Консультация: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
консультация (младшая группа)

Шурыгина Татьяна Николаевна

О цветовосприятии как наиважнейшей способности в сенсорном воспитании ребенка 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».

Подготовила воспитатель

группы раннего возраста

Шурыгина Т.Н.

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети – это цвет. Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств сенсорного развития детей, один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. На втором-третьем году жизни необходимо первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определённых предметов, по которому данные предметы можно узнать.

Но без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие ребенка не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а может быть даже неверным. Поэтому считают, что сенсорное воспитание очень актуально для детей раннего возраста. Исходя из возрастных особенностей психического развития детей, считают, этот период благоприятным для решения этой задачи. Недаром профессор Н.М. Щелованов называл этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. У детей раннего возраста уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего сенсорного развития. В формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете педагоги Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Семенова В.Я. выделяют ряд этапов.

Первый этап – отождествление и идентификация предметов. Первоначально следует научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые – неодинаковые, контрастные). Таким образом, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой – не такой, одинаковый – разный. Лишь после того как ребенок будет обучен и освоит навык идентификации предметов в целом, можно переходить к отождествлению отдельных признаков и качеств предметов.

Второй этап – обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов – цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».

Третий этап – соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.

Четвертый этап – выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал предмет определенного цвета. 

Пятый этап – формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет. Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы. Взрослый оказывает ребенку дозированную помощь, используя различные способы речевой поддержки: называет цвет сам и просит повторить название, подсказывает первую букву или задает наводящий вопрос. На более продвинутом этапе детям предлагают кроме основных четырех цветов добавить также белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвета спектра.

Шестой этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

Седьмой этап – обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.).

Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) детьми раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применять их «опредмеченные» наименования. При ознакомлении с цветом взрослый предлагает детям сравнения: красный, как ягодка, зелёный, как травка и т.д.

В результате теоретического исследования литературы можно сделать выводы: что дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребёнок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зелёный или какой-либо другой цвет. Устойчивой связи между словами – названиями цвета и конкретным цветом ещё не образовалось. Полное слияние слов – названий цвета с их конкретным содержанием у детей происходит только к пяти годам. Что все психологи и педагоги считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Эта работа должна проводиться системно в процессе специальных мероприятий: занятий, наблюдений на природе, в повседневной жизни, в разнообразных дидактических играх.

        Литература:

1. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М.: Просвещение, 1996 – 154с.

2. Венгер Л. А., Венев И. Д. Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве.— В кн.: Формирование восприятия цвета у дошкольников, Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 2009. – 278c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"

Окружающий мир порожает цветовым многообразием и изменчивостью цвета, предметов и явлений. Цвета имеют свойства по разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челов...

Семинар-практикум "Восприятие цвета детьми раннего возраста через систему дидактических игр"

Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Цвета имеют свойства по-разному воздействовать на людей, вызывать самые разнообразные эмоции. У каждого челове...

Восприятие цвета детьми раннего возраста

Основы чувственного восприятия цвета заложены в физиологической природе самого человека и способны развиваться с детства. Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, ребенок обладает ...

Консультация "Эмоциональное восприятие прекрасного детьми раннего возраста на музыкальных занятиях"

В своей работе я широко использую малые фольклорные жанры. Малыши откликаются на потешки, попевки, поговорки, колыбельные, созданные русским народом, вобравшие в себя всю мудрость, доброту,  нежн...

Консультация для родителей Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста

Консультация для родителейРазвитие восприятия цвета детьми раннего возраста...

Статья на тему: "Восприятие цвета детьми раннего возраста с нарушением зрения"

Восприятие цвета детьми раннего возраста с нарушением зрения затруднено из-за трудностей зрительного отражения, однако,в то же время, оно является необходимым для развития зрительного восприятия, в це...

Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста.

Цвет является значимым свойством окружающего нас мира, но его нельзя выделить практическим путем, в ходе действия с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую вли...