Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возрасти посредствам моделирования»
учебно-методический материал
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возрасти посредствам моделирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_razvitie_muz._sposobnostey_cherez_modelirovanie_voronina_s.e.docx | 36.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возрасти посредствам моделирования»
Подготовила:
Воронина Светлана Евгеньевна
Музыкальный руководитель
МДОБУ "Саракташский д/с №9"
Уважаемые коллеги!
В рамках методического семинара представляю вашему вниманию тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возрасти посредствам моделирования»
«Таланты создавать нельзя, но можно создать почву, на которой особенно успешно они произрастают», - говорил выдающийся музыкант Генрих Нейгауз.
Сегодня мы все хотим воспитать детей творческими личностями, способными к принятию новизны, умеющими импровизировать, быть отважными, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.
Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения между людьми. Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые надо развивать с детства.
Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, утренников, свободной деятельности, я заметила, что задания, где требуется импровизация, творческое применение имеющихся умений и навыков. вызывает у детей затруднения. Дети начинают стесняться, большинство из них копирует педагога и друг друга.
Задумавшись над данной проблемой и проанализировав критерии музыкального развития детей дошкольного возраста (слайд 2), поставила цель свой педагогической деятельности - развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста»
Понимаю, что умению творить, самостоятельно искать музыкальные интонации, красиво двигаться, чисто петь – обо всем этом детям необходимо давать представление, формировать у них музыкальный вкус, развивать умение чисто интонировать свои импровизации и критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побуждает дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству. Поэтому для осуществления поставленной цели, я выделила следующие задачи:
- создавать условия для постоянного интереса к музыкально-творческой деятельности;
- развивать навыки инсценирования песен, импровизации движений разных персонажей под музыку, исполнения простейших мелодий на детских музыкальных инструментах;
- формировать умения сочинять мелодии различного характера;
- содействовать восприятию самостоятельности и творческому исполнению песен различной направленности
Прежде, чем раскрыть термин МОДЕЛИРОВАНИЕ, необходимо раскрыть понятие МОДЕЛЬ (слайд)
Существует много понятий, что такое моделирование, но для меня… (слайд ПОНЯТИЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ)
Моделирование – организация педагогом эвристически ориентированного процесса создания ребенком моделей из простейших плоскостных и пространственных абстракций;
Моделирование - общая интеллектуальная способность, в основе которой лежит овладение детьми практическими действиями замещения, использования моделей, моделирования
Моделирование - ведущий способ деятельности при изучении различных понятий
Моделирование - наглядно-практическая технология обучения, при помощи которой мышление ребёнка успешно развивается в процессе усвоения и понимания специальных схем, моделей
Усвоение музыкального материала детьми – сложный, трудоемкий процесс. Музыка – это понятие временное: музыка звучит – она есть, а музыка закончилась – ее нет. Не достаточно просто услышать – важно понять ее и запомнить. Профессиональному музыканту легче – у него есть ноты. Что-то забыл – в любой момент может посмотреть, вспомнить. А как же ребенок? Здесь на помощь ему и приходят наглядные средства обучения: модели, карточки, схемы.
Одним из наиболее перспективным методом реализации умственного воспитания является моделирование, т.к. мышление старших дошкольников отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Моделирование – наглядно-практический метод.
Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. На музыкальных занятий это может быть музыкальное произведение, разные виды оркестров и т.д.
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.
При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребёнку познание, открыть доступ к скрытым непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:
- предметные – в котором воспроизводится конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть музыкальные игрушки, в которых отражён принцип устройства музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные), модели построек (разные виды оркестров).
- предметно – схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов –заместителей, графических знаков, абстракций. Примером такой модели может быть дидактическая игра «Разноцветный кубик», цель которой является учить различать части музыкального произведения посредством геометрических фигур. Например: треугольник означает – куплет, круг - запев, квадрат – вступление, прямоугольник – проигрыш. По мере изучения материала дети работают совместно со взрослым, либо в парах или индивидуально.
Хочу предоставить вашему вниманию многофункциональную игру «Пёстрый кубик». Целью данной игры является:
- ознакомление с нотной грамотностью;
- расширение представлений о музыкальных инструментах;
- взаимосвязь музыки с искусством и много других задач.
При анализе содержания текста пени целесообразно обратиться к предложенной О.М.Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки.
Содержание песни нужно разделить на логические завершенные части ( строчки, рифмы), к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмму). (схема песни «Шёл по лесу Дед Моро»).
В результате получается апперцептивная схема – полное представление о содержании песни. Опираясь на неё, дошкольники успешнее запоминают тексты песни и используют их в самостоятельной деятельности.
Особый интерес у детей вызывает задания с использованием абстрактных символов при изучении различных характеристик музыки. В этом направлении много и интересно работали учёные, занимавшиеся проблемой обучения малышей музыки: И.П.Манакова, Н.П.Салмина.
В качестве примера приведу предложенное ими задание по кодированию и декодированию звуковой реальности. В ходе кодирования детям предлагается перевести язык музыкальных либо «живых» природных звуков на язык символов, а затем с помощью памяти и воображения произвести его декодирование. (моделирование звуков)
Это задание требует абстрактно – логическое мышление и у ребёнка на первых порах вызывает срёзные трудности и напряжение. Но это исключительно художественная по своему содержанию задача. И в дальнейшем дети с большим интересом сами разрабатывают символы и фиксируют как музыку так и музыкальные звуки Например: звуки зимы, звуки различных предметов (часы, автомобиль и т.д.), голоса природы.
При усложнении задания можно предложить детям меняться листами с закодированными музыкальными и природными звуками и читать их творчески не только там, где знак непонятен, детям предлагается проявить фантазию, но даже там, где он понятен предложить сделать его «Фантастическим – наполнить его более богатым ассоциативным рядом, чем это сделал автор. (моделирование голосов природы)
Моделирование даёт возможность:
- накапливать опыт познания,
- повысить интерес к познанию, пробудить у них желание наблюдать и экспериментировать со свойствами звуков, предметов, явлений.
Моделирование открывает перед педагогами ряд дополнительных возможностей в умственном воспитания, в том числе и в развитии музыкальных способностей дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.
АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.
Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...
«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».
Как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать....
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр....