Опытно-экспериментальная деятельность
опыты и эксперименты (старшая группа)

В данном конспекте мы знакомим детей со свойствами песка и глины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»

Опытно-экспериментальная деятельность

                         Подготовила:

                                                                      Илюхина Анастасия Александровна,

\

г.о. Серпухов, 2023г.

План – конспект опытно-экспериментальной деятельности

Цель: ознакомление детей со свойствами песка и глины

 Задачи:

Образовательные:

- выявить опытным путем свойства песка и глины такие как: сыпучесть, твердость, вязкость, пластичность, водопроницаемость.

Развивающие:  

- развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;

-развивать связную речь и умение последовательно излагать свои мысли.

- развитие исследовательских умений и навыков.

- развитие инициативности и самостоятельности.

Воспитывающие:
- воспитывать любознательность, поддерживать интерес к изучаемой теме.

- формирование взаимопомощи и взаимодействия с друзьями.

- повышение мотивации к обучению.

Ход занятия:

-  А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

- Правильно, это кабинет, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов.

 - Прошу вас проходите. Вы пришли в исследовательскую лабораторию.

(показывает на группу-лабораторию, дети встают полукругом у стола с посылкой).

-  Сегодня к нам в гости прилетела Совушка и принесла посылку (показывает посылку).

- Давайте откроем её и посмотрим, что там внутри.(достает и зачитывает письмо)

 «Здравствуйте, уважаемые ученые, я знаю, что вы занимаетесь серьезными и интересными делами, делаете много различных открытий.  Недавно, я обнаружила в лесу необычную землю. Посылаю её вам и прошу вас, помогите мне разобраться, что это за земля, и можно ли её для чего-нибудь использовать?»

-Ребята, поможем Совушке? (ответы детей)

Тогда вы должны стать моими помощниками-учеными, одевайте халаты.

- Уважаемые ученые, в нашей лаборатории   строго соблюдаются следующие правила:

 Правило №1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило №2. Содержимое розеток не пробовать на вкус и не нюхать.

Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием.   Поработал – аккуратно положи на место.  

 - Вы готовы? Давайте посмотрим, какую необычную землю нашла Совушка в лесу (достает мешочки с песком и глиной и высыпает содержимое в лоточки)

- Уважаемые ученые, посмотрите, что это? Как вы думаете?  (ответы)

- Верно, это песок и глина. Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем много интересного о глине и песке. Прошу, уважаемые ученые, подумайте и скажите, а где можно встретить песок в природе? (ответы)

- Верно. Песок встречается на берегу рек и его называют речным песком;

- также мы можем увидеть песок на берегу моря - это морской песок;

- очень много песка мы можем увидеть в пустыне;

 -Уважаемые ученые, а где мы можем встретить глину в природе? (ответы детей).

- Верно, глину мы можем видеть в полях, на дорогах.

- Правильно, и песок и глина находятся на поверхности или в земле.

 - А сейчас, давайте проведём опыты.

Опыт 1

   У вас на столе стоит стаканчик с песком. Высыпьте песок на белый лист бумаги. Что у вас получилось?

- Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика? (песок рыхлый, сыпучий).  

- А теперь возьмите стаканчики с глиной. Насыпьте глину на лист бумаги. Что вы заметили?

- Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается? (она не может сыпаться, как песок, она твердая, слиплась комочками). 
 - Скажите, чем песок отличается от глины? 
(песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).

- Вы сейчас назвали свойства песка и глины.

 Опыт 2

- А сейчас, давайте с помощью лупы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок. (из зернышек-песчинок)

-Как выглядят песчинки? (маленькие, круглые, белые, желтые или полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка) Это крохотные камешки.

- Похожи ли песчинки одна на другую? (дети могут дать разные ответы)

 -А сейчас давайте рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? (В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине — слипшиеся, очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин).

- Какого цвета глина?

- Какой мы можем сделать вывод? Правильно, песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.   Сейчас я выбрала схему, где песок состоит из комочков. Верно? (дети исправляют ошибку)

Физкультминутка:

- А сейчас давайте создадим живую модель песка, каждый из вас будет песчинкой, покажите, как располагаются песчинки по отношению друг к другу (дети отдельно двигаются по группе)

- создайте, пожалуйста, модель глины (дети двигаются маленькими группами)

Все прекрасно.

 Опыт 3

 - Давайте узнаем, пропускают ли глина и песок воду?
У вас на столе стоят стаканчики с песком и глиной и есть стаканчик с водой. Как можно проверить пропускает песок и глина воду? 
(налить немного воды в стаканчики с песком и глиной)

-  Что вы видите? (вода, налитая в песок, ушла вовнутрь, а вода, налитая вглину, стоит наверху и не уходит).

- Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась вовнутрь стаканчика? (песок рыхлый, пропускает воду)

- Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга. Это помогает воде легко пройти в песок.

- Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности? (глина твёрдая, вода не может протечь в неё)

- Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше, и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.

- Проведя этот опыт, что вы можете сказать, что лучше пропускает воду – песок или глина? (песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо)

- Всё правильно. 

- Но если воду долго оставить налитой в глине, то глина станет мягкой, пластичной и из неё даже можно будет лепить.

- Зная свойства песка и глины, человек научился использовать их с пользой для себя. Может быть, кто-нибудь из вас назовет, где человек использует глину? (ответы детей)

- человек использует песок и глину в строительстве;

- при изготовлении посуды;

- при изготовлении игрушек; 

- при производстве стекла;

- зная, что песок сыпучий, человек придумал песочные часы.

- Уважаемые помощники, а сейчас я хотела бы от вас узнать, какие интересные открытия вы сегодня для себя сделали? (ответы детей)

- Как вы думаете, трудно быть учёным? А что вам показалось трудным? (делать вывод, проводить опыт…)

Благодарю вас за помощь. Теперь убираем свои рабочие места.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Технология опытно экспериментальной детской деятельности

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе....

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...