Трудовое воспитание детей раннего возраста
проект (младшая группа)
Воспитание КГН
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_trudovoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.docx | 238.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад № 89
Выполнила:
Бучнева Лариса Викторовна
воспитатель разновозрастной
(1 – 3 группы)
декабрь 2020, г. Иркутск
Пояснительная записка
Воспитание не только должно
развивать разум человека и дать
ему известный объем сведений,
но должно зажечь в нем жажду
серьезного труда, без которой
жизнь его не может быть ни
достойной, ни счастливой…
К. Д. Ушинский
Трудовая деятельность и способности к ней формируются ещё в раннем детстве. Немаловажную роль в этом процессе играет семья. Уже в этом возрасте родители должны давать малышу посильные задачки, такие как сборка игрушек в ящик, протирание предметов от пыли, мытье лица и рук, сохранение порядка в одежде. Только так ребенок будет с уважением относиться не только к своему труду, но и к усилиям других.
Ранний возраст — это начальный период трудового воспитания детей. Именно в это время закладываются предпосылки для трудовой деятельности. Малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. В раннем детстве развиваются произвольные движения и орудийные действия. Малыш уже способен выполнять продуктивную деятельность. Более того, в нём заложено стремление решать простенькие задачки без помощи взрослых. Развитие орудийных действий позволяет малышу пользоваться ложкой, чашкой, лопаткой и другими подобными предметами. Позже ребенок научается снимать носки, расстегивать пуговицы и т. п. За счёт овладения простыми действиями у ребенка вырабатываются двигательные умения и навыки и интерес к трудовой деятельности.
На втором году жизни закладывается развитие самообслуживания. Сначала малыши учатся чему-то, затем закрепляют полученные умения. К трем годам самообслуживание начинает усложняться. Дети непросто моют руки или снимают штанишки, а делают это осознанно, в определенном порядке. Естественно, что малышам пока ещё не обойтись без помощи родителей.
Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально, в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Взрослый должен объяснить и показать малышу, как совершить то или иное действие. Сначала это может быть одна задачка, а затем несколько последовательных действий. Взрослый может помочь ребенку правильно взять в руки ложку или подать ему тарелку с хлебом, чтобы отнести её на стол. В некоторых случаях родитель должен действовать руками малыша, чтобы он понял, как совершается то или иное действие.
Когда ребенок освоит элементарные трудовые действия, ему нужно только подсказывать, что необходимо сделать. Помощь может быть только пока ещё в трудных для малыша ситуациях. После правильного выполнения действия ребенка нужно похвалить. Это не только вызовет радость у малыша, но и даст стимул к возникновению желания сделать ещё что-нибудь полезное.
Самообслуживание формируется в игре. Можно предложить малышу раздеть и одеть куклу. В этой игре ребенок учится расстегивать и застегивать одежду.
«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Цель проекта:
Создать условия для формирования интереса воспитанников к труду и удовлетворение их потребности трудиться.
Задачи проекта:
- Формировать у детей навыки самообслуживания.
- Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания, одевания, раздевания.
- Формировать представление о безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений.
- Развивать навыки хозяйственно-бытового труда.
- Приобщать воспитанников к труду в природе.
- Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Участники проекта: воспитатели, дети I младшей группы, родители.
Тип проекта: долгосрочный, игровой.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 – декабрь 2015г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предполагаемый результат проекта для детей:
Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:
- Дети при небольшой помощи взрослого одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых).
- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.
- В присутствии взрослых выполняют простейшие трудовые поручения, оказывают посильную помощь к труду в природе.
Предполагаемый результат проекта для родителей:
- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
- Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании у детей младшего возраста культурно- гигиенических навыков и навыков
самообслуживания, в выполнении детьми простейших трудовых поручений, оказание посильной помощи.
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
- Игровые ситуации;
- Проблемные ситуации;
- Дидактические игры и упражнения;
- Беседа;
- Чтение;
- Познавательная деятельность.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- Индивидуальные беседы;
- Стендовые консультации;
- Папка-передвижка «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
- Памятка для родителей.
Этапы реализации и содержание проекта
I этап – подготовительный
№№ п/п | Содержание деятельности | Цель: | Сроки |
1. | Изучение научно-методиче-ской литературы, создание банка информации в вопросах трудового воспитания детей раннего возраста. | Получение информации о данной проблеме. Анализ условий по трудовому вос-питанию. | В течении года |
2. | Использование потешек в режимных моментах. | Обозначение роли малых фольклорных форм в воспи-тании, обучении детей ран-него возраста. | Постоянно |
3. | Изготовление картотеки по-тешек используемых в ре- жимных моментах. | Использование потешек в режимных моментах в вос-питании, обучении детей раннего возраста. | Сентябрь |
4. | Изготовление картотеки игр по трудовому воспитанию. | Правильное воспитание ре-бенка и своевременная выра-ботка у него необходимых трудовых навыков. | Сентябрь |
II этап – основной
Взаимодействие с родителями
№№ п/п | Тема | Форма работы | Сроки |
1. | «Питание детей в выходные дни». (Приложение 1). | Консультация | Сентябрь |
2. | «Как приучать ребенка к порядку и самостоятельности». (Приложение 2). | Консультация | Сентябрь |
3. | «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков». | Папка-перед-вижка | Октябрь |
4. | «Как одевать ребенка в осенний период». (Приложение 3). | Консультация | Октябрь |
5. | «Трудовое воспитание детей раннего воз-раста». (Приложение 4). | Консультация | Октябрь |
6. | «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки». (Приложение 5). | Консультация | Ноябрь |
7. | «Какую одежду одевать зимой и при какой температуре». (Приложение 6). | Консультация | Ноябрь |
8. | «Рекомендации для родителей по органи-зации игрового уголка». (Приложение 7). | Консультация | Ноябрь |
9. | Памятки для родителей. (Приложение 8). | Декабрь |
Работа с детьми
№№ п/п | Содержание деятельности | Цель: | Сроки |
САМООБСЛУЖИВАНИЕ | |||
Питание | |||
1. | Пр/упр. «Послушная ложка». Чт.потешки «Вот ложка, вот чашка». | формировать у детей КГН, познакомить с правилами поведения за столом, учить правильно держать ложку. | Сентябрь |
2. | Пр/упр. «Кушаем кашу». Чт.потешки «Кашка вкусная дымится. | учить детей правильно держать ложку, аккуратно набирать кашу, сохранять правильную позу за сто-лом. Поощрять стремле-ние к самостоятельности. | Сентябрь |
3. | Пр/упр. «Ложка за ложкой». | формировать у детей КГН, познакомить с правилами поведения за столом, учить правильно держать ложку. | Сентябрь |
4. | С/игра «Принимаем гостей» Чт.стих-я «Если б небыло по-суды нам пришлось бы очень худо». | Напомнить детям после-довательность действий при сервировке стола | Сентябрь |
5. | С/игра «Напоем кукол чаем». | учить детей сервировать стол для «Чайной посуды (чашка, блюдце, ложка, чайник, изделия к чаю). | Сентябрь |
6. | Занятие «Маша обедает» С. Капутикян. | Учить детей понимать содержание стихотворе-ния в сопровождении инсценировки. | Сентябрь |
7. | Занятие «Кто пришел на обед» | Развивать звуковое восп-риятие умение дифферен-цировать громкие и тихие звуки. Закреплять умение слушать лит. произведен. | Сентябрь |
8. | Пр/упр. «За столом» | Учить детей кушать само-стоятельно, правильно держать ложку, наклоня-ться на тарелкой. | Октябрь |
9. | С/игра «Мама готовит обед» | учить детей при руководя-щей роли взрослого объе-динять несколько игровых действий (выбор продук-тов приготовление обеда, сервировка стола). | Октябрь |
10. | Пр/упр. «Кушаем аккуратно». Чт.Лавровой «Из чего печется хлеб». | Учить детей аккуратно ку-шать, откусывать хлеб ма-лыми порциями, тщатель-но пережевывать. | Ноябрь |
11 | «Волшебное слово – спасибо» | Формировать культуру поведения за столом по средствам художествен-ного слова. | Постоянно |
12. | С/игра «Кукла Маша готовит-ся к завтраку». | Воспитывать у детей КГН, учить выполнять последо-вательные действия. | Декабрь |
13. | Д/игра «Подбери посуду для куклы». | формировать умение ис-пользовать посуду по наз-начению воспитывать на-ходчивость, внимание. | Декабрь. |
Умывание | |||
1. | Рассматривание картинки «Дети моют руки» | Формировать у детей представления о процессе умывания. Развивать обра-зное мышление, учить по картинке понимать цепь взаимосвязанных и после-довательных действий. | Сентябрь |
2. | П/упр. «Моем руки» Чт. стих. Найденвой «Наши полотенца | Формировать у детей КГН учить тщательно мыть ру-ки, пользоваться индиви-дуальным полотенцем. | Сентябрь |
3. | П/упр. «В гостях у Мой доды-ра». Чтение потешки «Водич-ка, водичка». | Формировать у детей КГН учить тщательно мыть руки, умываться. Учить повторять слова знакомой потешки. | Сентябрь |
4. | Пр/упр. «Самые аккуратные» Чт.стих-я К.Чуковского «Мой додыр» | Учить детей соблюдать правила личной гигиены, поддержать любовь к водным процедурам, доставить радость. | Сентябрь |
5. | П/упр. «Чисто умываемся» чтение потешки «Знаем, знаем, да-да-да. | Совершенствовать КГН, учить аккуратно мыть ру-ки, лицо, поддерживать хорошее настроение. | Октябрь |
6. | П/упр. «Чистые ручки» | Учить намыливать и про-мывать каждый пальчик, вытирать руки индивидуа-льным полотенцем. | Октябрь |
7. | Рассматривание картинки «Мама моет дочку» | Формировать у детей пос-ледовательность действий в процессе умывания. | Октябрь |
8. | Чтение сказки К. Чуковского «Мой додыр». | Воспитывать желание са-мостоятельно следить за чистотой своего тела, пра-вильно совершать процес-сы умывания. | Ноябрь |
9. | И/упр. «Зайка умывается» | формировать навыки умы-вания умение закатывать рукава, правильно намы-ливать руки, вытирать на-сухо. | Ноябрь |
10. | И/упр. «Кукла Лиза умывается» | Воспитывать у детей КГН, обратить внимание на по-следовательность дейст-вий, учить аккуратно мыть руки и лицо. | Ноябрь |
11. | С/игра «Купание куклы Кати» | Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванноч-ка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода; показывать малы-шам как интересно можно играть с куклой. | Декабрь |
12. | С/игра «Кукла Маша умыва-ется в гости собирается» | Формировать у детей уме-ние выполнять игровые действия, подбирать игру-шки, необходимые атри-буты, предметы замести-тели для игры. | Декабрь |
Одевание (раздевание) | |||
1. | С/игра «Кукла Маша просну-лась». | Учить детей одеваться в определенной последова-тельности. | Сентябрь |
2. | Д/упр. «Туфельки поссори-лись-подружились». | Учить детей правильно одевать туфельки. | Сентябрь |
3. | Занятие «Что наденем на про-гулку». | Помочь детям запомнить последовательность оде-вания. Побуждать исполь-зовать в речи названия предметов одежды. | Сентябрь |
4. | Чтение потешки «Наша Маша маленька». | Помочь детям понять содержание русской на-родной потешки. | Сентябрь |
5. | П/упр. «Одевай-ка». | Учить детей правильно на-девать различные предме-ты одежды, при необхо-димости обращаться за помощью взрослых. | Октябрь |
6. | «Кукла Маша собирается в гости». | Учить детей выполнять отдельные игровые дейст- | Октябрь |
вия. Совершенствовать умение детей связанные с умыванием, надеванием различных предметов оде-жды. | |||
7. | С/игра «Игрушки готовятся ко сну». | Продолжать воспитывать навыки самообслужива-ния. | Октябрь |
8. | П/упр. «Курточки-сапожки». | Формировать у детей на-выки самообслуживания, учить при помощи восп-ля надевать различные пред-меты одежды. | Ноябрь |
9. | С/игра «Уложим кукол спать». | Формирование навыков самообслуживания, учить раздеваться в определен-ной последовательности и вешать одежду на стуль-чик. | Ноябрь |
10. | П/упр. «Собираемся на про-гулку». | Учить детей при помощи взрослых переобуваться для прогулки, аккуратно ставить сменную обувь в кабинку. | Ноябрь |
11. | Д/игра «Разденем куклу после прогулки». | Учить детей снимать вещи при в определенной последовательности при помощи взрослого и скласть в кабинку на свои места. | Ноябрь |
12. | Беседа «Как мы одеваемся зимой». | Побуждать детей называть предметы одежды, кото-рые надевают зимой. | Декабрь |
13. | С/игра «Оденем куклу Машу на прогулку» | Продолжать учить детей выполнять последователь-ные действия. | Декабрь |
14. | Чтение стих. З.Александрова «Катя в яслях». | Обогатить эмоциональ-ное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями на основе стихотворения. | Декабрь |
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД | |||
1. | Беседа «Приведём игрушки в порядок». | Учить детей выполнять поручения, понимать в чём состоит необходимо-сть работы, помогать друг другу, рассказывать, как они добивались хороших результатов. | Сентябрь |
2. | Д/игра «Кто что делает». | Уточнить представления о трудовых действиях. | Сентябрь |
3. | Чтение потешки «Сорока». | Прививать любовь к устному народному твор-честву. | Сентябрь |
4. | Наблюдение за трудом помо-щника воспитателя (няни). | Дать представление о труде няни – кормит детей, моет посуду, пол. | Сентябрь |
5. | «Расскладывание книг в кни-жном уголке». | Продолжать учить детей расскладывать книги на свои места, воспитывать любовь к порядку. | Октябрь |
6. | Беседа «Кто растит хлеб для людей». | Развивать элементарные представления о хозяйст-венной деятельности чело-века. | Октябрь |
7. | Беседа «Как хорошо у нас в детском саду». | Рассказать кто трудится в детском саду. | Октябрь |
8. | Знакомство с трудом помощ-ника воспитателя (няни). | Наблюдение за тем, как няня накрывает на стол. | Октябрь |
9. | Чтение стих-я А. Благинина «Не мешайте мне трудиться». | Познакомить детей с орудиями труда: лейка, грабли, ведёрка. | Октябрь |
10. | Занятие «Кому что нужно»? (врач, шофер, повар). | Упражнять в назывании предметов и их качеств, соотнесением орудий тру-да с профессией, акти-визировать в речи детей названия орудий труда и профессий (повар, врач, шофер). | Октябрь |
11. | «Поможем дворнику в убор-ке участка». | Познакомить с работой дворника, расширять пре-дставления о трудовых действиях. Учить назы-вать трудовые действия. | Ноябрь |
12. | Труд.пор. «Протереть игруш-ки». | Учить протирать игрушки влажными тряпочками. | Ноябрь |
13. | Игра-поручение «Моем игру-шки». | Побуждать приносить в мойку игрушки для мытья. | Ноябрь |
14. | Д/игра «Погладим кукле платье». | Познакомить с утюгом, его назначением, выпол-нять трудовые навыки. | Декабрь |
15. | Учить лепить из снега – комочки и играть с ними. | закреплять свойства снега. | Декабрь |
16. | Труд. пор. «Помогаем убира-ться в группе» | Стимулировать желание оказывать помощь взрос-лым, поддерживать поря-док в группе. | Декабрь |
17. | Украшение группового поме- к празднику. | Учить детей самостояте-льно выбирать предметы для украшения группы, называть их качества. Вызвать радость ожида-ния праздника. | Декабрь |
СОВМЕСТНЫЙ ТРУД СО ВЗРОСЛЫМИ | |||
1. | Сбор игрушек и уборка их на место в конце прогулки. | Развивать желание выпо-лнять необходимую рабо-ту, развивать выносливо-сть силу. | Сентябрь |
2. | Наблюдение за работой воспитателя: чистим дорож-ки. | Отметить, как воспитатель осторожно подметает до-рожки чтобы не ме-шать детям собирать листочки в ведёрки. | Сентябрь |
3. | «Расстановка хлебниц (без хлеба) и салфетки перед обедом. | Оказание детьми посиль-ной помощи помощнику воспитателя (няне). | Сентябрь |
4. | Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках | Закреплять умение уби-рать игрушки только на свои места; воспитывать любовь к порядку. | Октябрь |
5. | Сбор веток сломанных ветром | Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада. | Октябрь |
6. | Практическое упражнение «Чистые сапожки» | Учить детей с помощью взрослых приводить в порядок свою обувь после прогулки Воспитывать уважение к труду няни. | Октябрь |
7. | Игровая ситуация «Покажем мишке, какой у нас в группе порядок». | Учить детей с помощью взрослых поддерживать в группе порядок. | Ноябрь |
8. | Привлекать детей к помощи помощника воспитателя (ня-не) (убрать салфетницы и хле-бницы). | Воспитывать желание по-могать взрослым. | Ноябрь |
9. | Трудовое поручение «Чистим дорожки на участке детского сада» | Познакомить детей, для чего надо чистить дорож-ки, развивать выносливо-сть. | Ноябрь |
10. | Сгребание снега на участке. | Развивать физическую силу, учить верно держать лопатку. | Декабрь |
11. | Трудовое поручение: помоги накрыть на стол. | Учить раскладывать ложки, ставить салфетни-цы, хлебницы (без хлеба). | Декабрь |
12. | Уборка игрушек. | Оказывать помощь воспи-тателю развивать стрем-ление быть полезным всем. | Декабрь |
РАБОТА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ | |||
1. | Общение: «Покажем мишке уголок природы». | Познакомить с уголком природы, рассмотреть, что там находится. | Сентябрь |
2. | Поместить иллюстрации с изображением осенних изме-нений. | Формировать у детей пре-дставления о сезонных из-менениях. | Сентябрь |
3. | Знакомство с комнатными растениями. | Предложить детям рас-смотреть комнатные рас-тения, полюбоваться кра-сотой, познакомить с наз-ваниями. | Сентябрь |
4. | «Правила ухода за растения-ми». | Привлечь детей к зполне-нию водой емкости для отстоя воды. | Октябрь |
5. | «Комнатные растения укра- | Продолжать знакомить де- | Октябрь |
шают наш дом». | тей с названиями комнат-ных растений, их строени-ем, учить любоваться кра-сотой. | ||
6. | «Поливка комнатных расте-ний». | Учить детей правильно поливать растения (под корень). | Ноябрь |
7. | «Мытье комнатных растений» | Учить детей правильно мыть сверху влажной тря-почкой, снизу поддержи-вать лист левой рукой. | Ноябрь |
8. | Поместить иллюстрации с изображением зимних изме-нений. | Формировать у детей пре-дставления о сезонных из-менениях. | Декабрь |
9. | Наблюдение: уход за комнат-ными растениями. | Познакомить детей с опе-рациями по уходу за ком-натными растениями. | Декабрь |
10. | Рассматривание комн. расте-ний с ярко выраженным стеб-лем и крупными листьями. | Повторить с детьми строе-ние растений (листья, сте-бель, корень). | Декабрь |
III этап – заключительный
№№ п/п | Содержание деятельности | Цель: | Сроки |
1. | Презентация «Трудовое воспи-тание детей раннего возраста» | Поделиться опытом ра-боты на педсовете. | Декабрь |
2. | Фотовыставка «Мамины помо-щники». | Декабрь |
Заключение
Формирование трудовой деятельности у детей раннего возраста связано с тем, что увеличивается количество осваиваемых трудовых процессов, происходит освоение правильной последовательности действий. Маленькие дети способны при помоще и контроле взрослого выполнять отдельные процессы при самообслуживании, в хозяйственно-бытовом труде, и в труде в природе. Но нужно помнить, что в раннем возрасте главная задача – это формирование первоначальных знаний, умений, и навыков, а не их развитие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Мозаика - Синтез, 2007 г.
- Голицина И. С. Перспективное планирование в детском саду. Первая младшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ.- Скрипторий - 2010г.
- Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Издательство «Мозаика - Синтез», 2006 г.
- Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009г.
- Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание детей раннего возраста
В раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания....
Картотека художественных произведений по трудовому воспитанию детей раннего возраста
Художественные произведения, которые можно использовать для приобщения детей раннего возраста к трудовой деятельности. Картотека оснащена картинками....
Трудовое воспитание детей раннего возраста
В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» трудовое воспитание включая основные его виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе систематически начи...
Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей раннего возраста"
Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей раннего возраста"...
Родителям о трудовом воспитании детей раннего возраста
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить тот момент, когда ребёнок с удовольствием стремится помогать взросл...
Трудовое воспитание детей раннего возраста.
Актуальность: Труд - это важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и духовные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необхо...
Проект «Маленькие помощники» Трудовое воспитание детей раннего возраста.
Этапы реализации и содержание проекта...