Сюжетно – ролевая игра как редство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в дошкольном воспитании. В «Программе воспитания и обучения дошкольников» под ред. Н. Е. Вераксы , Т . С. Комаровой, Э . М. Дорофеевой ознакомление с трудом взрослых занимает не так много места. Профориентационная работа с детьми дошкольного возраста – это целенаправленный п роцесс по формированию у дошкольников осознанного отношения к миру профессий на основе системных знаний, включающих понимание той или иной профессии, соотнесение орудий труда с профессиональной деятельностью, определение с одержания труда и осознание профессионально важных качеств человека труда.
Все мы знаем, что игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. Задача педагога научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений.
Именно в старшей и подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д.
Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры.
Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Важным еще является то, что дети обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых. Во время игры дети меняются ролями, что непосредственно способствует повышению у них интереса к различным аспектам профессии, в которую они играют. То есть, воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не изображали в процессе игровой деятельности только одну роль, а происходила смена ролей.
Ещё одной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что она требует предварительной подготовки. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры .
Как же должен действовать воспитатель, чтобы сюжетно-ролевая игра превратилась в увлекательный процесс, доставляющий ребенку удовольствие и желание играть?
Во-первых, не надо ожидать, даже от детей старшего дошкольного возраста, какой-то сверхфантазии . Очень часто бывает, что содержание игры, кажущееся для взрослого скучноватым, обыденным, для детей представляет большой интерес.
Во-вторых, не стоит забывать, что группа дошкольников – это не слаженный ансамбль, разыгрывающий, так сказать, готовую партитуру под руководством взрослого (как хотелось бы многим воспитателям). Если продолжить аналогию, то во время свободной игры есть и дуэты, и трио, и квартеты, и отдельные виртуозы. И у всех – своя игра, каждый сам себе композитор. Играя с детьми, воспитателю придется прилаживаться к ним и создавать всякий раз вместе с ними новые сюжетные композиции.
Роль взрослого Предварительная работа Совместная игра воспитателя с детьми Самостоятельная детская игра
Следующий этап - совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения. Роль воспитателя здесь состоит в следующем: - создание мотивации к развертыванию того или иного сюжета (например, прием «приглашающего пространства); - подключение к игре детей, добавление новых сюжетов.
Следующий этап - это самостоятельная детская игра, в которой воспитатель обеспечивает условия для активизации имеющегося у детей арсенала игровых умений: своевременно изменяет игровую среду, подбирает игровой материал, вводит в игру новые атрибуты (инструменты, технику, макеты и пр.).
Школа Учитель Ученик Кафе Официант Продавец Посетитель
Поликлиника Доктор Пациент
Водитель Кондуктор Сотрудник ДПС Пассажир
Парикмахерская Парикмахер Стилист Косметолог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы. Успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры....
Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...
Презентация "Сюжетно- ролевая игра-как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"
1.Актуальность выбранной темы2.Цель и задачи3.Методическая литература4."Диагностика уровня сформированности игровых навыков" Р.Р.Калининой5.Диагностика "Одень куклу" О.Е.Смирновой6.Педагогический мони...
мини-проект. Тема:«Сюжетно-ролевая игра как условие для социализации детей старшего дошкольного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ"ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №10" Г.ВСЕВОЛОЖСКА. Творческий проект Тема проекта: «Сюжетно-ролевая игр...
Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Использование сюжетно-ролевой игры как средство ранней профориентации детей младшего дошкольного возраста»
Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя - помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенны...
Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста...