Корреккционно – развивающая работа для детей с задержкой психического развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
Коррекционно – развивающая работа определяет содержание и структуру деятельности педагога- психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОО в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_korrektsionno_-_razvivayushchey_raboty.docx | 50.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗЕРНЫШКО»
ГОРОДА БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПРИНЯТО: решением Педагогического совета МДОУ д/с комбинированного вида «Зернышко» г. Балашова Саратовской области Протокол №__от «__ » _____________20__ г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ д/с комбинированного вида «Зернышко» г. Балашова Саратовской области ____________ С.А. Новикова Приказ №__ от «__ » _____________20__ г. |
План корреккционно – развивающей работы для детей с задержкой психического развития
(4 – 5 лет)
педагога – психолога Хабаровой К.А.
на 2023 – 2024 учебный год
Балашов 2023
№ | Содержание |
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
1.1 | Пояснительная записка. |
1.2. | Цель. |
1.3. | Задачи. |
1.4. | Планируемые результаты. |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
2.1. | План коррекционно – развивающей работы. |
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Настоящий коррекционно – развивающий план разработан для построения деятельности педагога - психолога осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет). Коррекционно – развивающий план определяет содержание и организацию коррекционно-разивающей деятельности педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Зернышко» города Балашова Саратовской области» в группах компенсирующей направленности для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет) с задержкой психических развитий (ЗПР).
Коррекционно – развивающий план определяет содержание и структуру деятельности педагога- психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОО в работе с детьми от 4 до 5 лет. Коррекционно – развивающий план включает в себя организацию психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в пяти образовательных областях, соответствующих основным направлениям развития ребенка дошкольного возраста – познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому, физическому и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
Коррекционно – развивающий план спроектирован с учетом ФГОС дошкольного образования, спецификой групп компенсирующей направленности, образовательных потребностей и запросов воспитанников, родителей (законных представителей).
Коррекционно – развивающий план разработан в соответствии адаптированной основной образовательной программой для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, в соответствии с основными нормативно- правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года
№1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013);
- Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181 (с изменениями на 28 июня 2014 года), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124;
- Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 28 октября 2014 г. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования».
1.2.Цель: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
1.3.Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно- действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
1.4.Планируемые результаты:
- фиксировать в речи результаты своей практической деятельности;
- высказывать свои потребности и желания в активной фразовой речи;
- демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
- положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
- адекватно вести себя в привычных ситуациях;
- выполнять по инструкции 3-4 элементарных действия
- использовать речевые средства в ситуации взаимодействия со взрослым и/или сверстниками, выражать словом свои основные потребности и желания.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Коррекционно - развивающий план занятий для детей с задержкой психического развития.
Месяц | Тема занятия | Цели | Игры и упражнения | ||||
Сентябрь | Детский сад | Название и назначение основных помещений детского сада Названия профессий работников детского сада. Правила поведения в детском саду, в группе. | На развитие зрительной памяти и пространственной ориентировки. | ||||
Ранняя осень | Смена времен года, их взаимосвязь Период – ранняя осень, начало осени. Приметы ранней осени:
| «Выбери картинки об осени». «Разложи по порядку» «Покажи символ» (время года) «Что сначала, что потом». «Сложи картинку из частей». «Что изменилось?». | |||||
Фрукты. Овощи. | Обобщающее понятие Название распространенных плодов – овощей Вкусовые особенности и варианты употребления в пищу. | «Разложи плоды по группам», «Сад – огород». «Четвертый лишний». «Перепутанные картинки». «Разрезные картинки». «Нелепица». «Что не бывает?» «Чего не стало». «Что изменилось». | |||||
Фрукты. Овощи. | Особенности внешнего вида –цвет, форма, величина, твердость, мягкость. Закрепление темы. | Запомни «Дорису». | слова | в | тексте». | ||
Октябрь | «Золотая осень» | Период – середина осени; место «золотой» осени в сезоне; переносный смысл понятия «золотая» Приметы «золотой» осени: | «Сравни картинки», «Чтение познавательных текстов». «Выбери правило»,«Что изменилось?». | ||||
Игрушки | Обобщающее понятие. Название распространенных игрушек, особенности их внешнего вида (форма, цвет, части ). | «Узнай целое по части». «Дорисуй игрушку». «Узнай на ощупь». «Четвертый лишний». «Найди недостающую игрушку». «Сравни игрушку». «Разложи игрушки по порядку» (серия сюжетных картинок). | |||||
Я и мое тело | Название частей тела и их назначение. Части лица, внешние различия у людей (цвет глаз, длина волос, размер носа и т.д.). Понимание и осознание своего возраста и пола (ребенок – мальчик). Охрана здоровья и гигиена тела; предметы гигиены. | «Сравни лица»,«Дорисуй то, чего нет». «Будь внимателен, покажи…», «Зеркало». Тренировка произвольного внимания: «Путаница». «Что для чего?», «Чего один, чего два».Упражнения на пространственную ориентировку «Добавь слово» | |||||
Дикие животные (введение тему) | в | Понятия «животные» Обобщающие понятия «дикие животные». Название распространенных животных | «Четвертый лишний». «Кто спрятался?». «Кого не стало?». «Узнай животного по части», «Узнай животное». «Какого | ||||
леса (белка, еж, заяц, медведь, лиса, волк). Общие особенности внешнего вида (чем покрыто тело? Сколько конечностей?). | животного в ряду не хватает», «Сравни животных». «Кто где находится?». «Дорисуй животного. | ||||||
Ноябрь | Поздняя осень | Смена природы осени («золотая» - поздняя). Признаки поздней осени:
| «Хорошо и плохо», «Разложи по порядку». «Подбери картинки, символы». «Раскрась картинку». «Запомни слова из текста об осени. «Определи период осени по дереву». «Что изменилось?». | ||||
Дикие животные | Повторить обобщающее понятие «дикие животные». Особенности внешнего вида | «Четвертый лишний», «Узнай по части», «Чего не хватает?» «Узнай по описанию». | |||||
Дикие животные | Детеныши. Звукоподача. Питание. Название жилища. | «Кто у кого?». «Кто кем был?». «Чья еда?». «Кому что нужно?». «Кто где живет?». «Запомни ряд». | |||||
Дикие животные | Способы защиты от врагов. Способ передвижения. Польза в природе. Подготовка к зиме. | «Несуществующее животное». «Узнай по следам». «Изобрази животное». «Кого не стало?» «Кто где находится?». «Найди недостающее животное». | |||||
Декабрь | Зима | Место зимы среди других времен года Приметы зимы:
| «Выбери картинки с изображением зимы и докажи свой выбор». «Разложи времена года по порядку». Хорошо – плохо». «Сравни по картинке времена года». «Незаконченные картинки» (зима). «Найди отличия» (что изменилось). «Найди ошибки художника». | ||||
Зимующие птицы | (Сорока, воробей, ворона синица). Понятие «зимующие птицы», обобщающее понятие «птица». Причины зимовки птиц (теплое оперение, способность питаться в условиях зимы). Названия распространенных зимующих птиц. | «Сложи картинку» (осколочную). «Узнай по части целое». «Кого не стало». «Четвертый лишний». «Сравни птиц». | |||||
Зимующие птицы | Внешние характерные признаки: величина, цвет оперения, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения. Место проживания зимой и в другие сезоны. | «Кто где?». «Дорисуй птицу». «Докажи, что это птица» (работа с символикой). «Кого здесь быть не может?». | |||||
Забота о птицах в зимнее время. | |||||||
Новый год | Представление о празднике Подготовка к новогоднему празднику Прием гостей на Новогоднем утреннике, правила поведения. | «Что сначала, что потом».. «что изменилось». «Сравни картинки». «Собери картинку» «перепутанные картинки». «Запомни слова». «Нарисуй, что запомнил» | |||||
Январь | Зимние игры и забавы | Разнообразие игр и развлечений зимой: катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика. | «Чего не хватает на картинке». «В какую игру будут играть дети?». «Сравни снеговиков». «Подбери пару», | ||||
Зимние игры и забавы | Название предметов для игр и их назначение (клюшка, шайба, коньки, лыжи, санки). Правила поведения на горке и в других играх. | «Нелепицы», «Что сначала, что потом?». «Дорисуй недостающий предмет», «В какую игру я играю?». | |||||
Зимующие птицы | Понятия «зимующие птицы», причины зимовки. Внешние характерные признаки голубя и снегиря. Место проживания зимой и в другие сезоны. Забота о птицах. | «Сложи картинку» (осколочную). «Узнай по части». «Сравни птиц». «Докажи, что это птица» (по символике). «Кто где?». | |||||
Одежда | Обобщающее понятие «одежда» и ее назначение. Название распространенных предметов одежды. Детали одежды Одежда для мальчиков и девочек Различия одежды по сезону. Материалы для изготовления одежды. Уход за одеждой. | «Перепутанные картинки». «Разрезные картинки». «Чего не хватает на одежде?». «Четвертый лишний». «Часть – целое». «Узнай количество людей по одежде». «Сравни». «Найди пару». «Чего не стало?». «Запомни ряд». «что изменилось?». «Оденем Олю на прогулку». «Из чего сшито?». | |||||
Февраль | Обувь | Обобщающее понятие «обувь», ее назначение. Название распространенных видов обуви Детали обуви и их назначение Обувь по сезону, по возрастному признаку. Материалы для изготовления обуви Уход за обувью | «Четвертый лишний». «Что без чего?», «Сложи картинку». «Часть – целое» (каблук – часть). «Найди пару», «Найди такой же …». «Сравни». «Дорисуй (закончи) рисунок», «Соедини точки». «будь внимателен». «Продолжи ряд», «Запомни ряд слов (картинок)». | ||||
Домашние животные | Обобщающее понятие «домашние животные» Название распространенных домашних животных | «Разрезные картинки». «Кого нет?». «Назови одним словом». «Узнай по части». | |||||
Домашние животные | Названия детенышей, звукоподражание. Особенности внешнего вида | «Кто где?». «Накорми животное». «Кто как кричит?». «Кто с кем?». «Кто у кого?». «Кто кем был?». | |||||
Домашние животные | Польза для человека. Защита от врага. Название жилища. Повадки животных, способы передвижения. | «Нарисуй по точкам». «Сравни». «Запомни ряд». «Убавилось – прибавилось?» | |||||
Март | 8 Марта – Мамин день. Весна. | Место весны среди других времен года Признаки ранней весны: в погоде в неживой природе: изменение свойства снега в живой природе Первый весенний праздник, его традиции | «Собери картинку с простым сюжетом», «Что изменилось?». «Подбери картинку – символ к иллюстрации» . «Что сначала, что потом?». «Сравни картинки». «Подбери подарок маме» | ||||
Моя семья | Понятие «семья» Родственные отношения людей в семье. Ролевые отношения членов семьи и их основные обязанности Забота о близких. Семейные праздники. Обязанности детей в семье. | «Составь свою семью». «Кем был мальчик, кем была девочка?». «Сравни картинки». «что сначала, что потом?». «Нарисуй свою семью». «Кто моложе, кто старше?». «Раздели по группам» | |||||
Мебель | Обобщающее понятие «мебель». Название распространенных предметов мебели, их назначение. Материал для изготовления мебели, место изготовления и продажи. Части мебели и ее детали Отличие мебели от электроприборов и частей комнаты | «Четвертый лишний». «расставь мебель в комнате». «Что без чего?». «Сравни». «Перепутанные картинки». «Узнай по части». «Продолжи ряд»,«Часть – целое» «Запомни ряд»,«Дорисуй картинку». «Подбери по форме» | |||||
Посуда | Обобщающее понятие: «посуда». Название распространенных предметов посуды, их назначение. Детали посуды. Разделение посуды Материал для изготовления посуды. Правила обращения с посудой, уход за ней. | «Разложи по группам». «Добавь слово» . «Сложи картинку». «Четвертый лишний». «Убавилось, прибавилось». «Что без чего?». «Нарисуй по точкам». «Подбери пару». «Чего не хватает?». «Сравни предметы». «Продолжи ряд». «Найди недостающий предмет». | |||||
Апрель | Перелетные птицы. Грач | Обобщающее понятие «перелетные птицы» Причины отлета Название распространенных перелетных птиц Особенности внешнего вида, части тела и их особенности. | «Сложи картинку». «сколько птиц на картинке» «Чего не хватает?». «Кто где?». «Узнай по тени». «Кого не стало?». «Сравни птиц». «Кто где живет?». «Четвертый лишний». | ||||
Перелетные птицы скворец. | Повадки. Питание, место проживания Польза птиц для природы человека. | Логическая цепочка: место проживания, детеныши, питание (наглядный вариант). «Добавь слово» «Чей домик?». «Найди различия». | |||||
Наш город | Понятие «город» | «Узнай место в городе по | |||||
Балашов | Название города с объяснением его происхождения, название реки. Различные учреждения Домашний адрес | фотографии». «Выложи из палочек городской дом». «незнакомый город» «Сравни дома». «Что изменилось?». «Что где находится?» | |||||
Транспорт в городе. | Обобщающее понятие «транспорт». Наименование распространенного транспорта6 автомобиль, грузовик, автобус, поезд. Группы транспорта: грузовой, пассажирский – наземный. Детали, части транспорта | «Собери картинку». «Назови только транспорт». «Что без чего, «Сравни». «Разложи по группам». «Найди такой же». «Найди такой же». «Запомни в тексте». «Четвертый лишний». «Узнай по детали». «Нарисуй картинку». «Кто чем управляет?, «Узнай по силуэту». | |||||
Май | Весна | Признаки конца весны: -в погоде и неживой природе - в живой природе | «Разложи картинки». «Сравни картинки». «Выложи ряд». «Найди ошибки в тексте». «Нелепицы». «Выложи картинки по памяти». | ||||
Весенние работы в саду и огороде | Виды работ в саду и огороде: вскапывание земли, подготовка грядок, теплиц и парников, высевание овощей и зелени; побелка деревьев, опрыскивание кустарников и деревьев от вредителей. Инструменты для работы в саду и огороде. Условия необходимые для роста растений | «Что сначала, что потом?» «Что ты видишь на картинке?» «Дорисуй инструменты». Элементарная опытная деятельность: посадка лука в разных условиях. | |||||
Домашние птицы | Петушок с семьей. Обобщающие понятия «домашние птицы», различение с понятием «домашние животные». Петух, курица, цыпленок Образ жизни, питание, повадки. звукоподражание. Польза для человека. | «Узнай по контуру». «Чья тень?». «Кто где?». «Сложи картинку». «Узнай по части». «Сколько птиц за забором?». «Что сначала, что потом?». «Часто – целое». «Что изменилось?». «Подбери пару» | |||||
Насекомые | Обобщающее понятие «насекомые». Особенности внешнего вида Особенности передвижения, звучания. Польза насекомых для природы и человека. Насекомые и вредители. | «Сложи картинку». «Кто без чего?». «Узнай по части». «Разложи по группам» «Четвертый лишний». «Сравни насекомых». «запомни в тексте». «Запомни ряд» (развитие зрительной и слуховой памяти). «Подбери пару к слову» (мед - пчела, цветок – бабочка) – развитие смысловой памяти. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми с задержкой психического развития»
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоциональн...
«Использование метода моделирования в системе коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития»
Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития с 6 до 7 лет» на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год по усвоению программных требований воспитанниками детского сада разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возрас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития
Настоящая рабочая программа разработана для детей раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития и для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).Задержк...
Конспект коррекционно – развивающей работы с обучающимся с задержкой психического развития в старшей группе комбинированной направленности. Тема: «Фрукты»
Конспект коррекционно – развивающей работы с обучающимся с задержкой психического развития в старшей группе комбинированной направленности. Тема: «Фрукты»....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЛЕНЯТА»
Программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфин» города Муравле...