ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа)

Вазанова Светлана Юрьевна

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание детей раннего возраста.

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

Научение трудовым действиям осуществляется в процессе индивидуального общения с ребенком, в процессе ухода за ним. Научение включает неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем и ряд действий в последовательности, прямую помощь. В одних случаях взрослый может помочь ребенку правильно взять предмет, которым малыш должен действовать, вложить в руки ребенку ложку, полотенце, чтобы правильно ими пользоваться, или тарелку с хлебом, чтобы ее перенести. В других случаях взрослый действует руками ребенка, давая ему возможность проявить усилие, почувствовать выполняемое действие: снять колготки или ботинки с ноги и т. д.


По мере освоения трудовых действий воспитатель помогает только при выполнении наиболее трудных для ребенка, а затем просто подсказывает следующее действие, которое выполняет ребенок (сначала расправь полотенце на руках, затем вытри лицо и т. д.). Каждый успех ребенка необходимо отметить. Поощрение вызывает у ребенка радостное настроение, стремление к повторению действия, к достижению желаемого результата.


Для закрепления первоначальных трудовых, действий необходимы следующие условия:


а) показ, пояснение и упражнение в действиях;
б) постоянство требований к детям в детском саду и в семье (дети сами выполняют посильные действия по самообслуживанию);
в) постоянство требований к последовательности выполнения, качеству трудовых действий и результату;
г) спокойная деловая обстановка, учитывающая возможности ребенка;
д) переход от индивидуального научения к групповому по мере усвоения действий и умения слушать взрослого.


Самостоятельность ребенка этого возраста в самообслуживании опирается на сформированность умений застегивать, расстегивать, шнуровать и т. п. В формирований таких умений широко применяются игровые упражнения: одевание кукол, когда дети многократно застегивают или расстегивают их одежду. Существуют и специально сделанные дидактические пособия — разные виды застежек. Дети охотно упражняются в довольно сложных движениях и овладевают необходимыми умениями.

С целью закрепления последовательности трудовых действий по самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание и т. д.) проводятся занятия с использованием игровых приемов: уложим куклу спать, оденем куклу на прогулку, умоем куклу и т. п.
гры привлекаются и для совершенствования орудийных действий: детей учат пользоваться совком, лопаткой, чтобы насыпать песок в формочки, забивать деревянным молоточком колышки и т. д.


Bce это обеспечивает не только научение, но и приучение, т. е. воспитание привычки действовать в определенных условиях усвоенным образом. У маленького ребенка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребенка. Таким образом, методика трудового воспитания предусматривает формирование у детей раннего возраста трудовых действий, их направленности на результат и стремления преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности.

Цель трудового воспитания: формирования положительного отношения к труду.

Виды труда:

•самообслуживание;

•общественно – полезный труд.

В младших группах труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, которые он выполняет вместе с воспитателем. Дети нуждаются в постоянном контроле. В силу своих особенностей, дети недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, еще не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей, часто отвлекаются, не доводят начатое до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата.
Поэтому малыши действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Задачи и содержание работы по самообслуживанию:

1. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

2. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок.

3. Учить пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

4. Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

5. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно – полезный труд: задачи и содержание работы:

1. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно со взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр.
2. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
3. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия.
4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание детей раннего возраста

В раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания....

Картотека художественных произведений по трудовому воспитанию детей раннего возраста

Художественные произведения, которые можно использовать для приобщения детей раннего возраста к трудовой деятельности. Картотека оснащена картинками....

Трудовое воспитание детей раннего возраста

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» трудовое воспитание включая основные его виды: самообслуживание,  хозяйственно-бытовой труд и труд в природе систематически начи...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей раннего возраста"...

Родителям о трудовом воспитании детей раннего возраста

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить тот момент, когда ребёнок с удовольствием стремится помогать взросл...

Трудовое воспитание детей раннего возраста.

Актуальность: Труд - это  важнейшая составляющая человеческой  жизни. И материальные, и духовные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необхо...