Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты (старшая группа)
В данном конспекте мы знакомим детей со свойствами песка и глины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
Опытно-экспериментальная деятельность
Подготовила:
Илюхина Анастасия Александровна,
\
г.о. Серпухов, 2023г.
План – конспект опытно-экспериментальной деятельности
Цель: ознакомление детей со свойствами песка и глины
Задачи:
Образовательные:
- выявить опытным путем свойства песка и глины такие как: сыпучесть, твердость, вязкость, пластичность, водопроницаемость.
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
-развивать связную речь и умение последовательно излагать свои мысли.
- развитие исследовательских умений и навыков.
- развитие инициативности и самостоятельности.
Воспитывающие:
- воспитывать любознательность, поддерживать интерес к изучаемой теме.
- формирование взаимопомощи и взаимодействия с друзьями.
- повышение мотивации к обучению.
Ход занятия:
- А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
- Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов.
- Прошу вас проходите. Вы пришли в исследовательскую лабораторию.
(показывает на группу-лабораторию, дети встают полукругом у стола с посылкой).
- Сегодня к нам в гости прилетела Совушка и принесла посылку (показывает посылку).
- Давайте откроем её и посмотрим, что там внутри.(достает и зачитывает письмо)
«Здравствуйте, уважаемые ученые, я знаю, что вы занимаетесь серьезными и интересными делами, делаете много различных открытий. Недавно, я обнаружила в лесу необычную землю. Посылаю её вам и прошу вас, помогите мне разобраться, что это за земля, и можно ли её для чего-нибудь использовать?»
-Ребята, поможем Совушке? (ответы детей)
Тогда вы должны стать моими помощниками-учеными, одевайте халаты.
- Уважаемые ученые, в нашей лаборатории строго соблюдаются следующие правила:
Правило №1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №2. Содержимое розеток не пробовать на вкус и не нюхать.
Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
- Вы готовы? Давайте посмотрим, какую необычную землю нашла Совушка в лесу (достает мешочки с песком и глиной и высыпает содержимое в лоточки)
- Уважаемые ученые, посмотрите, что это? Как вы думаете? (ответы)
- Верно, это песок и глина. Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем много интересного о глине и песке. Прошу, уважаемые ученые, подумайте и скажите, а где можно встретить песок в природе? (ответы)
- Верно. Песок встречается на берегу рек и его называют речным песком;
- также мы можем увидеть песок на берегу моря - это морской песок;
- очень много песка мы можем увидеть в пустыне;
-Уважаемые ученые, а где мы можем встретить глину в природе? (ответы детей).
- Верно, глину мы можем видеть в полях, на дорогах.
- Правильно, и песок и глина находятся на поверхности или в земле.
- А сейчас, давайте проведём опыты.
Опыт 1
У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Что у вас получилось?
- Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий).
- А теперь возьмите стаканчики с глиной. Насыпьте глину на лист бумаги. Что вы заметили?
- Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается? (она не может сыпаться, как песок, она твердая, слиплась комочками).
- Скажите, чем песок отличается от глины? (песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).
- Вы сейчас назвали свойства песка и глины.
Опыт 2
- А сейчас, давайте с помощью лупы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. (из зернышек-песчинок)
-Как выглядят песчинки? (маленькие, круглые, белые, желтые или полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка) Это крохотные камешки.
- Похожи ли песчинки одна на другую? (дети могут дать разные ответы)
-А сейчас давайте рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? (В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин).
- Какого цвета глина?
- Какой мы можем сделать вывод? Правильно, песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу. Сейчас я выбрала схему, где песок состоит из комочков. Верно? (дети исправляют ошибку)
Физкультминутка:
- А сейчас давайте создадим живую модель песка, каждый из вас будет песчинкой, покажите, как располагаются песчинки по отношению друг к другу (дети отдельно двигаются по группе)
- создайте, пожалуйста, модель глины (дети двигаются маленькими группами)
Все прекрасно.
Опыт 3
- Давайте узнаем, пропускают ли глина и песок воду?
У вас на столе стоят стаканчики с песком и глиной и есть стаканчик с водой. Как можно проверить пропускает песок и глина воду? (налить немного воды в стаканчики с песком и глиной)
- Что вы видите? (вода, налитая в песок, ушла вовнутрь, а вода, налитая вглину, стоит наверху и не уходит).
- Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась вовнутрь стаканчика? (песок рыхлый, пропускает воду)
- Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга. Это помогает воде легко пройти в песок.
- Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности? (глина твёрдая, вода не может протечь в неё)
- Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше, и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.
- Проведя этот опыт, что вы можете сказать, что лучше пропускает воду – песок или глина? (песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо)
- Всё правильно.
- Но если воду долго оставить налитой в глине, то глина станет мягкой, пластичной и из неё даже можно будет лепить.
- Зная свойства песка и глины, человек научился использовать их с пользой для себя. Может быть, кто-нибудь из вас назовет, где человек использует глину? (ответы детей)
- человек использует песок и глину в строительстве;
- при изготовлении посуды;
- при изготовлении игрушек;
- при производстве стекла;
- зная, что песок сыпучий, человек придумал песочные часы.
- Уважаемые помощники, а сейчас я хотела бы от вас узнать, какие интересные открытия вы сегодня для себя сделали? (ответы детей)
- Как вы думаете, трудно быть учёным? А что вам показалось трудным? (делать вывод, проводить опыт…)
Благодарю вас за помощь. Теперь убираем свои рабочие места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"
Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Технология опытно экспериментальной детской деятельности
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....
Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...