Опыт работы
материал
Предварительный просмотр:
«Моя педагогическая находка»
Тема: Использование технологии геокешинга в экологическом воспитании дошкольников 4-5 лет
Актуальность: Большинство наших воспитанников знают, что такое планшет и компьютер, умеют пользоваться различными гаджетами. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что «педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей». Сегодня перед нами стоит задача подготовить совершенно новое поколение: активное, думающее, любознательное, при этом, не ограничивая свободу ребенка, давая ему возможность развиваться как индивидуальность. Технология геокешинг является одним из педагогических инструментов в процессе воспитания и развития дошкольников. Данное направление является актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка. Он является игровым методом обучения который способствует всестороннему развитию ребенка.
Основная идея
Геокешинг — педагогическая технология, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Суть технологии - организовать игровую деятельность детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество.
Новизна опыта работы заключается в применении технологии геокешинга, помогающая ребенку самостоятельно познавать окружающий мир.
Цель-Формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
Для реализации цели поставили следующие задачи.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
2.Внедрить инновационную образовательную технологию геокешинг в экологическом воспитании дошкольников;
3.Способствовать расширению и уточнению знаний детей об окружающем мире ;
4.Развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте –схеме;
5.Развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных задач;
6.Формирование исследовательских умений детей.
7.Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.
Работа по внедрению технологи геокешинга состояла из нескольких этапов.
На первом этапе своей работы, изучая возможности внедрения технологии «геокешинга» в образовательный процесс, анализируя имеющихся условия, изучая литературу по проблеме, я поняла, что моих знаний не достаточно, есть много вопросов. С этой целью приняла участие в вебинаре «Геокешинг-современная игровая технология». Подготовила консультации для родителей: «Геокешинг: приключенческая игра для детей и родителей» и педагогов: «Использование технологии «геокешинга» в экологическом воспитании с детьми дошкольного возраста».
Вторым этапом работы стала организация в группе развивающей среды предметно пространственной среды, которая выполняет обучающую функцию, развивает личностные качества ребенка. Считаю важным, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
Мы знакомились и рассматривали различные карты, разработали с детьми свою карту группы. Все центры группы мы обозначили небольшими картинками - условными обозначениями. Затем детям было предложено поиграть, используя данную карту. Сначала загадывался какой-либо объект, а дети, пытались найти его на карте, затем детям по очереди предлагалось загадать свой объект, а оставшейся группе найти его. Потом предлагалось составить маршрут следования от одного к другому. Еще одним игровым заданием было найти предмет, спрятанный в группе. Теперь маршрут прорисовывали стрелкой, используя цветной карандаш. Обязательное правило данной технологии наличие клада (угощение, сувенир, игрушка).После того, как дети научились неплохо читать карту, я приступила к реализации задачи по практическому внедрению геокешинга на занятиях по экологическому воспитанию.
На практическом третьем этапе мною применялись следующие формы и методы работы:
∙ Познавательные беседы: «Правила поведения в природе», «Какой бывает осень?», «Что интересного приготовила нам зима?», «Почему чисто на территории детского сада?».
∙ Экскурсии : по территории ДОУ, в музей, в парк.
∙ Минутки доброты: «Подкормка птиц ».
∙ Минутки размышлений: «Как помочь цветам не засохнуть на клумбе?», «Где живут синички?», «Почему идет снег?»
∙ Акции: «Птичий домик», «Хлебные крошки», «Покормите птиц зимой», «Посади дерево», «Елочка зеленая иголочка»
∙ Трудовой десант: «В гостях у феи Чистоты», « Работа в уголке природы», «Уборка снега расчистка участка».
∙ Экологический патруль: «Юные защитники природы».
∙ Выставки и экспозиции: «Мой любимый город», «Осеннее ассорти», «Весенняя капель», «Близкий и далекий космос»
Развлечения и досуги :«День Земли», «Осенний праздник», «В гостях у Лесовичка».
Проекты : «Мой домашний питомец»
Таким образом, в процессе активного внедрения технологии геокешинга дети 4-5 лет учаться выделять проблему, принимать и ставить цель, решать ее, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы, делать выводы, фиксировать этапы действий. Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта . Свое общение с родителями строю на основе сотрудничества. Использую различные методы взаимодействия с семьей: наглядные, словесные, практические. С этой целью провожу родительские собрания, на которых родители узнают о формах организации геокешиге, его возможностях и влиянии на развитие ребенка. Также для родителей разработаны консультации и памятки по геокешингу.
Технология геокешинга в экологическом воспитании детей 4-5 лет заняла центральное место в моей работе. Результаты проведенной работы свидетельствуют, что использование геокешинга оказало влияние на:
1.Знания детей о живой и неживой природе
2. Повышение уровня развития познавательных процессов;
3. Повышение уровня развития любознательности, самостоятельности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
4. Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы);
5.Личностные характеристики (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими,) ;
6. Повышение компетентности родителей. (законных представителей).
Таким образом, использование технологии геокешинга в экологическом воспитании является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира. Дальнейшая деятельность по данной проблеме видится в систематизации приобретенного опыта и составлении авторской программы по использованию геокешинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...