Перспективный план кружка «Раз словечко – два словечко» На 2023 – 2024 учебный год
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: Создать условия для развития речи детей средствами литературного творчества
Задачи:
Обучающие:
1. Обучать детей правилам передачи текста, учить понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта
2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях
3. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен, стихов
Развивающие:
1. Развивать связную и выразительную речь детей: чтение стихотворений наизусть, пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин)
2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей
3. Расширять кругозор, развивать память, наблюдательность, воображение, познавательные процессы
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к стихотворному искусству, творческой деятельности
2. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие
3. Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в выступлениях
4. Воспитывать эстетический, художественный вкус
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_kruzhka_raz_sloechko_-_dva_slovechko_na_2023-2024g.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план кружка «Раз словечко – два словечко»
На 2023 – 2024 учебный год
Актуальность выбранной темы:
В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей со слабым речевым развитием, когда речь ребёнка совершенно не развита, в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, а именно:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объёма «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.
Всё это может отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка, ребёнок может вырасти замкнутым, необщительным.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, считалки), а также художественные произведения русских писателей и поэтов.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества, театрализованной деятельности в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и представлениями. Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. В.Г. Белинский называл эстетическое чувство источником всего прекрасного, великого. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины русской природы, музыкальность стихов, меткость, выразительность языка нравятся детям. Дети чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие стихи и песенки.
Цель: Создать условия для развития речи детей средствами литературного творчества
Задачи:
Обучающие:
1. Обучать детей правилам передачи текста, учить понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта
2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях
3. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, песен, стихов
Развивающие:
1. Развивать связную и выразительную речь детей: чтение стихотворений наизусть, пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин)
2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей
3. Расширять кругозор, развивать память, наблюдательность, воображение, познавательные процессы
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к стихотворному искусству, творческой деятельности
2. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие
3. Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в выступлениях
4. Воспитывать эстетический, художественный вкус
Перспективный план кружка «Раз словечко – два словечко»
На 2023 – 2024 год
Сроки | Формы работы с детьми | Работа с родителями | Литература |
Сентябрь «Я – будущий первоклассник» | 1.Отгадывание загадок о школе, об осени 2. а)Беседа «Кто нас учит в школе?». «Чем школа отличается от детского сада?» Б) Рассказывание по картине «В школу» 3. Чтение стих-й: А.Пушкин, А.Плещеев, А.Барто, И.Бунин, К.Бальмонт, Н.Огарёв, А.Фет, И.Токмакова, Е.Благинина, С.Есенин и др. 4. Заучивание стих-й наизусть: 5. Словесная игра «Что мне нужно в школе». Рассматривание школьных принадлежностей. 6. Рассматривание пейзажной живописи, составление описательных рассказов 7. Театрализованные игры: кукольный театр «Красная Шапочка» 8.Чтение рассказов Л.Толстого «Два товарища», «Косточка» 9. Чтение сказок С.Михалкова «Как старик корову продавал» 10. Пальчиковые игры 11. Артикуляционная гимнастика | 1. Разучивание стихов с детьми 2. Чтение и пересказ рассказов 3. Закрепление материала дома по данной теме (пункт 3,5) | 1.Картотека загадок, стихотворений 2. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 6-6 лет», стр.44, зан.№ 2 3. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.26, 28 4. Наглядный дид.материал 5. Рассказы Л.Толстого 6.С.Михалков «Все самые любимые стихи и сказки», с.394 |
Октябрь | 1. Чтение стих-й об осени 2. Заучивание стихотворений: Е.Трутнев «Осень», А.Твардовский «Лес осень», Л.Разводова «Озорники» 3.Чтение и пересказ: К.Ушинский «Четыре желания» 4. Д/и и упражнения: «Подбери рифму», «Когда это бывает?», «Придумай сам», Кто где живет?» 5. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок, пальчиковая гимнастика 6. Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» 7. Участие в конкурсе чтецов 8. Театрализованные игры: театр настольный «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» 9. Чтение сказок С.Михалкова 10. Пальчиковые игры 11. Артикуляционная гимнастика | 1. Совместно с ребёнком: рисование «Золотая осень» 2. Чтение с ребёнком произведения, пересказ, разучивание стихов с детьми 3. Пересказ с детьми дома рассказа К.Д.ушинского | 1. Картотека стихотворений 2. Хрестоматия для детей 3. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.7,8) 3. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.35,36 4. Картотека: пословицы и поговорки о временах года 5. Рассказы К.Д.Ушинского 6.С.Михалков «Все самые любимые стихи и сказки», с.404 |
Ноябрь | 1. Чтение стих-й об осени русских поэтов 2. Заучивание стихотворения З.Александрова «Родина», А.Фет «Первый снег» 3. Чтение сказки «Золушка» 4. Д/игра Петрушка угадай мою игрушку» 5. Рассматривание пейзажной живописи, составление описательных рассказов 6. Драматизация сказки В.Сутеева « Под грибом» 7. Чтение и пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» 8. Речевая гимнастика «Едем, летим, плывем» 8. Чтение сказки Пузырь, соломинка и лапоть» 9. Рассказывание по картине «Собака с щенятами» 10. Пальчиковые игры 11. Артикуляционная гимнастика 12. Участие в конкурсах чтецов (республиканские, всероссийские) | 1. Чтение с ребёнком произведения, пересказ, разучивание стихов с детьми - учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова | 1. Картотека стихотворений 2. Хрестоматия для детей 3. Книга для чтения в детском саду и дома, с.101 4. Наглядный дид. материал 5. Русские народные сказки 6.В.Бианки «Все самые любимые стихи и сказки» |
Декабрь «Зимушка – зима!» | 1. Чтение и разучивание : стихотворение И.Суриков «Зима», С.Маршак «Тает месяц молодой», «В декабре, в декабре…», З.Орлова «Скоро, скоро Новый год» 2. П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» отрывки) 3. Чтение сказки «Волшебный посох Деда Мороза» 4. Чтение сказок «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 5.Отгадывание загадок о зиме. Работа с пословицами, поговорками: 6.Рассказывание по картине «Таня не боится мороза»» 7. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок, пальчиковая гимнастика 8. Театрализованные игры: театр настольный «Двенадцать месяцев» 9. Импровизация русской народной сказки «Теремок». Показ сказки «Теремок» в младшей группе 10. Д. Мамин – Сибиряк – знакомство с творчеством. «Медведко» -чтение рассказа. 11. Речевая гимнастика «Что вы видите вокруг?» 12. Чтение сказок С.Михалкова «Волшебное слово», «Белые перчатки» 13. Пальчиковые игры 14. Артикуляционная гимнастика 15. Участие в конкурсе чтецов (республиканские, всероссийские) | 1. Совместно с ребёнком: рисунок (аппликация) на тему «Зимушка-зима» 2. Разучивание стихов с детьми 2.Пересказ сказок - уточнить представления детей о названии предметов | 1. О.С. Ушакова с. 99; В.Ю. Дьяченко с. 207. 2. Картотека стих-й Н.В.Нищева «Система коррекционной работы…», с. 295 3.Картотека: загадки о временах года, пословицы и поговорки о временах года 4. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.5) 5. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.39, 40 |
Январь | 1.Чтение: Чтение сказки «Волшебный посох Деда Мороза» 2. Заучивание стихотворений: К.Бальмонт «Снежинка», В.Черняева «Мы слепили снежный ком», С.Есенин «Береза» 3. Д/и и упражнения: «Закончи предложение» 4. Речевая гимнастика (дифференциация звуков с-з) 5. Театрализованные игры: Показ пьесы «Колобок» 6. «Стрекоза и муравей» -чтение басни И.А. Крылова. 7. «Семь Симеонов – семь работников», обр. И. Карнаухова - чтение русской народной сказки. 8. Г. Скребицкий «Как галчонок есть научился» -пересказ произведения 9.Речевая гимнастика «Скажи, какое» 10.Пальчиковые игры 11. Артикуляционная гимнастика 12. Участие в конкурсах чтецов (городские, республиканские, всероссийские) | 1. Разучивание стихов с детьми 2.Пересказ сказки «Волшебный посох Деда Мороза» -Называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу | 1.Книга для чтения в детском саду и дома, с.195 2.Картотека стих-й 3.Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.6) 4. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.145 5.Басни Крылова 6.Русские народные сказки |
Февраль «Защитники Отечества» | 1. П. Воронько «Лучше нет родного края» : Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; 2.Чтение: «Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки. 3.Рассматривание иллюстраций «Жизнь животных зимой», «Лес зимой», беседа по содержанию 4.Д/и и упражнения: «К нам пришёл волшебник: я могу только слышать» 5. Л. Фадеев «Зеркало в витрине» чтение стихотворения 6.С. Алесеев «Первый ночной таран» - пересказ рассказа. 7. Е. Воробьев. «Обрывок провода»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; 8. Речевая гимнастика «Найди точное слов» 9. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок 10. Театрализованные игры: театр настольный «Три медведя» 11. Заучивание стих-й наизусть: С.Маршак «Дуют ветры в феврале», В.Берестов «Богатыри» 12. Пальчиковые игры 13. Артикуляционная гимнастика 14. Г. Х. Андерсена. «Гадкий утенок» -чтение сказки. | 1. Разучивание стихов с детьми 2. Пересказ рассказов, сказок - учить детей точно называть предмет, его качества, действия | 1. Хрестоматия для детей 2. Наглядный дид. материал 3. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.11) 4. Картотека стих-й 5. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.152 6. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.41, 42 7. Картотека стих-й |
Март «Весна, весна, как воздух свеж!» | 1.Чтение и разучивание стихотворений: Г.Виеру «Мамин день»; Я.Аким «Весна», Е. Благинина «Посидим в тишине»; Л. Квитко«Бабушкины руки». Е.Серова «Подснежники» 2. «Айога» - чтение нанайской сказки. 3.Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций. 4. Речевая гимнастика (дифференциация звук 5. И. Крылов «Ворона и лиса» - чтение басни. 6. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок, 7. Инсценировка знакомых сказок (репетиция) 8. Рассматривание пейзажной живописи 9. Пальчиковые игры 10. Артикуляционная гимнастика 11. Участие в конкурсе чтецов (городские, республиканские, всероссийские) | 1. Разучивание стихов и песен с детьми 2.Пересказ сказок -учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу 3. Обсуждение басни | 1. Картотека стих-й 2. Хрестоматия для детей 3. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.156 4.Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.42, 43 5. Басни Крылова 6. Картотека чистоговорок, скороговорок |
Апрель Наша Родина Россия | 1. Чтение и разучивание :Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет.«Уж верба вся пушистая» (отрывок); М.Бебина «Российский триколор»; В.Степанов «Космонавт»; С.Маршак «Апрель»
2. Рассказ В. Бианки «Три весны», пересказ 3. В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…» - чтение стихотворения. А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Родина», М.Ю. Лермонтов «Родина», С.Баруздин «За Родину» 4. Речевая гимнастика «Картина – корзина» 5. К. Ушинский. «Слепая лошадь». К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; 6. Инсценировка знакомых сказок (показ для младшей группы) 7. Пальчиковые игры 8. Артикуляционная гимнастика 9. Участие в конкурсах чтецов. | 1. Разучивание стихов с детьми 2. Пересказ рассказов 3. Чтение стихотворений - находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию 4. Чтение рассказов | 1. Картотека стих-й 2. Хрестоматия для детей 3. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.159 |
Май | 1. Чтение стих-й о весне, заучивание : А.Усачев «Что такое День Победы?»; Е.Серова «Ландыш»; С.Питиримов «Детский сад»; А.Барто «Здравствуй, лето!» 2.Чтение сказок Бажова 3. Речевая гимнастика (подведение итогов) 4. Чтение и пересказ «Сынко-Филипко», Е. Поленовой 4. Инсценировка сказки (показ для родителей на собрании) 5. Работа с пословицами и поговорками 6. Пальчиковые игры 7. Артикуляционная гимнастика 8. Участие в конкурсах чтецов 8. Диагностика | 1. Разучивание стихов с детьми 2.Рисование по сказкам Бажова 3. Пересказ рассказов | 1. Картотека стих-й 2. Хрестоматия для детей 3. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.163 4. Картотека пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
АрушановаА.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»; Спб., 2004
КартушинаМ.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2005.
Трясорукова Т.П. Игры,загадки, стихи и чистоговорки для развития речи. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2015
КомратоваН.Г. Учимся говорить правильно. Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет, Творческий центр, Москва, 2004
Книга для чтения в детском саду и дома для детей 5-7 лет, Москва Оникс
Картотека стихотворений, дидактических игр и упражнений
Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников на 2023-2024 учебный год
Перспективный план взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников на 2023-2024 учебный год...
Перспективный план работы педагога-психолога с родителями на 2023 - 2024 учебный год
Перспективный план работыпедагога-психолога с родителямина 2023 - 2024 учебный год...
Перспективный план с родителями в средней группе на 2023-2024 учебный год
Перспективный план с родителями....
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы на 2023-2024 учебный год
План работы по областям...
Перспективный план экскурсий в средней группе №3 на 2023-2024 учебный год
Планирование совместной образовательной деятельности по освоениюобразовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ...
Перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) на 2023-2024 учебный год
перспективный план взаимодействия с родителями (законными представителями) на 2023-2024 учебный год...
Перспективный план работы с родителями старшей группы на 2023-2024 учебный год
Установление позитивных продуктивных взаимоотношений ДОУ – Семья – Ребёнок. Повышение активности и ответственности семей воспитанников в вопросах воспитания, обучения и развития...