Рукотворная игрушка, как средство художественного воспитания старших дошкольников.
методическая разработка (подготовительная группа)

Шкуренко Анна Анатольевна

Цель программы: Привлечение интереса и любви к русской тряпичной  кукле как виду

                              народного художественного  творчества через изготовления образцов

                               кукол.

Задачи: 1 Содействовать в развитии эстетического восприятия  образцов                                                  народной игрушки, способствовать эмоционально откликаться на                                                воздействия художественного образа.

               2 Знакомить с народными традициями в которых были задействованы тряпичные 

                  куклы.

               3 Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными                                    материалами

               4 Развивать творческие способности.

               5 Формировать творческие отношения к качественному осуществлению                                    художественно-продуктивной деятельности.

                6 Прививать любовь к обычаям предков.

                7 Воспитывать трудолюбие, развитие  художественного вкуса.

 

Программа предполагает проведение  одного занятия в неделю, во вторую половину дня.

Продолжительность занятия-30 минут

Общее  количество  учебных занятий  в год-32.

Мониторинг по выявлению знаний, умений и навыков (диагностика) проводиться 2 раза в год (вводный- в сентябре, итоговые- в мае). Основные методы мониторинга- естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kuklyatki_i_konspekt.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования по разделу" Художественное творчество"- Рукотворная игрушка, как средство художественного воспитания старших дошкольников.

Автор: Шкуренко А. А, воспитатель МДОБУ №30 "Сказка".

Рецензенты: Савочкина Н. С, заведующая МДОБУ "Детский сад общеразвивающего вида" №30, методист Крутик И.А, МДОБУ №30.

Пояснительная записка.

Игра-игрушка- это часть народной традиции. В далёком прошлом с их помощью обучали действию к труду, они были необходимы чтобы передать накопленный трудовой опыт.

Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и в крестьянских избах. С давних времён кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для  взрослых она тоже являлась предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить сувениром и подарком к празднику.

Считалось, что детские игры могут принести богатство, счастливый брак, или же наоборот, несчастье. В народе замечали: когда дети долго и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно- беда. Верили,  что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребёнком. Важную роль отводили кукле- она была символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. Ребёнок не только играл в куклы, но стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждала его к труду, творчеству .Кукла как символ становилась  участницей многих ритуальных обрядов и праздников.

Наиболее распространённой игрушкой в России была тряпичная кукла. В игре ребёнок приобщался к культуре своего народа. В ней формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы. Тряпичных кукол дети начинали "вертеть" с пяти лет. С большим старанием куклу " рядили", зная что по ней будут судить о вкусе и мастерстве хозяйки .Кукле пришивали косу .А вот лицо ей не делали- она оставалась безликой.

"Безликость" следы древней "обережной роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла "с лицом" обретала душу и становилась опасной для ребёнка, а "безликая" считалась предметом неодушевлённым и не могла ему навредить. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробках, запирали в ларчиках, брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешали брать в гости, их клали в приданье. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Относились к игре очень серьёзно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно что по разному делали и тряпичных кукол. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить по назначению -на игровые, обереги и обрядовые: по образцу- на куклу-крестьянку и куклу барыню, по способу изготовления- на сшивную и  не сшивную  (закрутку).

Цель программы: Привлечение интереса и любви к русской тряпичной  кукле как виду

                              народного художественного  творчества через изготовления образцов

                               кукол.

Задачи: 1 Содействовать в развитии эстетического восприятия  образцов                                         народной игрушки, способствовать эмоционально откликаться на                                 воздействия художественного образа.

               2 Знакомить с народными традициями в которых были задействованы тряпичные  

                  куклы.

               3 Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными                         материалами

               4 Развивать творческие способности.

               5 Формировать творческие отношения к качественному осуществлению                                 художественно-продуктивной деятельности.

                6 Прививать любовь к обычаям предков.

                7 Воспитывать трудолюбие, развитие  художественного вкуса.

Программа предполагает проведение  одного занятия в неделю, во вторую половину дня.

Продолжительность занятия-30 минут

Общее  количество  учебных занятий  в год-32.

Мониторинг по выявлению знаний, умений и навыков (диагностика) проводиться 2 раза в год (вводный- в сентябре, итоговые- в мае). Основные методы мониторинга- естественный эксперимент, педагогическое наблюдение, беседы с детьми, анализ продуктов творческой деятельности.

Содержание программы.

Содержание программы может варьироваться  в зависимости от степени усвоения материала, индивидуальных интересов и потребностей обучаемой группы

Тематика предполагаемых занятий отражена в следственной направленности:

1 История возникновения кукол.

2 Характеристика  и технология возникновения кукол.

3 Составление эскизов задуманной игрушки.

4 Изготовления игрушек.

5 Работа детей совместно с родителями.

6 Выставочная  деятельность.

Методы обучения:

- методы эмоционального стимулирования художественно - практической деятельности (создание ситуаций успеха, поощрения, использование игровых ситуаций с помощью изготовления детьми кукол).

- методы развития познавательного интереса ( создание познавательной ситуации: удивительные факты, загадки, создание ситуации творчества)

Материалы, инструменты, приспособления, необходимые для работы:

- лоскуты ткани из хлопка, льна, шёлка.

- швейные нитки №40, пряжа.

-вата, отходы ватина, синтепона.

Тема

Кол-во часов

Задачи

Оснащение

1

Техника безопасности

1

знакомить с техникой безопасности при работе с ножницами

Карты по технике безопасности

2

Изучение истории возникновения кукол

1

познакомить с историей возникновения кукол

Книги, иллюстрации.

3

История тряпичных

кукол

1

Знакомство с историей тряпичной куклы на Руси

Журналы, книги, комп оснащение.

4

Характеристика и технология изготовления игровых кукол

 Знакомство с игровыми куклами, технология изготовления.

Книги, журналы

5

Техника изготовления "Зайчик на пальчик

2

Формировать практические навыки при работе с текстилем

Носовой платок, нитки

6

"Узелковая"

2

Ткань 15*15см,

нитки

7

" Столбушка"

2

Ткань15*40см

           15*15см, нитки

8

Характеристика изготовления обрядовых кукол

1

Знакомство с обрядовыми куклами

Журналы, комп оснащение

9

" Мартиничка"

1

Практические навыки при работе с текстилем

Ткань25*25см,

пряжа

10

"Пасхальная голубка"

2

Носовой платок

11

"Мировое дерево"

2

12

"Куватка"

2

13

Характеристика изготовления обереговых кукол

1

Знакомство с обрядовыми куклами

14

" Пеленашка"

1

Технология изготовления, работа с текстилем

Ткань 10*20см

Ткань20*20см, пряжа, нитки.

15

" День-ночь"

1

Ткань белая и чёрная 20*20см,нитки

16

" Вепская кукла"

2

Ткань15*20 см

           20*20см

17

"Колокольчик"

1

5шт ткани30*30см

18

" Северная берегиня"

1

Прямоуг 10*20см, нитки

19

Самостоятельная деятельность детей к изготовлению тряпичных кукол по желанию

3

Формировать творческие отношения к художественно продуктивной деятельности

Ткань разной фактуры, нитки, тесьма

20

Работа детей совместно с родителями

1

21

Мастер-класс по изготовлению кукол

2

22

Оформление музея  «Куклы , куколки, куклятки»

1


 Список литературы

1. Дайн Г. Д "Детские народные промыслы"

2.Демидова " Моя народная кукла"

3. Дикова С. И."Шьём тряпичные куклы"

4. Колесникова " Праздник на Руси православной"

5. Кукольный сундучок" Традиционные народные куклы своими руками" (М Терра-1998)

6. Осипенко Г. П. " Столбик против Барби2

Список детей.

1 Панкратов Семён

2 Перевалова Полина

3Герасимова Ксения

4Зверева Милана

5Ионов Максим

6Сабиров Серёжа

7 Кухта Лада

8 Перфильева Злата

9 Ни Соня

10 Новикович  Женя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников

Данный опыт работы представлен воспитателем МОУ СОШ №37 (детский сад №123) Тимофеевой Мариной Борисовной в системе работы по экологическому воспитанию старших дошкольников.     В э...

«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников».

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ  ВАЖНОСТЬ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Художественная литература как средство патриотического воспитания старших дошкольников

В данной статье описаны способы использования удоественной литературы с детьми дошкольного возраста в целях патриотического воспитания. Представлен перечень проанализированных и подобранных в соответс...

Мастер-класс "Дымковская игрушка"-как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Патриотическое воспитание ребенка через народно-прикладное творчество ("Дымковская игрушка")...