Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в новой системе дошкольного образования
статья
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача педагогов выстроить эффективное взаимодействие с семьёй.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_reg._.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональная научно-практическая конференция
«Повышение качества педагогического процесса в ДОУ как приоритетное направление совершенствования образования»
Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в новой системе дошкольного образования
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача педагогов выстроить эффективное взаимодействие с семьёй.
В нашем детском саду основными принципами при организации работы в рамках новых форм работы с семьей стали:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды в ДОУ.
Рассмотрим один из них. Известно, что огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка.
Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов и т.д.
Детский сад достаточно интересная для ребенка микросреда, которая должна составлять первые моменты его знакомства с миром. В детском саду мы стремимся создать такие условия, посредством которых каждый ребенок удовлетворит свои запросы и стремления, чтобы детский сад стал для него теплым, уютным, родным домом, открытым для него, его друзей, воспитателей и родителей, где он может получить удовлетворение своих потребностей в двигательной игровой, познавательной деятельности.
В ДОУ этот дом представляет предметно - развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
На родительских собраниях мы уделяли большое значение предметно-развивающей среде ДОУ. Раскрыли ее возможности и значимость в жизни детей дошкольного возраста. Воспитатели предложили родителям быть непосредственными участниками, создающими предметно-развевающею среду. Объясняя назначение зон развития, раскрывая их цели и задачи, мы непосредственно вовлекали родителей в этот процесс. Индивидуальный и дифференцированный подходы оказываются наиболее эффективными.
Мы понимали, что игрушка сделанная руками родителей при непосредственной помощи ребенка бесценна.
Изготовленная когда то с любовью кроватка для куклы дочке, переходит в семьях из поколения в поколение, родители говорят своим детям: «В эту кроватку укладывала куклу и твоя бабушка». А мальчику выпиливая лошадку из фанеры, изготавливая доску для игры в шахматы, папы передавали свой опыт. И от этих игрушек исходит тепло, потому что сделаны они были с любовью, с желанием доставить ребенку радость.
Поэтому было решено совместно с родителями, организовать мастерскую, где родители совместно с детьми и педагогами изготавливали атрибуты в уголки. В свободное время родители с воспитателями и детьми рисуют, шьют, вяжут, придумывают интересные игры, нестандартное оборудование для группы. Совместные работы оказались очень разнообразными, интересными, творческими. Многие поделки и пособия дошкольники используют для конструкторской и игровой деятельности.
В физкультурном зале расположилась необычная экспозиция спортивных атрибутов и снарядов, созданных из подручного и бросового материала. Очень много было изготовлено нестандартного оборудования. Например, массажная дорожка из бросового материала, изобретенная педагогами 2 младшей - средней группы, используется для профилактики плоскостопия у детей.
Использование нестандартного физкультурного игрового оборудования позволяет совершенствовать моторные умения и навыки ребенка, накопления им двигательного и творческого опыта. Необходимо, чтобы потребность ребенка в движениях, которую он испытывает с первых дней своей жизни, поощрялась взрослыми.
Не всегда родители сразу откликаются на наши призывы. Поэтому педагоги и сотрудники БДОУ стараются лично принять участие в таких мероприятиях, своим примером увлечь родителей. Так прошла персональная выставка наших сотрудников «Все лучшее детям».
Ежегодно в начале нового учебного года в нашем ДОУ проводится «Смотр-конкурс по обновлению предметно-развивающей среды», где выступают в качестве жюри, не только воспитатели, но и сами родители.
При недостаточном финансировании, привлекая к различным мероприятиям в детском саду родителей дошкольников, мы смогли реализовать возможность по организации предметно - развивающей среды.
Поддержав инициативу и стремление родителей, совместно были, создали альбомы, которые назвали «село Литковка», дополнили и расширили зоны развития:
- уголок физического развития
- минибиблиотеку,
- уголок музыкального развития
- патриотический уголок
- центр искусства и творчества
- центр строительства
- центр кулинарии
- центр драматизации
- уголок природы
- уголок дежурства
- уголок ряжения и театра
Был создан новый элемент развивающей предметной среды - лаборатория. Она создалась родителями для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности, что способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
В целях стимулирования родителей в торжественной обстановке они награждаются дипломами и подарками. Сколько же радости и гордости за своих родителей мы видим в глазах ребятишек, когда им вручают дипломы и призы.
Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду, объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании и развития детей. Поэтому, педагогический коллектив продолжает поиск различных форм сотрудничества с родителями наших воспитанников, добивается, чтобы игрушка сегодня становилась не только источником игровой деятельности малышей, но и открывала возможности для воспитания взрослых. Ведь, прежде чем принести свою поделку или игрушку в детский сад, они всей семьей ее обыгрывают, заинтересовывают ребенка игрой, обсуждают, в какие игры будет играть этой игрушкой с товарищами. Согласитесь, что в наше время у большинства родителей, по разным причинам, немного свободного времени для общения со своими детьми. А в процессе совместной игры происходит сближение взрослого и ребенка, познание друг друга, формирование ребенка как личности. Так как через игру можно сформировать у ребенка характер, волевые качества, заложить нравственные основы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды дома
Данный материал предназначен для консультаций с родителями или выступлении на родительском собрании. В нем идет речь о том как можно организовать развивающую среду для ребенка дома....
Рекомендации родителям по созданию предметно-развивающей среды дома «Нетрадиционные техники рисования»
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей....
"Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье".
Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми....
Рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников как в дошкольной образовательной организации, так и в домашних условиях определены федеральным ...
Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода
Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и «Типовым положением» о до...
Рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в домашних условиях
Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС) для дошкольников как в дошкольной образовательной организации, так и в домашних условиях....