«Реализация современных технологий ранней профориентации дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»
статья
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.
Далеко не со всеми профессиями ребенок может познакомиться в реальной жизни и увидеть трудовые операции, которые совершают специалисты разных профессий в своем ближайшем окружении. Эффективными формами получения таких сведений становятся: непосредственная образовательная деятельности, интерактивные экскурсии, просмотр видеоконтента, совместная деятельность педагога и воспитанников, самостоятельная свободная деятельность детей. Дети не только знакомятся с профессией по рассказам педагога, но и пробуют свои силы в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ranyaya_proforientatsiya_doshkolnikov.docx | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация современных технологий ранней профориентации дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»
2 слайд
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года говорится о том, что «развитие воспитания в системе образования предполагает подготовку личности к трудовой деятельности», для этого необходимо «развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей».
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели: формирование у детей положительного отношения к труду.
Вопросы организации ранней профориентации детей дошкольного возраста отражены в Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ 25 ноября 2022 года №1028.
Планируемые результаты на этапе завершения освоения ФОП ориентируют на проявление у ребенка положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям и самому себе; у ребенка появиться стремление заниматься социально значимой деятельностью.
В области социально-коммуникативного развития в сфере трудового воспитания основными задачами образовательной деятельности становятся: формирование представления о профессиях и трудовых процессах, о разнообразии взаимосвязи видов труда и профессий; о труде как ценности общества; воспитание бережного отношения к труду взрослых, к результатам их труда; развитие самостоятельности и инициативы в трудовой деятельности; знакомство детей с элементарными экономическими знаниями, формирование первоначальных представлений о финансовой грамотности; развитие интереса и самостоятельности в разных видах доступного труда, умения включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и сверстниками.
По поручению губернатора Костромской области Сергея Ситникова в регионе разработана и утверждена программа развития профориентационной работы с воспитанниками детских садов, учениками школ и студентами средних профессиональных и высших учебных заведений.
Программа направлена на формирование у детей и подростков осознанного стремления к получению инженерных специальностей и рабочих профессий технического профиля, востребованных экономикой Костромской области.
3 слайд
Исходя из этого в нашем дошкольном учреждении внедряются и активно используются современные образовательные технологии, направленные на раннюю профориентацию.
К современным образовательным технологиям относятся:
- технология проектной деятельности;
- технология организации сюжетно-ролевых игр;
- интегрированного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология макетирования. Дает возможность вариативного использования игрушек, предметов-заместителей, маркеров пространства, объединения разных по содержанию макетов;
- технология музея. Открывает широкие возможности для изучения мира профессий, знакомства с профессиями прошлого, настоящего и будущего.
4 слайд
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.
Далеко не со всеми профессиями ребенок может познакомиться в реальной жизни и увидеть трудовые операции, которые совершают специалисты разных профессий в своем ближайшем окружении. Эффективными формами получения таких сведений становятся: непосредственная образовательная деятельности, интерактивные экскурсии, просмотр видеоконтента, совместная деятельность педагога и воспитанников, самостоятельная свободная деятельность детей. Дети не только знакомятся с профессией по рассказам педагога, но и пробуют свои силы в различных видах деятельности. С каждой возрастной группой информация усложняется.
Большую роль в развитии этого направления играет организация реальных экскурсий, направленных на ознакомление с профессиями взрослых. Для этого в нашем дошкольном образовательном учреждении разработан ряд «образовательных маршрутов», целью которых является расширение кругозора, закрепление навыков общественного поведения, уточнение представления о работе людей различных профессий.
5 слайд
Дошкольный образовательный туризм является мощнейшим фактором познавательного развития дошкольников, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляем по трем направлениям:
- образовательная и воспитательная деятельность с воспитанниками;
- сотрудничество с семьями воспитанников;
- взаимодействие с социальными партнерами.
При организации экскурсий дети получают информацию о профессиях за пределами детского сада. Воспитанники имеют возможность исследовать свои способности к определенной профессии через «погружение в профессию», ознакомлением с трудовыми операциями и инструментами, которые необходимы людям разных профессий. Во время экскурсии дети получают возможность наблюдать за различными способами выполнения профессиональных действий человека определенной профессии. Демонстрируя трудовые действия, взрослый комментирует каждую операцию и даёт детям возможность задавать вопросы. Интерес детей к наблюдаемой работе взрослых возрастает, когда они могут выполнить хотя бы одну, доступную детям, функцию.
6 слайд
Приведем примеры организации образовательного туризма по ознакомлению дошкольников с профессиями и ранней профориентации.
- Образовательный маршрут «Мир прекрасного» в «Ветлужскую детскую музыкальную школу имени композитора Чистякова В.П.». Задачи маршрута: воспитание любви к музыке; развитие музыкальных и творческих способностей; знакомство с музыкальными инструментами; формирование начала музыкальной культуры; приобщение детей к деятельности в области искусства.
Дети знакомятся с профессиями: преподаватель музыки, исполнитель, дирижер, концертмейстер.
Для формирования положительного отношения у детей к музыкальным профессиям с 1 сентября 2023 года в рамках сетевого взаимодействия педагогами музыкальной школы осуществляется реализация дополнительной образовательной программы: «Коллективное музицирование: детский оркестр» с воспитанниками подготовительных к школе групп.
7 слайд
- Образовательный маршрут «Путешествие в страну питьевой воды» в ООО «Шарьинская минеральная вода».
Цель: ознакомление детей с производством питьевой бутилированной воды и профессиями данного предприятия.
Дети узнали, как попадает питьевая вода к нам в дом. Познакомились с профессиями: инженер-технолог, оператор, лаборант, биолог.
Полученные знания дети закрепили в рамках участия в региональном и всероссийском фестивале «Праздник Эколят – молодых защитников природы - 2022». Дети выступали в роли юных защитников водных ресурсов нашей планеты, побывали в роли лаборатнов-исследователей, которые узнали, как очистить воду, загрязненную машинным маслом с помощью древесного угля.
8 слайд
- Образовательный маршрут «МЧС. Пожарная охрана».
Цель: ознакомление с профессиями Министерства чрезвычайных ситуаций, их трудовыми операциями и инструментами. Вызвать интерес и уважение к профессии пожарного.
На такой экскурсии дети становятся не только наблюдателями, а активными участниками экскурсии. Они пробуют себя в роли водителя пожарной машины, примеряют на себя форму пожарного.
Такие экскурсии находят продолжение в организации работы в этом направлении уже в стенах детского сада. Организуются тематические встречи, посвященные вопросам безопасности в разные периоды времени года.
9 слайд
- Образовательный маршрут «Волшебная посылка».
Цель: формирование представлений о труде работников почтового отделения, о значимости их труда.
Дети все меньше получают знания о традиционных профессиях. Взрослые в основном пользуются современной техникой передачи информации. В рамках экскурсии, сотрудники почты познакомили детей с местами, где хранятся письма и посылки, рассказали каким образом они доходят до адресата.
10 слайд
Продолжением работы по ознакомлению детей с работой почты стало участие во всероссийском проекте «Живые письма дошкольников» с августа 2023 года. Цель данного проекта: организация переписки среди детей дошкольного возраста разных городов. В рамках этого проекта дети не только знакомятся с родной страной, но и находят друзей, посредствам «живой» переписки с такими же дошколятами. Ребята отправляют не обычные письма, а письма, изготовленные своими собственными руками (открытки, тематические альбомы, дидактические игры и другое).
11 слайд
- Образовательный маршрут в МБУ СОШ школу №3, №7.
Цель: расширение и обобщение знаний детей об образовательных учреждениях города. Воспитывать интерес к предстоящему обучению в школе, уважение к труду учителя.
Дети знакомятся с профессией учитель, с правилами поведения в школе, ее помещениями и другим. Это позволяет им не только узнать о трудовых операциях данной профессии, но и иметь представление о предстоящем обучении в школе.
Информация, полученная на данной экскурсии, находит продолжение и отражение в игровой деятельности детей. Дети моделируют подобную ситуацию в сюжетоно-ролевой игре, подбирают различные атрибуты для нее, используют игрушки-заместители, изготавливают необходимый материал самостоятельно.
Опыт работы организации образовательного туризма показывает, что посещение таких мест позволило детям получить яркие незабываемые впечатления, заглянуть в мир «живого» производства.
Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, проявляется интерес и склонность к конкретной профессии.
12 слайд
Сотрудничество с семьями воспитанников заключается в ориентации дошкольников на непосредственный профориентационный пример. Для детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как их папа и мама. Поэтому, в детском саду завели традицию «Встреча с интересными людьми». Данная форма работы показывает ребенку значимость семьи, расширяет сферу познавательной деятельности.
13 слайд
Со старшего дошкольного возраста, при непосредственном участии родителей в рамках экскурсионной работы, была разработана и реализована сюжетно-ролевая игра на тему ознакомления с профессией репортер. Дети брали интервью у сотрудников детского сада.
Представляем вашему вниманию фрагмент видеорепортажа, который получился у наших воспитанников.
14 слайд
Результативность работы по ранней профориентации подтверждают стабильно высокие показатели и награды воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
В 22022 году воспитанница детского сада стала победителем Международного чемпионата Baby Skills в номинации «Мастер сервировки» в компетенции «Ресторанный сервис».
В учреждении систематически ведется методическая работа по ранней профориентации. Ранее, функционировало методическое объединение педагогов ДОУ по данной тематике.
В апреле 2023 года в рамках организационного, методического и информационно-технического сопровождения функционирования региональных инновационных площадок Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в целях распространения инновационного опыта работы дошкольных образовательных организаций, автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» совместно с муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением города Нижневартовска детский сад №86 «Былинушка», имеющим статус инновационной площадки, проводили межрегиональный семинар-практикум «Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации». Воспитатель Малышева Л.Е. приняла участие в данном семинаре с выступлением на тему: «Опыт реализации мероприятий по ранней профориентации дошкольников в дошкольном образовательном учреждении».
В октябре 2023 года в рамках участия в межрегиональном семинаре-практикуме «Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации» на базе МАДОУ г. Нижневартовска ДС №86 «Былинушка», старший воспитатель Глушкова Е.О. и воспитатель Шаранова О.Н. выступили с докладом на тему: «Реализация современных технологий ранней профориентации дошкольников в дошкольном образовательном учреждении».
15 слайд
С 1 сентября 2023 года на базе детского сада организовано городское МО по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Поиграем в профессии». Руководитель: Шаранова О.Н.
В 2023 году детский сад № 18 «Родничок» стал участником образовательного кластера среднего профессионального образования по отрасли «Педагогика» федерального проекта «Профессионалитет» создаваемого на базе Шарьинского педагогического колледжа Костромской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение информационно - коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения в рамках реализации образовательной программы»
Статья посвящена проблеме реализации информационно-коммуникационных технологий в системе музыкального образования детей. Рассматриваются возможности данных технологий на занятиях в процессе разных вид...
Консультация для педагогов "Технологии ранней профориентации дошкольников"
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в раз...
Консультация для педагогов "Технологии ранней профориентации дошкольников"(презентация)
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в раз...
ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
В статье раскрывается актуальность проблемы организации ранней профориентации в условиях дошкольного образовательного учреждения. Автор выделяет и дает описание направлений работы по ранней профориент...
«Реализация современных технологий ранней профориентации дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»
Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели: формирование у детей положительного отношения к труду....
«Использование современных форм и методов ранней профориентации в условиях дошкольной образовательной организации»
Труд становится великим воспитателем,когда он входит в жизнь наших воспитанников,дает радость дружбы и товарищества,развивает пытливость и любознательность,рождает новую красоту в...
Современные образовательные технологии ранней профориентации дошкольников
Программа региональной стажировочной площадки...