Обзор методической литературы
методическая разработка

Портенко Валентина Геннадьевна

Обзор методической литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obzor_metodicheskoy_literatury.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Обзор методической литературы для педагогов

по работе с детьми раннего возраста»

С 1сентября этого года свою работу мы планируем по ФОП ДО. Федерально образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально – культурных традициях Российской Федерации, знающих историю и культуру своей Родины.

Но мы можем использовать любой УМК, который соответствует ФОП ДО.

По социально-коммуникативному развитию мы предлагаем использовать методические пособие «Адаптация к детскому саду ребенка раннего возраста». Данная книга поможет педагогам образовательных учреждений создать оптимальные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к формам и условиям социальной жизни. Авторы дают конкретные рекомендации педагогам и родителям для поддержки ребенка в период адаптации. Приводят план вхождения ребенка в группу детского сада, пример дневника индивидуального развития.

В пособии «Адаптационные игры для детей раннего возраста» представлены проверенные практикой антистрессовые игры для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Эти же игры рекомендуется использовать более широко: для преодоления негативных реакций ребенка и гармонизации его психического состояния.

В пособии «Первые игры и игрушки игровая среда от рождения до трех лет» представлены ответы на самые острые вопросы, связанные с организацией «умной» игровой среды для детей от рождения до трех лет в условиях вариативного образования. Авторы раскрывают особенности развития детей первого, второго, третьего года жизни. Дают четкие критерии выбора игрушек и игровой среды. Предлагают конкретные перечни развивающих игрушек и игрового оборудования.

В пособии «Дидактические игры для детей раннего возраста» обосновано значение дидактических игр для воспитания детей раннего возраста и описаны серии дидактических игр, систематизированы по пяти образовательным областям. Представлены классические и авторские игры.

В пособие «Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста» описаны психолого-педагогические основы гармонизации взаимодействия педагога и родителей детей раннего возраста. Представлена авторская технология организации взаимодействия взрослых в образовательном пространстве. Представлены критерии совместного мониторинга процессов развития ребенка раннего возраста.

В познавательном развитии в работе с детьми раннего возраста мы предлагаем использовать методические пособия: «Познание окружающего мира в раннем детстве.» В нем описаны содержание, методика и диагностика познавательного развития детей от рождения до трех лет. Книга дает ответы на вопросы, как создать оптимальные условия для познания малышом окружающего мира и самого себя.

В пособии «Экологическое воспитание детей третий год жизни» представлена система образовательной работы по экологическому воспитанию, основанная на результатах многолетних исследований известного ученого-педагога С.Н. Николаевой. Автор описывает содержание наблюдений, развивающих занятий, игр и досугов в первой младшей группе.

В пособии «Познавательное развитие детей третьего года жизни» представлена целостная система образовательной работы, направленной на познавательное развитие детей третьего года жизни. Включает методические рекомендации, календарно-тематическое планирование и сценарии образовательных ситуаций по 36 темам.

Для формирования математических представлений используем методическое пособие И.А. Помораева, В.А. Позина. Предлагаемое методическое пособие, поможет педагогам в организации занятий. В этом пособии представлена система работы по формированию у детей 2- 3 лет элементарных представлений. Предложенная система включает комплекс игровых занятий и упражнений, разнообразных методов и приемов обучения детей математике.

         

«Речевое развитие детей третьего года жизни» и представлено автором  О.С.Ушаковой в пособии описана система образовательной работы по становлению языковой личности и развитию речи детей в первой младшей группе детского сада. Автор дает общую характеристику речевого развития детей третьего года жизни, приводит конкретные методические рекомендации и предлагает 32 конспекта развивающих занятий, основанных на результатах многолетних научных исследований. Чтение художественной    представлено пособием. «Хрестоматия для младшей группы» (Хрестоматия 2-3г)

         Художественно-эстетическое развитие

В пособии «Изобразительная деятельность в детском саду». Т.С. Комаровой.

Представляет вариант календарно-тематического планирования и описывает          занятий по лепке, аппликации, рисованию на учебный год. Поможет создать оптимальные условия для приобщения детей к изобразительному искусству в образовательной среде.

Пособие «Приобщаем малышей к народной культуре третий год жизни»  представляет систему интегрированных занятий для приобщения детей третьего года жизни к народной культуре. В каждом сценарии спроектировано доступное возрасту содержание: фольклор, декоративно-прикладное искусство, народные игры и игрушки, музыкальный фольклор, национальная кухня, народные праздники.

В книге «Музыкальные минутки для малышей»  включены материалы для музыкальных занятий и развлечений с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, которые помогут обновить репертуар для занятий с детьми, организовать музыкальный праздник и развлечение.

 

Методическое пособие Л.Н. Волошина Т.В Курилова « Физическое развитие детей третьего года жизни.»  Авторы в доступной форме рассказывают о тех изменениях, которые происходят в развитии мозговых структур, сенсорных и моторных системах ребенка. Знание о том, как развитие мозга связано с  органами чувств и движениями, даст возможность педагогам и родителям понять особенности поведения малыша, организовать его полноценное взаимодействие с окружающим миром.

В книге «Физическое развитие детей третьего года жизни» представлены основные задачи физического развития и воспитания детей. Приведены конкретные методические рекомендации. Предложен вариант педагогической диагностики для оценки  индивидуального физического развития ребенка.

Дидактические комплекты «Курочка-рябушка», «Кисонька-Мурысонька», «Несет меня лиса», «Сорока-Белобока», входят в методическое сопровождение авторской программы развития и воспитания детей раннего возраста «Теремок»

Каждый комплект содержит цветные картонные карточки с иллюстрациями к          народных потешек и развивающими беседами с детьми двух четырех лет. Иллюстрации доступны восприятию малышей и привлекают их яркостью, красочностью, добротой. Беседы направлены на познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие ребенка с учетом его индивидуальности.  

В заключении хочу сказать, что использование представленной методической литературы позволяет педагогам грамотно и систематично организовывать педагогический процесс с воспитанниками, используя разнообразные формы работы.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор методической литературы по логоритмике.

Здесь представлены книги и авторы разных возрастов по логоритмике....

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы и интернет-сайтов по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников средствами музыкальных искусств»

Обзор журналов "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководителя" за 2013-2015, где можно найти материал по теме:"Духовно-нравственное воспитание дошкольников", ...

Обзор методической литературы. Игровая деятельность в педагогическом образовании дошкольников.

Игровая деятельность в педагогическом образовании дошкольников....

Обзор методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию

Вашему вниманию предлагается обзор учебно-методической литературы, пособий, утверждёнными ФГОС по формированию нравственно-патриотического воспитания. Данные материалы предназначены для организации об...