Семейный клуб «Наши успехи»» 2023-2024год
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Введение
Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого специалисты образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т. д.) Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашей группе стал семейный клуб «Наши успехи».
«Наши успехи» - это клуб современных родителей, заботящихся о гармоничном развитии детей.
«Наши успехи» - это перспектива необычных открытий и незабываемых впечатлений.
«Наши успехи» - это время семьи.
Пояснительная записка
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отмечается, что роль семьи, имеющей детей дошкольного возраста, в настоящее время неизмеримо возрастает. В связи с этим на семью ложится ответственность за воспитание и образование детей.
Практика и проведенные научные исследования показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:
· ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
· социально-экономические проблемы общества, ведущие к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей; проблемы социально- психологической тревожности, усталости; перераспределение материально- экономических функций внутри семьи; трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
· личностные проблемы родителей: усталость, психические и физические перенапряжения, тревога в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствия понимания;
· глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы, локальные войны и т.д.).
Особая острота проблемы связана с тем фактором, что личностные расстройства у дошкольников очень часто происходят из-за нарушенных внутрисемейных отношений. Знакомство с мамами и папами показывает, что они любят своих детей и часто сами не знают, как им справиться с неожиданно трудным характером своего сына или дочки.
Актуальность
Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.
Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры.
Чтобы больше узнать об особенностях развития психики ребёнка, несомненно, нужны консультации у специалистов, однако этого недостаточно. Если родители хотят по-настоящему счастья своему ребёнку, они должны со всей ответственностью заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию.
Наше дошкольное учреждение заинтересовано в плодотворном сотрудничестве с семьей, как одним из основных социальных партнеров. Мы активно ведем поиск новых форм партнерства, позволяющих активно развивать весь комплекс воспитательно - образовательных задач. Но проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьей и образовательным учреждением связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций и опыта. По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи.
Мы поняли, что назревает необходимость создания такого объединения, сообщества открытых к взаимодействию, неравнодушных родителей, которое заинтересованно в выработке единых требований, предъявляемых к ребенку в семье и детском саду. Мы решили направить свои усилия на развитие клубной формы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ДОУ.
В детском саду было решено организовать семейный клуб «Новые горизонты», который осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
1. Пропаганда положительного семейного воспитания, создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
2. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия, установление доверительных отношений между семьями воспитанников и ДОУ в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий.
3. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста, вовлечение каждого родителя в обсуждение поставленных проблем.
4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции, выработка единого подхода к воспитанию и развитию ребенка.
Цель.
Установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.
Задачи.
1. Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.
2. Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.
3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
4. Формирование единого пространства семьи и ДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.
5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
6. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.
При решении поставленных задач мы основывались на такие принципы как:
1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности.
2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.
3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.
5. Сознательность, активность, дозированность – сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.
6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.
7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия; каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок.
В семейном клубе используются следующие формы деятельности:
· анкетирование;
· информационная встреча с родителями;
· дискуссионно-практические встречи с родителями (занятия, мастер-классы, развлечения, дискуссии, конкурсы, праздники);
· консультирование;
· экскурсии;
· совместные праздники.
Методы и приемы, используемые в программе:
· организационные;
· наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
· словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
· практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);
· логические;
· мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семей клуб | 27.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА"СОЛНЫШКО"
Семейный клуб
«Наши успехи»»
Воспитатель:
Михальченко Анна
Геннадьевна
2023-2024 год
Введение
Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный. Чтобы выйти на высокий уровень сотрудничества специалистам образовательного учреждения необходимо создать для этого необходимые условия. Одним из условий эффективного сотрудничества является повышение уровня педагогической компетенции родителей. Для этого специалисты образовательного учреждения используют различные формы работы (совместные мероприятия, привлечение родителей к созданию развивающей среды, к деятельности различных кружков, к участию в различных просветительских программах и т. д.) Комплексной формой такого взаимодействия с родителями в нашей группе стал семейный клуб «Наши успехи».
«Наши успехи» - это клуб современных родителей, заботящихся о гармоничном развитии детей.
«Наши успехи» - это перспектива необычных открытий и незабываемых впечатлений.
«Наши успехи» - это время семьи.
Пояснительная записка
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социологами. Отмечается, что роль семьи, имеющей детей дошкольного возраста, в настоящее время неизмеримо возрастает. В связи с этим на семью ложится ответственность за воспитание и образование детей.
Практика и проведенные научные исследования показывают, что родители испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются целым рядом причин:
∙ ухудшение состояния здоровья детей (психического, физического);
∙ социально-экономические проблемы общества, ведущие к увеличению процента социально-незащищенных родителей и детей; проблемы социально- психологической тревожности, усталости; перераспределение материально- экономических функций внутри семьи; трудности организации семейной жизни на фоне кризисов;
∙ личностные проблемы родителей: усталость, психические и физические перенапряжения, тревога в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества (особенно в неполных семьях), отсутствия понимания;
∙ глобальные проблемы, определяющие развитие взрослых и детей (экологические проблемы, локальные войны и т.д.).
Особая острота проблемы связана с тем фактором, что личностные расстройства у дошкольников очень часто происходят из-за нарушенных внутрисемейных отношений. Знакомство с мамами и папами показывает, что они любят своих детей и часто сами не знают, как им справиться с неожиданно трудным характером своего сына или дочки.
Актуальность
Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.
Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры.
Чтобы больше узнать об особенностях развития психики ребёнка, несомненно, нужны консультации у специалистов, однако этого недостаточно. Если родители хотят по-настоящему счастья своему ребёнку, они должны со всей ответственностью заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию.
Наше дошкольное учреждение заинтересовано в плодотворном сотрудничестве с семьей, как одним из основных социальных партнеров. Мы активно ведем поиск новых форм партнерства, позволяющих активно развивать весь комплекс воспитательно - образовательных задач. Но проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьей и образовательным учреждением связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, ее традиций и опыта. По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи.
Мы поняли, что назревает необходимость создания такого объединения, сообщества открытых к взаимодействию, неравнодушных родителей, которое заинтересованно в выработке единых требований, предъявляемых к ребенку в семье и детском саду. Мы решили направить свои усилия на развитие клубной формы взаимодействия с семьями воспитанников в условиях ДОУ.
В детском саду было решено организовать семейный клуб «Новые горизонты», который осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
1. Пропаганда положительного семейного воспитания, создание условий для реализации идей родителей, способствующих проявлению их творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
2. Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия, установление доверительных отношений между семьями воспитанников и ДОУ в процессе повседневного общения и специально организованных мероприятий.
3. Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста, вовлечение каждого родителя в обсуждение поставленных проблем.
4. Оказание помощи семье в выполнении воспитательной функции, выработка единого подхода к воспитанию и развитию ребенка.
Цель.
Установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.
Задачи.
1. Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.
2. Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.
3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
4. Формирование единого пространства семьи и ДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.
5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
6. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.
При решении поставленных задач мы основывались на такие принципы как:
1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности.
2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.
3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.
4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.
5. Сознательность, активность, дозированность – сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.
6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.
7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия; каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок.
В семейном клубе используются следующие формы деятельности:
∙ анкетирование;
∙ информационная встреча с родителями;
∙ дискуссионно-практические встречи с родителями (занятия, мастер-классы, развлечения, дискуссии, конкурсы, праздники);
∙ консультирование;
∙ экскурсии;
∙ совместные праздники.
Методы и приемы, используемые в программе:
∙ организационные;
∙ наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
∙ словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
∙ практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);
∙ логические;
∙ мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).
Перспективное планирование семейного клуба «Наши успехи».
месяц | тема |
сентябрь |
|
октябрь |
|
ноябрь |
|
декабрь |
|
январь |
|
февраль |
|
март |
|
апрель |
|
май |
|
Литература
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001 г.
2. Божович Л.И. «Личность и её формирование в детском возрасте». М.,1968 г.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. «Слушать ребёнка. Как?» Семья и школа. № 8, 1997 г.
4. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия./ Под ред. Н.А. Миклаевой. - М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
5. Дружинин В.Н. «Психология семьи». М., 1996г.
6. Жутикова Н.В. «Психологические уроки обыденной жизни». М., 1990г.
7. Зверева О.Л., Короткова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. - М.: ТЦ Сфера,2005 г.
8. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». М., 2009г.
9. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004 г.
10. Майер А.А., Давыдова О.Н., Воронина Н.В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». - М.: ТЦ Сфера, 2011 г.
11. Монина Г.Б., Лютова Е.К. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». С-П., 2006 г.
12. Мудрик А.В. «Введение в социальную педагогику». М., 1997 г.
13. Немов Р.С. «Психология». Книга 1. М., 1998 г.
14. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. «Развитие и воспитание в играх». М., 2010г.
15. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004 г.
16. Ткачева В.В., Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М., 1998 г.
17. Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте». Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями, семейный клуб "Моя семья", заседание клуба "Папы - будьте рядом с нами"
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Клуб наиболее подходящая форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодейс...
семейный клуб "ладошки" . Родительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС .
Кадукова Наталья ВасильевнаРодительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в дет...
Презентация Проекта «Семейные традиции в вашей семье» семейного клуба ь«Семейный очаг»
Отчет работы семейного клуба "семейный очаг", по привлечению родителей к внедрению и поддержанию семейных традиций....
«Семейный клуб, как одна из форм работы консультационного клуба ДОУ»
Слайд 1«Семейный клуб, как одна из форм работы консультационного клуба ДОУ»В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребёнка. Слабость и ...
Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»
. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...
ФОТООТЧЕТ СЕМЕЙНОГО КЛУБА - КОННЫЙ КЛУБ
Семейный клуб выходного дня. Фотоотчет о посещении конного клуба детей с родителями группы «Осьминожки» детского сада «Золотая рыбка» поселок Краснообск Новоси...
Программа семейного клуба «Учимся дружить» Название: Программа семейного клуба «Учимся дружить» Работа с родителями вновь прибывших детей. 2019-2020год
Программа семейного клуба «Учимся дружить». 1. Паспорт программы.Наименование программы «Учимся дружить» программа семейного клуба в условиях ДОУЦель программы:...