Проект «Загадки осени» в подготовительной к школе группе
проект (подготовительная группа)

Сосницкая Людмила Анатольевна

Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные экскурсии и наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.

Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zagadki_oseni.docx50.07 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Загадки осени» в подготовительной к школе группе «Радуга»

Автор проекта: воспитатель Сосницкая Людмила Анатольевна.

Вид проекта: информационно – познавательный, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Актуальность:

Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные экскурсии и наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.

Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную.

Проблема проекта:

Во время прогулки дети увидели на дереве зеленые и желтые листья, и стали высказывать свои рассуждения. Осенью листья меняют окраску: становятся жёлтыми, красными, бурыми, а с приходом первых холодов, листья постепенно начинают опадать, а зимой их вообще нет! Стало интересно: «Почему листья осенью желтеют и опадают

Цель проекта: Обогащать и уточнять представление об осени.

Задачи проекта:

  • Выяснить природу листопада;
  • Систематизировать знания о деревьях и кустарниках;
  • Формировать у детей положительное отношение к природе;
  • Познакомиться с загадками об осени;
  • Активизировать словарь детей по данной теме.
  • Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Предполагаемый результат:

  • В результате проекта у детей пополнились знания и представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
  • На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
  • Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их;
  • Узнали о пользе деревьев и кустарников.

Формы реализации проекта:
1. Игры; 
2. Занятия;
3. Чтение художественной литературы, обсуждение;
4. Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций и составление описательных рассказов по ним;
5. Беседы;
6. Отгадывание загадок;
7. Продуктивная деятельность детей;
8. Заучивание стихов, песен;
9. Наблюдение.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный
1. Создание необходимых условий для реализации проекта;
2. Подбор материала для продуктивной деятельности;
3. Подбор художественной литературы по теме;
4. Подбор загадок, песен по теме;

5. Подбор дидактического материала.

II этап – Реализация проекта

Познавательное развитие:

  • Организованная образовательная деятельность:

Ознакомление с окружающим миром: «Осень» (Приложение);

  • Беседы «Почему деревья так важны для всех живых существ на планете?», «Почему падают листья?», об осенних приметах, дарах, о животных в осенний период (Приложение);

Речевое развитие:

  • Чтение художественной литературы:

 Стихи: А. Пушкин (Отрывок из поэмы Евгений Онегин) «Уж небо осенью дышало», А. Плещеев «Осенняя песенка», И. Токмакова «Осень», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

Рассказы: Н. Сладков «Осень на пороге», В. Бианки «Октябрь», Г. Скребицкий «Художник-осень», К. Ушинский «Осень».

  • Подбор закличек, потешек, загадок об осени (Приложение);
  • Рассматривание сюжетных картин и составление описательных рассказов по ним.

Художественно - эстетическое развитие:

Музыкальная деятельность:

  • Заучивание песни «Осень милая шурши»
  • Слушание песен: «Осень наступила», «Желтеют листья в сентябре», «Осень желтым листопадом», «Плачет за окном природа», «Осень золотом одета», «Что нам осень принесла».

Продуктивная деятельность:

  • Рисование «Деревья осенью», «Птицы улетают в теплые края», «Урожай овощей и фруктов»;
  • Аппликация «Осенний ковер», «Ваза с фруктами», «Придумай, чем может стать осенний листок»;
  • Конструирование, робототехника: строительные игры «Деревья на нашем участке».


Социально-коммуникативное развитие:

  • Дидактические игры «Осенние приметы», «Чудесный мешочек», «Какой сок?» («Какое варенье?»), «Две корзинки» «С какого дерева лист?», «Доскажи словечко».

Физическое развитие: 

  • Пальчиковые игры: Пальчиковые игры: «Собираем листочки», «Осень», «Ходит осень в нашем парке», «Грибы», «Хозяйка», «Капуста»
  • Физкультминутки: «Листопад», «Мы дорожки подметаем»    

                                                               

III этап – Заключительный

  • Выставка детского творчества;
  • Обсуждение с детьми результатов коллективной работы, релаксация;
  • Подведение итогов проекта.                                                                              

Итог проекта:

За время реализации проекта «Загадки осени» уровень знаний детей об осени значительно повысится. Я верю, что благодаря этому проекту расширится кругозор и обогатится словарный запас детей.

Перспективы проекта:

Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДОУ.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Осень»

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

Образовательные: Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе. Развивающие: Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением, развивать память, мышление через игры и упражнения. Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: вопросы, речевые упражнения;

Практические: дидактические игры и упражнения.

Материал: картинки с признаками осени; осенние листья волшебный мешочек с фруктами и овощами.

Словарная работа: желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья.

Предварительная работа: чтение стихотворения об осени Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, П.М. Плещеева, А.С. Пушкина.

Ход ООД:

1. Организационный момент.

-Ребята давайте поздороваемся и улыбнемся друг другу. Если будем улыбаться, станем мы добрее! Ну, а доброта на свете, нам всего важней! А сейчас садимся на стульчики.

2. Основная часть. Загадка.

Грачи улетели,

Леса пожелтели,

Одни зеленею лишь сосны да ели.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи,

Урожай собирают.

Когда это бывает? (Осенью)

3. Беседа по теме.

-После какого времени года наступает осень?

-Назовите осенние месяцы?

-Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?

-Что делают люди в полях, садах и огородах?

-Какую одежду и обувь носят осенью? Почему?

-Какие праздники отмечают осенью?

-Сколько всего времен года?

4. «Подскажи словечко»

-Какая погода бывает осенью, если идет дождь? (дождливая), дует ветер? (ветреная), на улице холодно? (холодная), пасмурно? (пасмурная), сыро? (сырая), хмуро? (хмурая), светит солнце? (солнечная)

5. Физкультминутка.

Дует, дует ветер, дует, задувает (руки вверх- вниз)

Желтые листочки с дерева срывает (покружится)

И летят листочки, кружат по дорожке (медленно бегаем)

Падают листочки прямо нам под ножки (медленно присесть)

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю снова сели

6. Игра «Да или нет»

-Я буду читать вопросы: если ответ да – надо хлопнуть в ладоши, а если ответ нет – положить руки на пояс.

Осенью на деревьях раскрываются почки? (нет)

Осенью растут грибы? (да)

Тучи солнце закрывают? (да)

Колючий ветер прилетает? (да)

Морозы осенью бывают? (да)

Ну, а птицы гнезда вьют? (нет)

Осенью приходит Новый Год? (нет)

Осенью бывает листопад? (да)

Урожай все собирают? (да)

Птичьи стаи улетают? (да)

Часто-часто льют дожди? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)

Можно детям загорать? (нет)

Дети куртки, шапки надевают? (да)

-Дети, а вам нравится осень? А сейчас внимательно послушайте музыку П. И. Чайковского «Осень» и попробуйте представить картины осеннего леса (звучит музыка).

-А какие красивые слова вы могли бы сказать про осень, прослушав музыку? Какая осень?

7. Дидактическое упражнение «Осенние слова» (золотая, красивая, дождливая, тёплая, ранняя, задумчивая, унылая, очаровательная, тихая, скучная, грустная).

-Молодцы! Сколько красивых и разных слов вы смогли подобрать, слушая музыку об осени.

-Ребята, послушайте стихотворение о том, что происходит с птицами осенью.

Стихотворение «Наступила осень…» 

Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Золотом горят.

Не слыхать весёлых

Песен соловья,

Улетели птицы

В дальние края.

-А почему птицы улетают в тёплые края? (Птицы, питаются насекомыми, собирают зёрна с земли, а с приходом холодов исчезают насекомые и становится трудно найти корм. Птицам голодно и холодно).

-А как называют этих птиц? (Перелётными).

-А каких перелётных птиц вы знаете? (Ласточки, стрижи, скворцы, журавли, грачи, лебеди, утки).

-А какие птицы остаются у нас зимовать? (Воробьи, вороны, голуби, сороки, клесты, синицы, перепелки, дятлы).

-Почему эти птицы не боятся холодов?

(У этих птиц оперенья гуще, теплее. Они питаются плодами деревьев и кустарников и не боятся прилетать ближе к жилью человека. Человек о них заботится - подкармливает у кормушек для птиц хлебными крошками, зернами, семенами. И мы с вами приготовим к холодам кормушки и будем подкармливать птиц).

-Дети, вы правильно подметили, что в природе все взаимосвязано. Чудесно! Мне понравилось, как вы отвечали. У вас отличные знания о птицах.

-Ребята, давайте мы сейчас с вами отправимся в осенний лес и посмотрим каких животных мы там встретим и поговорим о том, как они готовятся к зиме. (Картинки с животными и загадки на столах)

-Сейчас я вам загадаю загадки, а если вы ответите правильно, то отгадка появится на картинке. Слушайте внимательно.

Загадки о лесных животных:

Хожу в густой я шубке

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как белка готовится к зиме? (Белочка заботливая хозяйка: она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Цвет шкурки она поменяет с рыжего на серую и станет, как ствол дерева).

-Молодцы! А сейчас послушайте следующую загадку.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна (медведь)

Ребята, а вы знаете о том, как медведь готовится к зиме? (Медведи осенью много едят: ягоды, траву, мёд – откладывают запасы жира под шкурой, чтобы зимой впасть в спячку. Медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не пригреет солнце).

-Молодцы интересно рассказали о медведе.

-Слушаем следующую загадку:

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной –

Иголок очень много,

А нитки ни одной (ёж)

-Ребята, а ежи готовятся к зиме? Что они делают? (Ежи под пеньком готовят гнёздышки из сухих листьев, травы. Свернувшись клубочком, они спят зимой).

-Правильно, ребята. А как готовятся к зиме волки и лисы? (Волки и лисы бодрствуют, линяют, меняют шерсть на более тёплую, ведь даже в сильный мороз им приходится искать себе пищу).

-А сейчас послушайте следующую загадку:

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы (заяц)

-А как же зайцы готовятся к зиме? (Зайцы меняют цвет шерсти с серой на белую, чтобы быть меньше заметными на снегу, прячась от волков и лис).

-Молодцы, ребята! У вас очень хорошие знания о животных, о том, как они готовятся к зиме.

7. Итог занятия.

-Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? Молодцы! Вы все очень старались, и я вами довольна! На следующих занятиях мы будем продолжать беседовать о природе, птицах, животных в разное время года. А на прогулке сегодня мы посмотрим, какие осенние изменения в природе уже произошли.

Беседа «Почему деревья так важны для всех живых                                            существ на планете?»

Цель: Расширение представлений детей о пользе деревьев в жизни человека. Задачи:

Образовательные: Дать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья; закрепить понятие «кислород» и «углекислый газ» и источник их возникновения. Расширить и уточнить знания частей деревьев (корень, ствол, ветки).

Развивающая: Развивать связную речь, отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями.

Воспитательная: Воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь.

Словарная работа: кислород, углекислый газ.

Ход беседы:

Воспитатель: Мальчики и девочки, хотите загадку отгадать?

Отгадайте-ка теперь,

Кто же этот страшный зверь?

Кто в любой квартире –

Главный враг для пыли,

И причина детских слез?

Ну, конечно. (пылесос).

Почему он называется пылесос.

Дети: пыль сосёт.

Воспитатель: Скажите, чем мы дышим? (воздухом, кислородом), теперь вдохните и выдохните. А теперь закройте нос и рот и попробуйте не дышать? Почему мы не можем долго не дышать? (не можем жить без кислорода)

-Все мы вдыхаем кислород- это полезный газ. А выдыхаем? углекислый газ – вредный газ. А кто же помогает очищать воздух от углекислого газа?

Дети: деревья- забирают углекислый газ, а отдают кислород, собирают пыль.

Воспитатель: правильно, ребята. Как же нам беречь чистый воздух?

  1. не жечь костры
  2. не устраивать свалку мусора
  3. не разжигать листья
  4. сажать деревья
  5. поливать весной и летом тротуары и дороги
  6. следить за исправностью машины.

-Меньше всего пыли там, где много деревьев, поэтому деревья и называют «зелёными пылесосами».

-Деревья и другие растения «работают» как пылесосы, хотя внешне они совсем не похожи на наши домашние. Зелёные листья могут улавливать, всасывать пыль, грязь из воздуха.

-Какой воздух среди деревьев?

Дети: свежий, приятный, ароматный, душистый.

Воспитатель: Как вы думаете, а деревья живые или не живые.

Дети: живые.

Воспитатель: Почему?  Правильно деревья дышат, двигаются, размножаются, растут, питаются.

-Давайте рассмотрим с вами два дерева: одно растёт далеко от дороги, а другое рядом с ней.

-Почему дерево, растущее у дороги, «грустное»? (ответы детей).

-Этим растениям, как и людям, тяжело дышать загрязнённым воздухом, они болеют. Скажите, а могут ли по этой же причине заболеть люди?

Дети: могут заболеть.

Воспитатель: Все люди должны как можно меньше дышать грязным воздухом. Нельзя играть рядом с машинами и гаражами.

-Это опасно не только потому, что можно попасть под машину, но и потому, что в таких местах часто скапливается грязный воздух. Где же ещё бывает такой грязный воздух? (возле заводов)

-Есть ещё одно место, где воздух всегда грязен. Это свалки мусора. Они обычно горят и воздух возле них становится опасен.

-Деревья и другие растения очищают воздух, насыщают его кислородом, а кислород необходим для дыхания всем: и людям, и животным, и растениям.

-Ребята, скажите, а где много деревьев?

Дети: в лесу.

Игра «Скажи какой лес»

  1. В лесу, в котором растут только березы называется березовый.
  2. Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.
  3. Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.
  4. лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.
  5. Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ
  6. лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

-Скажите, в каких местах растут деревья в городе?

Дети: В парках, во дворах, возле дорог.

-А хотите мы с вами нарисуем деревья в парке.

-Дайте сначала мы с вами отдохнём.

Физминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да, когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

-Деревья и другие растения очищают воздух, насыщают его кислородом, а кислород необходим для дыхания всем: и людям, и животным, и растениям.

-Деревья- хорошие помощники для всех нас. Что делают деревья, какую пользу приносят?

Дети: защищают нас от пыли, грязного воздуха.

Воспитатель: Мы в свою очередь должны тоже беречь деревья и помогать им, если с деревом что-то случилось. Ребята, так почему же деревья называют «зелёными пылесосами»?

Дети: деревья забирают плохой воздух, а дают чистый. хороший.

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята. Вот как много мы сегодня узнали о воздухе, о деревьях и о том, как нужно беречь природу.

Беседа «Почему падают листья?»

Программные задачи: Формировать представления детей о том, почему опадают листья, закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Расширять представления детей о разнообразии растительного мира, познакомить с осиной и дубом. Развивать познавательную активность. Формировать эстетическое отношение к природе.

Предварительная работа: наблюдение за деревьями на участке, разучивание стихотворений об осени.

Ход беседы:

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель: ребята, хотите узнать, почему осыпаются листья.

Посмотрите, пожалуйста, на экран: сначала мы поговорим о том, зачем вообще дереву листья?

Всё очень просто – листья деревьев вырабатывают сок (он называется живицей или сахарозой, питающий само дерево и участвующий в созревании плодов. Живица производится при помощи содержащегося в листьях зелёного клейкого вещества, хлорофилла.

Листья вырабатывают питательные вещества только при солнечном свете, забирая из воздуха углекислый газ, а из земли по корневой системе дерева воду. При этом в листве происходит химический процесс (фотосинтез, во время которого листья вырабатывают кислород, очень необходимый всем живущим на Земле. Именно поэтому деревья называют «лёгкими планеты».

Почему желтеют листья осенью? Кроме зелёного хлорофилла в листьях есть и другие вещества (пигменты, жёлтого и красного цвета, но их очень мало. Осенью образование хлорофилла прекращается и основным «красителем» листьев остаются только эти пигменты. Почему желтеют листья с наступлением холодов понятно, но почему они опадают? К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные вещества дерево забирает, а от вредных веществ избавляется, сбрасывая листву.

Ещё один ответ на вопрос «почему опадают листья?». Дело в том, что через листья деревья отдают много влаги в результате испарений, а зимой корни дерева не смогут её восполнить. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года.

Стихи

А. Пушкин (Отрывок из поэмы Евгений Онегин)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора

А. Плещеев «Осенняя песенка»

Миновало лето,

Осень наступила.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

И. Токмакова «Осень»

Опустел скворечник

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной»

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле.

Рассказы

Н. Сладков «Осень на пороге»

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон.

— Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы? Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы.

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон.

— Перво-наперво осень холоду в лес напустит

— что делать станете? Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём! Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы.

— Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери.

— Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет! Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся! Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери.

— Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем! Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

В. Бианки «Октябрь»

Ветры-листодёры срывают с леса последние отрепья. Дождь. Скучает на заборе мокрая ворона. Ей ведь тоже скоро в путь: летовавшие у нас серые вороны незаметно откочёвывают к югу, на их место также незаметно перемещаются вороны, родившиеся на севере. Выходит, и ворона птица перелётная. Там, на дальнем севере, ворона — первая прилётная, как у нас грач, и последняя отлётная. Покончив с первым своим делом — раздеванием леса, — осень принимается за второе: студит и студит воду. Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались в ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы — ятови — зимовать там, где не замерзает вода. Мягкий хвостатый тритон-харитон всё лето прожил в пруду, а теперь выполз из воды, пополз зимовать на суше, где-нибудь во мху под корнями. Льдом покрываются стоячие воды. Стынет и на суше нежаркая кровь. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки. Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Забиваются в тину лягушки, прячутся за отставшую кору пней ящерки, — обмирают там… Звери — кто одевается в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятся. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, рвёт и льёт и снизу метет. В лесу каждый готовится к зиме по- своему. Кому положено, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался — торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок. Особенно усердно таскают её короткохвостые мышки полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно. К норе ведёт пять или шесть дорожек, каждая дорожка — в свой вход. Под землёй — спальня и несколько кладовых. Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают большие запасы хлеба. В некоторых норах собрано уже по четыре-пять килограммов отборного зерна. Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Там у неё сложены лесные орешки и шишки. Кроме того белка собрала грибы — маслята и берёзовики. Их она насадила на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами. А многие звери так никаких особых кладовых не устраивают. Они сами себе кладовые. Просто наедятся хорошенько за осенние месяцы, станут толстые-претолстые, жирные- прежирные и всё тут. Жир ведь тоже запас пищи. Так устраиваются медведь, барсук, летучие мыши и все другие зверьки, что крепко спят всю зиму. Набьют брюхо потуже — и на боковую. Да ещё и греет их жир: он холода не пропускает.

Г. Скребицкий «Художник-осень»

Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за сво картину. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесну поляну. Стоит посреди неё дуб-богатыр, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит – а неподалёку, с кра поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи». Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога. Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядшь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлт прощальный привет родным местам. Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся. Колюего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила прокзница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох. Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять. Спешит, торопится Осен; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает хлодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек. Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.

К. Ушинский «Осень»

Уже с 9 июля начинает понемногу убавляться день и прибавляться ночь. 11 сентября день снова равен ночи (по новому стилю день осеннего равноденствия – 23 сентября). Это день осеннего равноденствия и начало осени. С этого числа ночь все увеличивается и к 12 декабря (по новому стилю день зимнего солнцестояния – 22 декабря). становится втрое длиннее дня. В это время солнце едва покажется на небе и спешит спрятаться; в 9 часов утра еще темно; в 3 часа после обеда надобно уже зажигать свечи. Облака почти не сходят с неба, и это уже не красивые летние облака, громоздящиеся серебряными горами или высоко бегущие по небу серебристыми барашками: небо застилается все ровной пеленой свинцоватого цвета. С конца августа в воздухе начинает холодеть. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда и легкие морозы. Просыпаясь поутру, вы видите, как побелела трава или крыша соседнего дома. Еще немного – и лужи, которых осенью довольно везде, начинают по ночам замерзать. Мелкие осенние дождики совсем непохожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав и доставляя мальчику удовольствие высоко запустить бумажного змея. Лист на деревьях начинает кое-где желтеть еще в конце августа; в сентябре вы замечаете, как на березе, все еще зеленой, появляются там и сям совершенно желтые, золотистые ветки: будто мертвящая рука осени схватила и измяла их мимоходом. Первая распустилась береза, она же первая начинает желтеть. С каждым днем все больше и больше становится желтых листьев. Еще два-три дня – и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство: крутя в воздухе легкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю. Поля мало-помалу пустеют, даже копны хлеба уже свезены, и только высокие стога сена, обнесенные плетнем, остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли, и пожелтевшая, перезревшая трава, где ее оставили, клонится к земле и как будто просит снега. Одна только озимь подымается ровным, зеленым бархатом. Но этим молодым, запоздавшим побегам суждено скоро погибнуть. Зато корешки хлебов сохранятся невредимо под снегом и весной выглянут снова на Божий свет зелеными стебельками. Все глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лета и приобретает однообразный, грязноватый, серый вид осени. В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон. Еще пройдет несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснет на целую зиму.

Заклички

Осень, осень,

Погости недель восемь:

С громами сильными,

С дождями, с ливнями,

С обмолоченным снопом

С румяным пирогом!

***

Хороша зима — снегами,

Весна — цветами,

Лето — грибами,

А осень — стогами.

Осень, осень,

В гости просим.

Птицы в лесу: шуг-шуг,

Улетают с севера на юг;

Курлы-сИ, курлы-сИ

Улетают до весны,

Улетают до весны,

По Руси! По Руси!

***

Осень, осень,

В гости просим,

Осень, осень,

Погости недель восемь

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

***

Осень, осень пришла,

Что ты нам принесла?

В корабью - холста,

На гумно - зерна,

На прялку - шерстинку

Да молока кринку,

На стол - каравай,

Дождик, дождик, поливай

Потешки

Небо тучки затянули,

Плачут тучки-капризучки,

Улетела птичья стая,

Ну, а мы дома остались!

Красит осень в жёлтый цвет,

Травку, листики в рассвет,

Паутинки полетели,

Листьев жёлтые метели!

Осень, осень, погоди!

И с дождями не спеши,

Дай еще нам лета,

Солнышка и света.

Тучка с солнышком опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется.

А как солнышко найдётся,

Сразу радуга смеётся.

Загадки

Бываю я лишь раз в году,

За летом жарким я иду

Пред белою зимою.

Подружишься со мною?

Догадались, кто я? (Осень)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят (Осень)

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали (урожай)

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто (листопад)

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный (дождь)

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду (лужи)

В сером небе низко

Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь. Мы взяли (зонт)

Осенью он часто нужен -

Если лупит дождь по лужам,

Если небо в черных тучах,

Он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой

И навес себе устрой! (Зонтик)

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

Льется он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам холодный, проливной,

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу (Осенний дождь)

В сентябре и в октябре

Их так много во дворе!

Дождь прошел - оставил их,

Средних, маленьких, больших (Лужи)

Лист осенний долго кружит,

И его Варвара сушит.

А потом мы вместе с Варей

Дома делаем (гербарий)

С ветки в речку упадет —

И не тонет, а плывет (Лист)

Растут — зеленеют.

Упадут — пожелтеют,

Полежат — почернеют (Листья)

С деревьев сыплются монетки

От сильного дождя и ветра.

Я подниму десять монеток

И соберу большой букетик (Осенние листья)

Красные, желтые листья

По ветру вьются, летят.

В городе ясно и чисто,

В наших краях (листопад)

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет (Ветер)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют (Ягоды рябины)

Покуда было малым,

Не падало оно,

А выросло — упало.

Не правда ли, смешно? (Яблоко)

Птицы с длинными ногами

До весны простились с нами,

Машут крыльями вдали

И курлычут (журавли)

Кто плывет по небосводу

В черной шапке до бровей?

Кто по небу носит воду?

Подскажи-ка нам скорей! (Туча)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет (Ветер)

Дидактическая игра «Осенние приметы»

    Задачи: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.

Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук), игровое поле, разделённое на 8 клеток.

Ход игры: дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года - убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

   Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь

Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:

                                                 Я-чудесный мешочек,

                                                 Всем ребятам я — дружочек.

                                                 Очень хочется мне знать,

                                                 Как вы любите играть.

  Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Дидактическая игра «Целое и часть»

   Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части ,развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты:
 картинки целых фруктов и их частей.

Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного -  картинки с изображением целого фрукта, у другого - картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.

Дидактическая игра «Две корзинки»

   Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры:
 дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, к какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..

Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Запасы зверей»

    Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.

 Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.

Примечание: игра может быть индивидуальной.

                         Дидактическая игра «Какой сок?» («Какое варенье?»)

   Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Атрибуты: корзина, картинки фруктов

Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта. Например: «Это яблоко — яблочный сок».

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

   Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.

Ход игры: взрослый читает, а дети добавляют слова.

- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).

- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).          

- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).

- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).

- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).

- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).          

- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).

- Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

- А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).

- Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).    

- Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).      

- Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).  

- Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).      

- Для начинки в пироги набираем … (яблоки).                

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!      

Пальчиковые игры

«Собираем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

«Осень»

Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)

Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками. как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)

Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой)

«Ходит осень в нашем парке»

Ходит осень в нашем парке, (пальчиками шагаем по столу)

Дарит осень всем подарки: (показываем две ладошки сложенные вместе)

Бусы красные – рябине, (загибаем поочередно пальчики)

Фартук разовый – осине,

Зонтик желтый – тополям,

Фрукты осень дарит нам. (прикладываем обе ладошки к груди)

«Листья осенние тихо кружатся»

Листья осенние тихо кружатся,

(плавные движения кистями рук слева направо)

Листья нам под ноги плавно ложатся

(плавно опускаем ручки вниз)

И под ногами шуршат, шелестят,

(трем ладошки друг о друга)

Будто опять закружиться хотят.

(поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)

«Грибы»

(ладонь сжата в кулак и по - очереди отгибаем пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши)

Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и растолстел.

«Хозяйка»

Хозяйка однажды с базара пришла (шагаем пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла:(хлопаем в ладоши)

Картошку, капусту, морковку, горох, (поочередно загибаем

пальчики на левой руке)

Петрушку и свеклу, ох! (хлопаем в ладоши)

Накрытые крышкой, в душном горшке (правую ладошку собираем "ковшом", левой накрываем сверху, как крышечкой)

Кипели, кипели в крутом кипятке:(крутим ручками перед собой)

Картошка, капуста, морковь, горох (поочередно загибаем пальчики на руке)

Петрушка и свекла, ох! (хлопаем в ладоши)

И суп овощной оказался неплох! (показываем большой палец)

«Капуста»

Так капусту мы рубили (ребрами ладоней "рубим" капусту)

И вот так ее солили, (щепотками обеих рук "солим")

Отжимали ручками, (сжимаем и разжимаем кисти рук)

Собирали в кучку мы. (собираем в кучку воображаемую капусту)

В банку затолкали, (кулачками забиваем ее в воображаемую банку)

Крышкой закрывали. (хлопаем правой ладошкой по левой)

Физминутка

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план НОД (музыка с элементами логоритмики) "Загадки феи музыки" подготовительная к школе группа

Дети, разгадывая творческие загадки Феи Музыки, путешествуют по весеннему лесу.Цель занятия: вывление у детей навыков и умений во всех видах деятельности....

Педагогический проект "Золотая осень" в подготовительной к школе группе

Вид проекта: познавательно-творческий, игровойПродолжительность: среднесрочный. Сроки проведения: сентябрь-октябрь...

Образовательный проект "Осень" в подготовительной к школе группе

Образовательный проект "Осень" в подготовительной к школе группе...

Проект" Осень" в подготовительной к школе группе.

Вид проекта- информационно творческий.Продолжительность проекта , три месяца осени. Осеньэто когда все живое готовится к переходу от жаркого лета к холодной зиме. В течении этого проекта дошкольники с...

Проект «Дары осени» в подготовительной к школе группе

Проект «Дары осени»в подготовительной к школе группе Подготовила: Карцева Е.Ю., воспитательНазвание: «Дары осени»Идея проекта: Данный проект может быть использован в ...

Краткосрочный проект "Сказочная осень" для подготовительной к школе группы

Краткосрочный проект "Сказочная осень" для подготовительной к школе группы...