Создание ситуации успеха у дошкольников через НОД в условиях ФГОС
консультация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Жемчужинка»
муниципального образования г. Саяногорск
655602 Хакасия, г. Саяногорск, Центральный мкр., дом 11 тел. 2-91-92, 2-37-11
.
Консультация
для творческой группы «Первые шаги к успеху»
«Создание ситуации успеха у дошкольников через НОД в условиях ФГОС»
Воспитатель:
Лазарева Марина Анатольевна
г. Саяногорск 2021г.
Успех имеет огромное значение в жизни людей. И мы педагоги знаем как это важно для воспитанников – создать ситуацию успеха.
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед взрослыми новую цель - создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации.
Нам взрослым предстоит переосмыслить задачи социального развития, одна из которых:
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят.
Обеспечению эмоционального благополучия и успешной социализации дошкольников способствуют создание ситуаций успеха.
В ребенке самой природой заложено стремление быть первым и всё успеть, желание, чтобы все его замечали, любили и именно ему уделяли внимание. Если этого не происходит, если ребенок ощущает, что он по положению ниже кого-то из детей, он непременно – открыто или скрыто – проявляет негативизм, непослушание и т. п.
За последние годы словосочетание “ситуация успеха” в учебном процессе стало уже привычным. Никто не спорит, что именно положительные эмоции могут стать для ребёнка стимулом в учебной деятельности.
Прежде всего нужно разделять понятия “успех” и “ситуация успеха”.
Ситуация – это ряд условий, который обеспечивает успех, а сам Успех – это то, что способны организовать мы – взрослые.
Надо создавать ребёнку СИТУАЦИИ УСПЕХА, когда, что-то достигнув, ребёнок мог бы сказать: «Ура! У меня получилось! Я сделал это!» Такие ситуации для подрастающей личности могут создать только взрослые. Мудрые и любящие взрослые, находящиеся рядом.
Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:
- признание конкретного результата ребенка, в том числе и в случае преодоления им каких-либо трудностей;
- признание личности ребенка в целом.
Таким образом, можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников:
- снятие страха
- мотивация деятельности
- авансирование
- скрытая инструкция
- персональная исключительность
- педагогическое внушение
- позитивная и искренняя оценка полученного результата.
Условия создания ситуации успеха
Доброжелательность окружающих:
Расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает псих. зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта.
Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
Эта операция поддерживается другим воздействием – «скрытая инструкция»: это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робок. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.
4. Дружеское положительное подкрепление – авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…». Для этого диагностируются положительные и сильные стороны личности ребенка (хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и так далее), на которые педагог может опереться.
5. Внесение мотива - вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Системообразующим качеством личности выступает ее направленность. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых личность действует, ее мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности. Социальная направленность деятельности содержит в себе значительный педагогический смысл, поскольку раскрывает перед ребенком значимость его усилий для других людей. Вопросы: Во имя чего? Ради кого? Ради чего? Зачем? Кому будет хорошо от этого? «Без тебя и твоей помощи мне (или твоим друзьям) не справиться…» и др.);
Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.
«Персональная исключительность»: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.
Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
Педагогическое внушение - эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояние уверенности, чувство подъема, желания действовать и так далее. («Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Не терпится узнать, что ж е у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);
Оценка продукта деятельности ребенка. Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».
Приобретённая потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, его психическое развитие и жизнь в целом.
Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.
Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.
Какие же мы применяем вербальные способы выражения положительной реакции на ответы, действия и деятельность детей, способствующие их эмоциональной поддержке? Абсолютно верно, диапазон односложных высказываний типа: «Правильно!», «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Отлично!», «Замечательно!» – весьма скромен и настолько знаком детям, что порой уже особо не впечатляет и не «зажигает» детей на дальнейшие достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация-тренинг для воспитателей: Технология создания ситуации успеха ребёнка-дошкольника.
Построение ситуации успеха, как и само воспитание ребенка, кропотливый труд и просто наша жизнь. От нас зависит многое, но отнюдь не всё. Отдать детям столько душевного тепла, умения и знаний, с...
Технология создания ситуации успеха у дошкольников в работе учителя-логопеда
Я расскрываю основы "Ситуации успеха" методики Белкина А.С., а так же применения ее в своей работе с дошкольниками в рамках коррекционно-образовательного процесса....
Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС.
Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС....
Создание ситуации успеха для дошкольников
В работе по выявлению одаренности у дошкольников важным фактором является создание ситуации успеха. Это участие детей в конкурсах, выставках, концертах, фестивалях, спартакиадах. А также публичное наг...
Мастер-класс "Создание ситуации успеха у дошкольников"
Мастер-класс для воспитателей детского сада "Создание ситуации успеха у дошкольников"...
Создание ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ путём взаимодействия педагогов ДО
Создание ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ путём взаимодействия педагогов ДО...