Мастер -класс "Эти волшебные камешки Марблс"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Третьякова Надежда Вячеславовна

Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех  образовательных областях. Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Эти волшебные камешки « Марблс » Исполнитель: Третьякова Надежда Вячеславовна, старший воспитатель Сингатулина Анастасия Леонидовна, воспитатель Курченко Лилия Мидхатовна , воспитатель МБДОУ №1 «Звездочка»

Слайд 2

Что же такое Марблс ? Марблс - это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Камешки получили свое название от английского « marbles » (то есть мраморные). Марблс одна из самых популярных детских игр на Западе. Игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды.

Слайд 3

Цель при использовании камешков Марблс : разностороннее развитие детей дошкольного возраста . Задачи работы с применением камешков Марблс : Образовательные: - формировать познавательную активность детей; - формировать правильный захват шарика кистью руки; - обогащать словарный запас, - развивать коммуникативную функцию речи. Развивающие: - развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук; - развивать тактильную чувствительность рук; - развивать ориентировку на плоскости; - формировать пространственные представления; - развивать внимание, память, логику, мышление; - формировать представления математического счета; - формировать навыки звуко -буквенного анализа слов; Воспитательные: - воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца; - обучать игре в совместной деятельности, - воспитывать и развивать у ребенка эстетический вкус.

Слайд 4

Рекомендации при работе с камешками Марблс Следует соблюдать гигиену рук; Следует соблюдать осторожность при игре, так как камешки хрупкие; Следует соблюдать безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого; Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку. Формы работы с камешками Марблс : Индивидуальная образовательная деятельность; Фронтальная образовательная деятельность.

Слайд 5

Использование камешков Марблс – диагностика (свободная игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности ); – дидактические игры (на основе описанных в общей педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);

Слайд 6

Камешки Марблс позволяют: оптимизировать педагогический процесс; расширяют образовательное пространство; обогащают развивающую предметно – пространственную среду; способствуют экспериментированию с доступными детям материалами, игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников; обеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рук; дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.

Слайд 7

Предлагаем вам следующие игры и упражнения с использованием камешков Марблс : Говорим и отдыхаем, Камешки перебираем, Разные - разные: Голубые, красные, Желтые, зеленые, Легкие, тяжелые. Раз, два, три, четыре, пять, Будем камешки считать, Будем камешки считать И цвета запоминать. Громко четко говорим, Говорим и не спешим, камешки в руках сжимаем, до пяти с тобой считаем. Раз, два, три, четыре, пять, Повторяй за мной опять.

Слайд 8

Использование камешков Марблс при изучении лексических тем. «Собери по образцу»

Слайд 9

Звукобуквенный анализ слов

Слайд 10

Развитие пространственных представлений

Слайд 11

Развитие ФЭМП

Слайд 12

Работа с камнями без образца « Сухой бассейн» «Чудесный мешочек»

Слайд 13

При целенаправленном использовании камешков на занятиях у детей развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, формируется интерес, стремление к самостоятельности. Малыш может оживлять, додумывать, представлять, он является активным участником процесса, а значит такие игры не надоедают. Главные качества, которые может проявить ребенок в играх марблс — свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность и изобретательность. Поэтому с уверенностью можно сделать вывод, что камешки " марблс " – это инновационный, универсальный материал, который мы бы советовали использовать в своей работе воспитателям. Заключение :

Слайд 14

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кузбасса»

Учебно-методический отдел

Структурное подразделение: кафедра начального и дошкольного образования

 (название структурного подразделения)

Мастер-класс

«Эти волшебные камешки «Марблс»

Итоговая работа

Срок обучения с «08» ноября 2023 г. по «24» ноября 2023 г.

Исполнитель:

Третьякова Надежда Вячеславовна,

 старший воспитатель

Сингатулина Анастасия Леонидовна,

воспитатель

Курченко Лилия Мидхатовна,

воспитатель

МБДОУ №1 «Звездочка»

                                                                   г. Березовский (det-sadz@mail.ru)

Кемерово 2023

Содержание

Введение        …………………………….3

1.  Что же такое Марблс?................................................................................4

2.  Цель при использовании камешков Марблс……………………………5

3. Основные задачи…………………………………………………………….5

4. Использование камешков Марблс………………………………………..7

Заключение        …………………………...14

Литература        …………………………...15

Приложения        …………………………..16

Введение

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

      Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность ребенок познает окружающий мир, учится. Применение камушков «Марблс» – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

1. Что же такое Марблс?

     Марблс- это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Камешки получили свое название от английского «marbles» (то есть мраморные). Марблс одна из самых популярных детских игр на Западе. Игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира.             Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название «Кабошоны», что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой - ровный, спиленный. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение - это веселые, полезные и простые игры. Камешки «Марблс» являются полифункциональным пособием, которое находит применение во всех  образовательных областях. Это вариативный материал. Игры и игровые приемы с данным материалом используются в зависимости от поставленных целей и задач. Все упражнения могут варьироваться от возраста детей, их развития, заинтересованности в игре.

2. Цель при использовании камешков Марблс:  разностороннее развитие детей дошкольного возраста.

3. Задачи работы с применением камешков Марблс:

Образовательные:

- формировать познавательную активность  детей;

- формировать правильный захват шарика кистью руки;

- обогащать словарный запас с упражнениями в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов;

- развивать коммуникативную функцию речи.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;

- развивать тактильную чувствительность рук;

- развивать ориентировку на плоскости;

- формировать пространственные представления;

- развивать внимание, память, логику, мышление;

- формировать представления математического счета;

- формировать навыки звуко-буквенного анализа слов;

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;

- обучать игре в совместной деятельности, поддержке товарищей, других участников, формировать дружеские взаимоотношения;

- воспитывать и развивать у ребенка эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий и упражнений с Марблами.

Нужно отметить то, что при работе с камешками Марблс следует соблюдать ряд рекомендаций:

  • Следует соблюдать гигиену рук;
  • Следует соблюдать осторожность при игре, так как камешки хрупкие;
  • Следует соблюдать безопасность: выполнение упражнений с камешками не предполагает использования их детьми в самостоятельной деятельности, только под присмотром взрослого;

Для достижения наилучшего эффекта использовать соответствующую музыку.

Формы работы с камешками Марблс:

  • Индивидуальная образовательная деятельность;
  • Фронтальная образовательная деятельность.

4. Использование камешков Марблс

При использовании камешков Марблс мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:

  • С камешками Марблс ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Камешки безопасны: нет риска порезаться, проглотить. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
  • При использовании камешков Марблс у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
  • Камешки не вызывают у ребёнка негативного отношения и образовательная деятельность воспринимается им как игра.
  • Поскольку камешки можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
  • Работа камешками Марблс позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
  • Камешки Марблс – это конструктор для всех возрастных категорий детей. В магазинах предлагается широкий выбор наборов камешков, которые могут быть использованы в работе разных специалистов ДОО.
  • Камешки Марблс используются в играх разнообразной направленности:

– диагностика (свободная игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);

– дидактические игры (на основе описанных в общей педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);

Камешки Марблс помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.

Камешки Марблс позволяют:

  • оптимизировать педагогический процесс;
  • расширяют образовательное пространство;
  • обогащают развивающую предметно – пространственную среду;
  • способствуют экспериментированию с доступными детям материалами,  игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников;
  • обеспечивают развитие психических процессов и мелкой моторики рук;
  • дают возможность самовыражения детей, и тем самым способствуют речевому развитию дошкольников.

Предлагаем  вам следующие игры и упражнения с использованием камешков Марблс:

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем камешки считать,

Будем камешки считать

И цвета запоминать.

Громко четко говорим,

Говорим и не спешим,

камешки в руках сжимаем,

до пяти с тобой считаем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Повторяй за мной опять.

 Обследование камешков

Посмотрите на коробочки на столе - Что в этих коробочках? Как вы полагаете? - Опустите свои руки в коробочки и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите, какие они? (Гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д.) - Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (Цветные, разноцветные)

А сейчас попробуем тактильные ощущения, они бывают:

• Кулачковые (как можно больше возьмите в кулак камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая, в каком кулачке больше (можно и считать).

 • Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше).

• Пинцетный (взять камешек большим и указательным пальцем обеих рук, большим и средним и т.д. Можно упражнять все пальцы в любом порядке. Как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (Моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

Использование камешков Марблс при изучении лексических тем. «Собери по образцу»

Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация

Работа над закреплением зрительного образа изучаемой буквы

- Назовите пожалуйста буквы.

-Наложите камешки на её контур.

- Выложите пожалуйста букву без картинки.

Звукобуквенный анализ слов

  Игра «Буквы»

А сейчас предлагаю Вам поиграть. Я задумала слово, но, чтобы его отгадать, вы должны определить первый звук в словах и выложить его на столе камушками.

1.        Если хочешь поиграть,

Нужно в руки её взять

И подуть в неё, слегка-будет музыка слышна.

Подумайте минуточку... что же это? (Дудка)

Первый звук Д – выложим символ звука Д.

2.        Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо. (Оса)

Выложи второй звук. Какой он?

3.        Я по комнате летаю,

Неприятная для слуха.

Извини, но я такая,

Надоедливая… (Муха).

Какое слово я загадала?

Выложи камешками сколько слогов в слове.

Развитие пространственных представлений

«Муха в клетке» В центре квадрата из девяти клеток сидит "муха". По инструкции взрослого ребёнок двигает камешек по квадратам. Усложнение - даётся многоступенчатая инструкция, ребёнок "передвигает" глазами камешек и ставит "муху" в нужный квадрат.

«Помоги котёнку добраться до домика» Выложи путь, начиная от ячеек: 1 ячейка направо, 1 ячейка вверх, 2 направо и так далее. Игра учит ориентироваться на плоскости, развивать тактильные ощущения, сложно координированные движения пальцев рук.

Рассмотри рисунки. Назови фигуры. Выполни задания. Найди треугольник в круге и положи на него шарик - зеленого цвета; положи на треугольник слева от круга шарик голубого цвета, на треугольник над кругом красный шарик. Найди круг слева от квадрата и положи на него шарик желтого цвета; на круг над квадратом шарик серого цвета. Положи на квадрат справа от круга – розовый шарик; а на квадрат под кругом - синий. Выложи в нижней правой рамке разные фигуры над, под, слева, справа розовыми большими шариками. Скажи, где какая фигура находится.

ФЭМП

"Весёлый счёт" Выложить столько камешков на столе, сколько: - У человека носов? - Сколько пальцев на одной руке? на двух? - Сколько ушей у собаки? - Сколько глаз у кошки? - Сколько крыльев у птицы? - Сколько ножек у стола? и т. д.

Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.

«Числовые домики» Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

Работа с камнями без образца

- Представьте, что скоро у мамы праздник. Какой подарок можно сделать из камней? (торт, цветок, бабочку, бантик и т. д.)

Можно выложить из квадратов и кругов машинку. Все что можно выложить из палочек, то можно и выложить из камней.

«Сухой бассейн»

Задача: развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику.

У ребенка глубокая чаша, наполненная камешками Марблс, среди которых- мелкая игрушка. Педагог предлагает ребенку найти игрушку.

«Чудесный мешочек»

Задача: закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

Задание – по очереди вынуть из мешочка камень Марблс.

- Какого цвета камешек, такого цвета назови предмет (например: желтый камушек – желтый лимон…)  

Игра «Найди и определи, что это?»

Упражнение на развитие внимания.

 Педагог называет ребятам различные слова. Дети внимательно слушают и по договоренности поднимают либо красный камень (слышат название животного, либо зеленый (слышат название растения). Список предлагаемых слов: тигр, береза, лев, самолет, заяц, волк, дерево, цветок, змея, дом, машина, тополь, лошадь.

Заключение:

При целенаправленном использовании камешков на занятиях у детей развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, формируется интерес, стремление к самостоятельности.

Малыш может оживлять, додумывать, представлять, он является активным участником процесса, а значит такие игры не надоедают. Главные качества, которые может проявить ребенок в играх марблс — свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность и изобретательность.

Поэтому с уверенностью можно сделать вывод, что камешки" марблс" – это инновационный, универсальный материал, который мы бы советовали использовать в своей работе воспитателям.

Литература:

1. Вольнова Л. Н. Движение мысль слово. Пермь., 1999. – 63 с.

2.  Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 64 с.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. БПреодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение 1990. – 96 с.

4. Климанова Г. Б. Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2015. №8(113). С. 29

5. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. М.: Советская Россия, 1979. - 117 с.

6. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного  развития дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.

7. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.- 448 с.

8. Пляскина Е.П. Программа эстетического и психоэмоционального развития детей средствами литотерапии и цветотерапии "Самоцветы".

 Приложение

Каталог игр и упражнений с камнями, формы работы.

Игры для обучения грамоте.

Чудесный мешочек.

Цели: Развитие фонематического звука и закрепление понятий гласный и согласный звук. Ход игры: Дети достают из мешочка камешек и называют слово, которое начинается на звук в зависимости от цвета камешка (согласный твердый – синий, согласный мягкий – зеленый, гласный - красный).

Разбери слово.

 Цели: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении. Ход игры: Дети собирают из разрезных карточек картинку. Делят слово на слоги. Делают звукобуквенный разбор слова. Выкладывают звуки в зависимости от цвета. Выкладывают слово из букв.

 Слова – камешки.

 Цели: Развитие фонематического слуха. Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении. Ход игры: Дети выкладывают из букв заданное слово.

Веселые гусеницы.

Цели: Развитие фонематического слуха. Упражнение в звукобуквенном разборе слова. Закрепление навыка чтения.

Ход игры: Вариант 1 Дети выкладывают слово по цветовому обозначению звуков.

Вариант 2 Из представленных гусениц выбирают ту которая походит по цвету заданному слову.

Необычная буква.

 Цели: Повторение изученной буквы. Ход игры: Вариант 1. Ребенок по готовому образцу выкладывает букву. Вариант 2 Ребенок выкладывает изучаемую букву и придумывает на эту букву слово.

 Кривое зеркало.

 Цели: Закрепление правильного графического изображения букв. Развитие пространственной ориентации. Ход игры: Определи верную и неверную букву. Исправь неправильную букву.

 Найди букву.

 Цель: Закрепление изученной буквы. Развитие тактильных ощущений. Ход игры: Ребенок ищет в сухом бассейне из шариков марблс букву. Определяет на ощупь что за буква.

 Пятнашки.

 Цель: Повторение пройденных букв. Звукобуквенный разбор слова. Развитие фонематического слуха. Упражнение в чтении. Развитие логического мышления. Ход игры: Детям дается задание собрать слово, двигая камешки по доске. Обязательное условие не вынимать камешки, аналогия игры в пятнашки.

Игры  на развитие связной речи.

Пройди лабиринт. Цель: учить пересказу. Ход игры: Ребенку читается текст сказки (сказка разбирается на фронтальном занятии). Вопросы по тексту. Ребенок проходит лабиринт. Пересказ ребенка.

Кто герои? Цель: учить пересказу. Ход игры: Ребенку читается текст (текст разбирается на фронтальном занятии). Вопросы по тексту. Вариант 1. Ребенку предлагается выложить главных героев по образцу. Вариант 2.  Дается картинка к тексту и ребенок её украшает камешками марблс. «Басня кукушка и петух»,  « Коза - Егоза».

Создай свою картину Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать связную речь. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

Сезонное дерево Цели: Закреплять у детей последовательность времен года. Формировать связную речь. Развивать творческие способности. Ход игры: Ребенок рассказывает, какие деревья весной, и выкладывает первые зеленые листочки на деревьях. Затем весной расцветают цветы, ребенок добавляет цветы. Летом появляются плоды. Осенью плоды собирают и листья желтеют. Зимою деревья под снегом.

Игры на развитие мелкой моторики.

Пересыпь в другую коробочку.

Цели: Развивать мелкую моторику. Закреплять цвета. Ход игры: Вариант 1. Ребенок перекладывает ложкой шарики в другую емкость, проговаривая цвета шариков. Вариант 2. Ребенок перекладывает пинцетом шарики в другую емкость, проговаривая цвета шариков.

 Поищи в крупе.

 Цели: Развивать мелкую моторику. Закреплять цвета, названия круп. Развивать словообразование. Ход игры: Ребенок выбирает из крупы шарики марблс.

Рассели камешки марблс в твоем городе.

 Цели: Работать над развитием пространственного восприятия. Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Вводить в речь наречия прямо, направо, налево. Ход игры: Ребенок создает город лабиринт и проходит этот лабиринт шариком марблс. Проговаривая направления.

Какой твой секретик?

 Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Ход игры: Дети в песке создают из камешков марблс секретики, возможно использование различного материала для создания тайников (сухие цветы, листики, фантики).

Создай свою картину.

Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать связную речь. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

Построй свой лабиринт. Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать пространственное восприятие. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и создает свою модель лабиринта. Играет проходя этот лабиринт.

Игры для формирования элементарных математических представлений.

Найди место камешку.

Цели: Развивать пространственное восприятие. Вводить в речь понятия правый – верхний угол и т. д. Профилактическая работа по ориентированию на тетрадном листе. Профилактика дисграфии. Закрепление цветов. Ход игры: Вариант1. Ребенка просят по инструкции разложить камешки. Вариант 2. Ребенок сам раскладывает и проговаривает местоположение камешков.

Собери по образцу.

Цели: Развивать пространственное восприятие. Вырабатывать усидчивость. Развивать глазомер. Ход игры: Ребенок по данному образцу собирает свою фигуру.

Объемные картины.

 Цели: Развивать пространственное восприятие. Вырабатывать усидчивость. Умение работать в группах. Развивать глазомер. Ход игры: Дети совместно по готовой схеме вместе с педагогом выкладывают рисунок.

Придумай и собери. Цели: Развивать пространственное восприятие. Вырабатывать усидчивость. Умение работать в группах. Развивать глазомер. Развивать творчество. Ход игры: Каждый ребенок воплощает свою задумку на общем игровом поле.

Проложи дорогу по лабиринту.

 Цели: Развивать пространственное восприятие. Профилактика дисграфии. Вводить в речь наречия право – лево. Ход игры: Ребенок выбирает нужный путь и выкладывает камешками – марблс, проговаривая куда ведет дорога вправо, влево, прямо.

 Рассели камешки марблс в твоем городе.

Цели: Работать над развитием пространственного восприятия. Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Вводить в речь наречия прямо, направо, налево. Ход игры: Ребенок создает город лабиринт и проходит этот лабиринт шариком марблс. Проговаривая направления.

Собери рисунок по инструкции.

 Цели: Развивать пространственное восприятие. Профилактика дисграфии. Вводить в речь наречия право – лево, вправо вверх наискосок. Ход игры: Ребенок по готовой инструкции выкладывает камешками – марблс рисунок.

Разбери по цвету.

Задачи: развивать умения различать цвета, формы, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Усваивать названия цвета. Развивать мелкую моторику рук.

Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.

Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают в свои баночки только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.

Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.

Б). Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

В). Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

 "Змейка"

Задачи: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развивать умения различать длинную и короткую змейку, развивать мелкую моторику рук.

Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку и короткую, так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.

Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).

"Графический диктант"

Задачи: учить ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук.

Задание: Педагог дает устные задания типа:

Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

"Сосчитай"

Задачи: развивать умения различать цвета, формы. Усваивать названия цветов. Закреплять счет. Развивать мелкую моторику рук.

Задание: Игра очень похожа на игру С. Хаустовой «Игровая таблица». Педагог обращает внимание, что все расчерченное поле заполняется камешками разной формы, размера и цвета произвольно. Потом детям предлагается сосчитать (устное задание) сколько например, красных камешков всего, или сколько больших и маленьких камешков, или всего камешков всех цветов в определенных рядах или на поле. Педагог предлагает назвать какой по счету тот или иной камешек.

 «Хватит ли"

Задачи: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

Содержание. педагог предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли ежикам яблок? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая камешки-яблочки к игрушкам. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

 «Собери фигуру»

Задачи: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Содержание. Воспитатель предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с камешками и спрашивает: «Какого цвета камешки? По сколько камешек каждого цвета? Предлагает разложить камешки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают камешки. Выясняют, сколько камешек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что камешки расположены по-разному, но их поровну - по 8 «Как доказать, что камешков поровну? Дети раскладывают камешки рядами один под другим.

"Выложи по контуру"

Задачи: развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Задание: Педагог предлагает разложить камушки накладывая их на образец -карточку, на которой нанесен рисунок.

Усложнение:

Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.

Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

"Угадай-ка"

Задачи: Развивать тактильные ощущения; развивать умения выбирать предметы, отличающиеся от камешков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, геометрические фигуры и т.д.)

Задание: педагог предлагает найти другие предметы, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск предметов закрытыми глазами, определить что это.

 «Числовые домики»

Задачи: Закреплять состав числа в пределах 10; учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее. Учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.

Задание: Например, нужно выбрать домик с цифрой 7 на крыше. Заполнить пустые окошки. Объяснить, почему именно эти числа нужно положить в окошки, а не какие- то другие? Затем выбрать домики с другой цифрой выполнить те же действия. И т. д.

 «Крестики нолики».

Цель: Развивать у детей мелкую моторику, логическое мышление, память, внимание, ориентировку в пространстве.

Задание: Игроки по очереди выкладывают на свободные клетки поля камешки. Первый, выстроивший в ряд 3 своих камешка по вертикали, горизонтали или диагонали выигрывает. Первый ход делает игрок по выбору.

 «Веселые камешки».

Цель: развивать цветовое восприятие, закрепить названия цветов, навыки соотнесения предметов по цветам; закреплять навыки ориентировки на плоскости; развивать тактильные восприятия, мелкую моторику рук, мышление;учить классифицировать предметы по их назначению.

Задание:

Рассмотреть поле с цветными окошками

-какое по цвету окошко расположено справа вверху?

-где расположено красное окошко? И так далее.

Определить какие камешки на ощупь. Распределить камешки по цветным окошкам.

Игры на развитие творческих способностей.

Создай большой рисунок Цели: Развивать творческие способности. Работать над глазомером. Умение работать на предоставленном рабочем поле. Ход игры: Дети выдумывают свой рисунок и выкладывают на рабочем поле.

Создай свой сад камней Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Упражнять в согласовании числительных и существительных. Ход игры: Ребенок детской граблей рисует по кристаллическому цветному песку и выкладывает камешки. Проговаривает сколько каких цветом камней.

Вкусная колбаска для своей семьи Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Упражнять в согласовании числительных и существительных. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком, создавая угощение сладкую колбаску, украшает её материалом. Затем режет кусочки и проговаривает кому сколько кусочков колбаски. Вариант 2. Ребенок украшает камешками марблс торт на свой День Рожденья.

Создай свою картину Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать связную речь. Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.

 Летняя полянка Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка Ход игры: Дети украшают летнюю полянку камешками.

Кто живет в воде? Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Ход игры: Дети создают из камешков марблс пейзаж морского дна. Составляют предложения: кто живет в море.

 Морское дно Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Ход игры: Дети работают с водой, создают из камешков марблс морской пейзаж.

 Сезонное дерево Цели: Развивать творческие способности. Закреплять у детей последовательность времена года. Формировать связную речь. Ходи игры: Ребенок в зависимости от времени года украшает дерево.

 Рассели камешки марблс в твоем городе Цели: Работать над развитием пространственного восприятия. Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Вводить в речь наречия прямо, направо, налево. Ход игры: Ребенок создает город лабиринт и проходит его шариком марблс.

Нарисуй рисунок камешками марблс. Цели: Развивать творческие способности и фантазию. Ход игры: Ребенок выдавливает понравившиеся краски на лист, в прозрачной коробке, а затем совершает движения коробкой, в результате шарик чертит рисунок по листу. Позже ребенок разглядывает рисунок, и говорит, что он видит в нем.

Упражнения для массажа камешками Марблс:

1. Сжимание шарика в правой и левой ладони попеременно.

2.Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

3. Удержание шарика верхней фалангой пальцев, передача шарика от одного пальца к другому.

4. Прокатывание шарика по столу внутренней поверхностью ладони.

5. Прокатывание шарика по столу в различных направлениях каждым пальцем правой и левой руки.

6. Прокатывание шарика по межпальцевым поверхностям и удержание верхними фалангами соседних пальцев.

7. Перекатывание шарика по столу и отбивание внутренними поверхностями ладоней.

8. Прокатывание шарика между двумя ладонями.

9. Прятать шарик в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.

10. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» шарик в середину ладони другой руки.

11. Прокатывать шарик по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья.

12. Скатывать шарик с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

13. Прокатывать шарик между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

14. Раскатывать шарик по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

15. Удерживать шарик между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

16.Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебные камешки МАРБЛС

Марбл (англ. marble, также означает «мрамор») — небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Эти шары различаютс...

Презентация мастер-класса "Волшебные камешки Марблс"

Призентация содержит краткое описание методического пособия, педагогические задачи, решаемые во время игры в "Марблс", виды игр в соответствии с задачами. Опыт работы педагога с детьми младш...

Волшебные камешки марблс

БУКЛЕТ "Волшебные камешки марблс"Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения,  мелкая моторика, мыслительные операц...

Волшебные камешки Марблс в развитие речи детей

laquo;Волшебные камешки Марблс в развитии речи детей».«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейк...

Методическая разработка конкурсного мероприятия Мастер-класс «Волшебные камешки Марблс»

Технология «Камешки Марблс» относится к здоровьесберегающим технологиям, так как она сочетает в себе развитие высших психических функций, решение познавательных задач, развитие коммуникати...

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Волшебные камешки Марблс»

У каждого из нас есть «педагогическая копилка» любимых игр для детей. Я бы хотела познакомить вас с одним из моих любимых методов игры – камешки Марблс....