детях. Приобщение детей к истокам народной культуры, культуры края, в котором они живут – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды!
«Уметь воспитывать детей – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М.Горький).
И во многом эти знания даёт народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.
Как показала практика, образовательная деятельность с детьми с использованием фольклора развивает у них эстетическое восприятие, образные представления, воображение, художественно – творческие способности.
Добившись определённых результатов, я ставлю себе задачи дальнейшей работы. В перспективе я планирую :
-повышать свой профессиональный уровень по проблеме «Развитие детей дошкольного возраста в контексте региональной культуры.
-продолжать использовать в работе инновационные технологии (здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные, сказкотерапию, проблемные и др.)
-изучить литературу по теме: «Культурные традиции национальностей детей в группе»
Используемая литература:
Литвинова Р.М.Развитие дошкольного образования на Ставрополье «Ставрополь,2012г.
Р.М.Литвинова «Казаки на Ставрополье», Ставрополь,2009г.
Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду»
Антонова Л.И. «Мы живем на Волге» Ребенок в детском саду 2004-№6,7
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. (Программа) Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000
Опыт работы
Тема: «Развитие детей дошкольного возраста в контексте региональной культуры.
Подготовила :
Воспитатель: Фоменко О.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретический семинар для педагогов ДОУ " Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО"
Цель: повышение культуры речи, как компонента профессиональной компетентности педагога ДОУ....
Презентация: Теоретический семинар «Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.»
Презентация для педагогов ДОУ...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО
Понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательног...
«Физическое развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
ОО "Физическое развитие"...
Презентация " Речевое развитие детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО"
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение ро...
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.»
Современные образовательные технологии в развитии речи дошкольников....