Рукотворная игрушка, как средство художественного воспитания старших дошкольников.
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель программы: Привлечение интереса и любви к русской тряпичной кукле как виду
народного художественного творчества через изготовления образцов
кукол.
Задачи: 1 Содействовать в развитии эстетического восприятия образцов народной игрушки, способствовать эмоционально откликаться на воздействия художественного образа.
2 Знакомить с народными традициями в которых были задействованы тряпичные
куклы.
3 Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами
4 Развивать творческие способности.
5 Формировать творческие отношения к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности.
6 Прививать любовь к обычаям предков.
7 Воспитывать трудолюбие, развитие художественного вкуса.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.
Продолжительность занятия-30 минут
Общее количество учебных занятий в год-32.
Мониторинг по выявлению знаний, умений и навыков (диагностика) проводиться 2 раза в год (вводный- в сентябре, итоговые- в мае). Основные методы мониторинга- естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_kuklyatki_i_konspekt.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования по разделу" Художественное творчество"- Рукотворная игрушка, как средство художественного воспитания старших дошкольников.
Автор: Шкуренко А. А, воспитатель МДОБУ №30 "Сказка".
Рецензенты: Савочкина Н. С, заведующая МДОБУ "Детский сад общеразвивающего вида" №30, методист Крутик И.А, МДОБУ №30.
Пояснительная записка.
Игра-игрушка- это часть народной традиции. В далёком прошлом с их помощью обучали действию к труду, они были необходимы чтобы передать накопленный трудовой опыт.
Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и в крестьянских избах. С давних времён кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она тоже являлась предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подарком к празднику.
Считалось, что детские игры могут принести богатство, счастливый брак, или же наоборот, несчастье. В народе замечали: когда дети долго и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно- беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребёнком. Важную роль отводили кукле- она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. Ребёнок не только играл в куклы, но стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждала его к труду, творчеству .Кукла как символ становилась участницей многих ритуальных обрядов и праздников.
Наиболее распространённой игрушкой в России была тряпичная кукла. В игре ребёнок приобщался к культуре своего народа. В ней формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы. Тряпичных кукол дети начинали "вертеть" с пяти лет. С большим старанием куклу " рядили", зная что по ней будут судить о вкусе и мастерстве хозяйки .Кукле пришивали косу .А вот лицо ей не делали- она оставалась безликой.
"Безликость" следы древней "обережной роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла "с лицом" обретала душу и становилась опасной для ребёнка, а "безликая" считалась предметом неодушевлённым и не могла ему навредить. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробках, запирали в ларчиках, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешали брать в гости, их клали в приданье. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Относились к игре очень серьёзно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.
В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно что по разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить по назначению -на игровые, обереги и обрядовые: по образцу- на куклу-крестьянку и куклу барыню, по способу изготовления- на сшивную и не сшивную (закрутку).
Цель программы: Привлечение интереса и любви к русской тряпичной кукле как виду
народного художественного творчества через изготовления образцов
кукол.
Задачи: 1 Содействовать в развитии эстетического восприятия образцов народной игрушки, способствовать эмоционально откликаться на воздействия художественного образа.
2 Знакомить с народными традициями в которых были задействованы тряпичные
куклы.
3 Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами
4 Развивать творческие способности.
5 Формировать творческие отношения к качественному осуществлению художественно-продуктивной деятельности.
6 Прививать любовь к обычаям предков.
7 Воспитывать трудолюбие, развитие художественного вкуса.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.
Продолжительность занятия-30 минут
Общее количество учебных занятий в год-32.
Мониторинг по выявлению знаний, умений и навыков (диагностика) проводиться 2 раза в год (вводный- в сентябре, итоговые- в мае). Основные методы мониторинга- естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности.
Содержание программы.
Содержание программы может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала, индивидуальных интересов и потребностей обучаемой группы
Тематика предполагаемых занятий отражена в следственной направленности:
1 История возникновения кукол.
2 Характеристика и технология возникновения кукол.
3 Составление эскизов задуманной игрушки.
4 Изготовления игрушек.
5 Работа детей совместно с родителями.
6 Выставочная деятельность.
Методы обучения:
- методы эмоционального стимулирования художественно - практической деятельности (создание ситуаций успеха, поощрения, использование игровых ситуаций с помощью изготовления детьми кукол).
- методы развития познавательного интереса ( создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки, создание ситуации творчества)
Материалы, инструменты, приспособления, необходимые для работы:
- лоскуты ткани из хлопка, льна, шёлка.
- швейные нитки №40, пряжа.
-вата, отходы ватина, синтепона.
№ | Тема | Кол-во часов | Задачи | Оснащение | ||
1 | Техника безопасности | 1 | знакомить с техникой безопасности при работе с ножницами | Карты по технике безопасности | ||
2 | Изучение истории возникновения кукол | 1 | познакомить с историей возникновения кукол | Книги, иллюстрации. | ||
3 | История тряпичных кукол | 1 | Знакомство с историей тряпичной куклы на Руси | Журналы, книги, комп оснащение. | ||
4 | Характеристика и технология изготовления игровых кукол | Знакомство с игровыми куклами, технология изготовления. | Книги, журналы | |||
5 | Техника изготовления "Зайчик на пальчик | 2 | Формировать практические навыки при работе с текстилем | Носовой платок, нитки | ||
6 | "Узелковая" | 2 | Ткань 15*15см, нитки | |||
7 | " Столбушка" | 2 | Ткань15*40см 15*15см, нитки | |||
8 | Характеристика изготовления обрядовых кукол | 1 | Знакомство с обрядовыми куклами | Журналы, комп оснащение | ||
9 | " Мартиничка" | 1 | Практические навыки при работе с текстилем | Ткань25*25см, пряжа | ||
10 | "Пасхальная голубка" | 2 | Носовой платок | |||
11 | "Мировое дерево" | 2 | ||||
12 | "Куватка" | 2 | ||||
13 | Характеристика изготовления обереговых кукол | 1 | Знакомство с обрядовыми куклами | |||
14 | " Пеленашка" | 1 | Технология изготовления, работа с текстилем | Ткань 10*20см Ткань20*20см, пряжа, нитки. | ||
15 | " День-ночь" | 1 | Ткань белая и чёрная 20*20см,нитки | |||
16 | " Вепская кукла" | 2 | Ткань15*20 см 20*20см | |||
17 | "Колокольчик" | 1 | 5шт ткани30*30см | |||
18 | " Северная берегиня" | 1 | Прямоуг 10*20см, нитки | |||
19 | Самостоятельная деятельность детей к изготовлению тряпичных кукол по желанию | 3 | Формировать творческие отношения к художественно продуктивной деятельности | Ткань разной фактуры, нитки, тесьма | ||
20 | Работа детей совместно с родителями | 1 | ||||
21 | Мастер-класс по изготовлению кукол | 2 | ||||
22 | Оформление музея «Куклы , куколки, куклятки» | 1 |
Список литературы
1. Дайн Г. Д "Детские народные промыслы"
2.Демидова " Моя народная кукла"
3. Дикова С. И."Шьём тряпичные куклы"
4. Колесникова " Праздник на Руси православной"
5. Кукольный сундучок" Традиционные народные куклы своими руками" (М Терра-1998)
6. Осипенко Г. П. " Столбик против Барби2
Список детей.
1 Панкратов Семён
2 Перевалова Полина
3Герасимова Ксения
4Зверева Милана
5Ионов Максим
6Сабиров Серёжа
7 Кухта Лада
8 Перфильева Злата
9 Ни Соня
10 Новикович Женя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников
Данный опыт работы представлен воспитателем МОУ СОШ №37 (детский сад №123) Тимофеевой Мариной Борисовной в системе работы по экологическому воспитанию старших дошкольников. В э...
«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников».
КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ ВАЖНОСТЬ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...
опыт работы "Дымковская народная игрушка как средство развития у старших дошкольников изобразительных способностей в лепке"
обобщение опыта воспитателя...
Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников"
Проект разрабатывался для старшей группы....
Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников
итоговая аттестационная работа...
Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников
В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...
Мастер-класс "Дымковская игрушка"-как средство патриотического воспитания старших дошкольников
Патриотическое воспитание ребенка через народно-прикладное творчество ("Дымковская игрушка")...