«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Насенникова Антонина Александровна

«Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание»программа по духовно – нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnv_podg._gr.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

                                                                         детский сад № 21 «Радуга»

«Духовно-нравственное и

нравственно-патриотическое воспитание»

подготовительная к школе логопедическая группа

с.  Кочубеевское


Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.  

            Анализ социально-экономических и политических преобразований, происходящих в обществе, показал, что одной из причин экономического и духовного кризиса страны является кризис самосознания русского человека, потеря им социального идеала. Поэтому стратегическая задача общества: «…воспитание в русском народе национального духовного характера». Понимание  данной проблемы  нашло своё отражение в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования на период  до 2010 года и других нормативно-правовых документах Российской Федерации.

В связи с этим в нашей группе была разработана программа по духовно – нравственному развитию детей в неё включены следующие разделы:

«Мир вокруг нас»

Занятия данного блока открывают детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращают их внимание на его богатство, красоту и разнообразие, учат видеть отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного); понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственную возможность их сохранения, способствуют развитию творческой личности ребенка.

«Дерево добра»

Занятия данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачи занятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение к ближним.

«Край, в котором ты живешь», «История в архитектурных памятниках», «О чем поет колокол?», «Православная Россия в лицах»

Занятия данных циклов знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

Основные задачи циклов: воспитывать чувства любви к своему городу, своей стране, уважения и признательности к основателям города, его защитникам, к людям, прославившим Россию; гордости за историческое прошлое Ставропольского  края, русского государства.

«Край, в котором ты живешь»

«История в архитектурных памятниках»: храмы и соборы (нашей страны),  «О чем поет колокол?»

 

«Православная культура»

       Занятия данного цикла знакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают в подготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников, раскрывают их жизненный смысл.

       Основные задачи цикла: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитывать желание подражать благим образам.

«Хозяева и хозяюшки» 

       На занятиях данного блока дети знакомятся с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, узнают об особенностях разных материалов и правилах пользования простыми инструментами при изготовлении поделок.

       Основные задачи цикла: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения.

Формы работы

Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга.
Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.
Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.

Проведение бесед на заданные темы

Организация выставок.

В нашей группе созданы уголки по Духовно-нравственному  и нравственно – патриотическому воспитанию детей, а так же мини-музей «Обереговая кукла»

Работа с родителями

В  семье с  первых дней жизни ребёнок устанавливает  законы  нравственных  отношений, осваивает   нравственные   нормы.  В  дошкольный   период   происходит   становление   личности  ребёнка.

Опыт нашей работы показал, что системное, конструктивное сотрудничество с семьёй, направленное на сохранение традиций  непрерывности  и  преемственности духовно-нравственного воспитания в   детском  саду  требует новых форм, а подчас и обновления содержания  родительско-педагогического  сотрудничества.  Мы взяли на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания  дошкольников. Нами проводятся:

• Родительские собрания на духовно-нравственные темы

• Открытые показы воспитательно-образовательного процесса

• Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, семинары)

• Анкетирование родителей с целью коррекции процесса по духовно-нравственному воспитанию в семье

• Индивидуальные консультации

• Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы

• Совместные праздники

Педагоги нашей группы оказывают помощь родителям в выборе интернет – ресурсов связанных с вопросами воспитания детей.

В нашей группе создана соответствующая предметно-развивающая среда - оформлены уголки  духовно-нравственного и патриотического воспитания детей. Где представлены  посуда, игрушки, кружевные салфетки, флаг и  герб нашей родины, представлена литература по данной теме. Мы  придали интерьеру группы теплоту и уют в нашей группе есть иконы и их репродукции, церковные свечи и ладан.

Неотъемлемым атрибутом  игровых уголков в группах являются  настольно-дидактические игры такие как «Вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка»,  «Полезные вещи»  др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Уголки музыкально-театрализованной деятельности пополнились музыкальными инструментами, различными видами театров по русским народн6ым сказкам, народными костюмами.

В группе созданы  мини-музеи «Обереговая кукла» и «Хохлома», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта,  изделия старины.

За время работы мы испытали много затруднений. Не было достаточного количества литературы, пособий по знакомству с селом и краем, остро ощущается недостаток материального обеспечения, но эти проблемы были решены, и работу удалось поставить на должный уровень.

Тому подтверждение результативность работы. Дети достигли неплохих результатов – они имеют первоначальное представление о культуре, истории и жизни русского народа, об истории своего села. Знают много народных примет, стихов, песен, потешек и с охотой их исполняют. Чтят и уважают православные праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексной образовательной деятельности по духовно-нравственному и художественно-творческому воспитанию на тему «Православный храм».

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры. Задачи:Образовательные:Познакомить...

Духовно-нравственное начало – основа национального воспитания и образования

В системе дошкольного образования увеличилось количество татарских групп в детских садах, повысилось качество обучения на татарском и русском языках. Выявился положительный опыт работы педагог...

«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».

Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...

Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Представляю  Вашему  вниманию  презентацию  к  докладу   из  опыта  работы  на  тему: "Духовно-нравственное,  нравственно-патриотическое  во...

Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...