Детское научно-практическая конференция в подготовительной группе "Почемучка"
методическая разработка (подготовительная группа)

Григорьева Карина Борисовна

Цель: формирование у детей основы экологической культуры.

Задачи:

Образовательные:

-ознакомление детей с составом земли с тем, как образуется почва, выяснить от чего зависит плодородие почвы;

- упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы;

-обеспечить участие родителей в организации детской проектной деятельности.

Развивающие:

- развивать у детей познавательно – исследовательскую активность (с использованием экспериментальной деятельности познакомить детей с многообразием слова «Земля».

Воспитательные:

-воспитывать экологическую культуру, желание беречь землю, её природные богатства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_npk_zlata.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальный конкурс  проекта детей в ДОО

«Земля-кормилица»

Выполнили:

Беляева Злата,

Воспитатель:Григорьева К.Б.

Туймазы,2022

Оглавление

Введение…………………………………………………………….………3

Содержание проекта……………………....................................................3

- актуальность;

-цель………………….

-задачи………………..

-ожидаемый результат…………………….

-методы исследования…………………

-этапы реализации проекта……………………………………………………4

Основная часть………………………………………………………………..5

Заключение…………………………………………….………………………8

Список используемой литературы………………………………………….9

Приложения…………………………………………………………………..10

Отзывы ………………………………………………………………………..11

Введение

Тема: «Земля-кормилица»        

Направление: ознакомление с окружающим миром.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».

Сроки реализации: с 10.01 по 20.03.2022г.

Вид: информационно – исследовательский.

Участники проекта:

- обучающиеся;

- родители;

- воспитатель.

Содержание проекта:

Актуальность:

Земля-кормилица: 

    - почему земля нас кормит?  

    - как она нас кормит?  

     -чем она нас кормит?

 

Цель: формирование у детей основы экологической культуры.  

Задачи:

Образовательные:

-ознакомление  детей  с составом земли  с тем, как образуется почва, выяснить от чего зависит плодородие почвы;

- упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы;

-обеспечить участие родителей в организации детской проектной деятельности. 

Развивающие:

- развивать у детей познавательно – исследовательскую активность (с использованием экспериментальной деятельности познакомить детей с многообразием слова «Земля». 

Воспитательные:

-воспитывать экологическую культуру, желание беречь землю, её природные богатства.

Ожидаемый результат:

Для детей:

-накопление  представлений о свойствах почвы;

- развитие  монологической  формы  речи;

- активизация  словаря   и  умения  употреблять  в  речи  названия плодородие, чернозём, перегной ( гумус). урожай и т.д.

Для педагога:

-создание психолого-педагогических  условий  для  развития познавательно-исследовательских умений;

–развитие любознательности и познавательной активности обучающихся через организацию экспериментально-опытной деятельности;

-  укрепление  партнерских взаимоотношений в  семье.

Для родителей:

-  сотрудничество и взаимодействие с педагогом и ребенком.

Методы исследования:

- сбор информации;

- наблюдение, эксперимент;

- анализ, синтез;

- сравнение;

- обобщение.

Этапы реализации проекта:

- подготовительный;

-основной;

-заключительный.

 Подготовительный этап пределение основных направлений работы):

- изучение методической, художественной, энциклопедической литературы и систематизация материала по данному вопросу;

- разработка цикла ООД и подбор дидактических игр, пословиц, загадок по ознакомлению с почвой;

Взаимодействие с родителями:

-консультация для родителей «Формирование у детей основы экологической культуры. »

Основной этап (ознакомление с почвой): 

В рамках проекта найти ответы на вопросы:

-что такое почва?

-для чего нужна почва?

-почему говорят земля- кормилица? 

Беседы:

 Главное свойство почвы»;

- «Чернозёмная почва»;

- «Из чего состоит почва»;

Исследования:

-практико-ориентированная деятельность по ознакомлению с почвой;

-организация эксперимента «Опыты с землёй»;

-изготовление альбома «Виды почв»;

-рисование детьми «Зарисовка исследовательской деятельности»;

-разучивание поговорок, пословиц;

-организация различных игр.

Заключительный этап  (обобщение полученного опыта):

а).Психолого-педагогические  условия  для  развития познавательно-исследовательских умений:

-систематизация методического материала по формированию у детей основы экологической культуры  (конспекты, игры, картотеки и т.д.).

б).Продуктивно-практическая деятельность детей:

-создание альбома детских рисунков «Моё исследование»;

-создание альбома «Виды почв»;

-подборка детских книг о земле;
-оформление проекта и его презентация в соседней группе;

в).Взаимодействие с родителями:

- приобретение рассады помидор чили .

Основная часть

Сл.1  Здравствуйте, меня зовут  Беляева Злата . Я посещаю подготовительную к школе группу «Почемучки». Тема моего проекта «Земля-кормилица».

Однажды бабушка сказала, что земля нас кормит. Мне стало интересно почему Земля нас кормит?  

А как она нас кормит?    Чем она нас кормит?   И вообще, какая она, земля, по которой мы ходим?    Как много у меня было вопросов! 

 

Сл.2  Я очень люблю когда мама читает книги о планетах, галактиках, о Вселенной. Меня интересует всё, что происходит вокруг нас, ведь я «Хочу всё знать»

Сл.3  Но именно как земля кормит, мне никто не читал.  Бабушка мне объяснила, что  земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.

А еще мама мне сказала, что земля наша кормилица.  

Так я решила узнать больше о земле кормилице.

Сл.4  Вечером с мамой мы рассмотрели энциклопедию.

Я узнала, что почва – это верхний плодородный слой земли.

Сл.5  Главное свойство почвы - это плодородие.

Из всех типов почв самая плодородная – это чернозёмная почва, или как её ещё называют – чернозём.

 Вслушайтесь в название «чернозём». Слово образовалось от двух слов – чёрная и земля.

Дело в том, что чернозёмные почвы очень тёмного, чёрного цвета. А всё потому, что чернозём отличается от других почв богатством содержания перегноя.

Сл.6  Перегной – это разложившиеся остатки растений, животных, насекомых.

Из-за большого содержания перегноя, почва такого тёмного цвета. Если посадить в такую почву семена, то при правильном уходе получается хороший урожай.

Сл.7  В детском саду я рассказала детям, что из себя представляет почва и попросила Карину Борисовну прочесть им энциклопедию.

Мой интерес о земле кормилице Карина Борисовна поддержала.

Сл.8  На занятии нам она подробно  объяснила, из чего состоит почва.

 И действительно рассмотрев её под микроскопом, я увидела, что она состоит:

-Из остатков сухих листьев;

-из остатков старой травы;

-из маленьких палочек;

-из остатков сухих насекомых.

Сл.9 Так же мы узнали, что входит в состав почвы. Это:

-Воздух;

-Вода;

-Песок;

-Глина;

- Минеральные соли;

-Перегной – еще его называют гумус, а ведь я этого слова раньше вообще не слышала. Теперь буду знать.

Сл.10  Проводя исследование, мы провели опыты с землей. 

В первом опыте мы бросили комочек почвы в воду. Вода стала мутной.

В составе почвы есть песок и глина.

Сл.11 Во втором опыте мы узнали, что в почве есть воздух. Мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Из почвы выходили пузырьки воздуха.

Сл.12  В третьем опыте мы узнали, что в почве есть вода. Взяли немного свежей почвы, насыпали её на бумажную салфетку и слегка придавили ладошкой. Высыпали  почву обратно в тарелочку. Рассмотрели внимательно салфетку, на которой находилась почва. И увидели на салфетке остался мокрый след.

Так мы сделали вывод, что почва состоит из  песка, глины , камешек, воздуха и воды.

Сл.13  Карина Борисовна предложила нам зарисовать результаты эксперимента. Обозначили на листочке две линии (Слой почвы). Между ними нарисовали составляющие почвы – песок (точками), глину (коричневым цветом), камешки овалом, воздух (пузырьки), вода (голубой квадратик).

Сл.14  На другом занятии мы узнали, что  в почве может кто-то жить  червяки, жучки.

Ведь почва является домом для многих живых существ. А некоторые обитатели почвы, живя в почве, помогают стать ей ещё лучше. Так, например, дождевой червяк, прокладывая свои дорожки в почве, тем самым рыхлит её, что в свою очередь ещё больше заполняет почву воздухом. А мы  уже знаем, что воздух и вода необходимы растениям для жизни.

Сл.15  На следующем занятии мы сажали лук в контейнеры с землёй. Я узнала, как правильно сажать лук корешками вниз.

 Сл.16  Мы  наблюдали за луком, и зарисовывали, как он растёт.

Сл.17  Мы все с нетерпение ждали, когда появится зеленый лучок, ведь так вкусно есть суп с луком.

Сл.18  А еще, мы выучили много пословиц и поговорок о земле кормилице.

Когда-то давно появилась на Руси пословица: «Земля хоть и кормит, но и сама есть-пить просит». Почему же люди так говорят?

Сл. 19  И на этот вопрос нам прочли сказку о волшебной кладовой.

Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофель – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают.

И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая.  

Сл.21  Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки.

Сл.22  Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».

Сл.23  И я хочу показать вам, наш результат работы, как нам помогла земля-кормилица вырастить наш урожай. И мы с удовольствием его попробовали.

Сл.24  Мы сделали  вывод, что и  в поле, и в огороде почва любит уход и заботу. Люди выкапывают землю, рыхлят, поливают её, и тогда почва даёт хороший урожай зерна, овощей, ягод и фруктов – нашей с вами еды. Вот поэтому земля – Кормилица.Если мы будете за неё крепко держаться рабочими руками, не выпускать её из рук, работать, то и она вас не предаст.

Сл.25  Спасибо за внимание!

Список используемой литературы:

1. Программа экологического образования детей. «Мы»Н.Н.Кондратьева и др., С-Петербург: Детство-пресс, 2001г.

2. «Мир природы и ребенок» Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова и др.С-Петербург, детство-пресс, 2003г.

3.Экологическое образование в детском саду». А.Н. Рыжова.

Москва, Издательский дом, 2001г.

4. «В союзе с природой». Л.И.Грехова.

Москва-Ставрополь, «ЦГЛ», «Сервис-школа», 2003г.

5. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет»

Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. Издательство «Учитель», 2009.

6. «Система экологического воспитания в ДОУ». О.Ф. Горбатенко.

Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

7. «Неизведанное рядом». О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.

Москва, «ТЦСфера», 2002г.

8. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду». С.Н. Николаева.

Москва, «Просвещение», 2002г.

9. «Методика экологического воспитания в детском саду». С.Н. Николаева.

Москва, «Просвещение», 2000г.

10. «Учите детей наблюдать природу». А.И. Васильева.

Москва, 2002г.

11. «Наглядные пособия в экологическом воспитании». О. Йозов

«Дошкольное воспитание», 2005г.

12. «В дружбе с людьми и природой». А.П. Букин,

Москва, «Просвещение», 2004г.

13.Иванова, А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

14.Рыжова Н.А. «Почва – живая земля». - М.: Карапуз – Дидактика, 2005.

Приложения:

  1. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада – 2-е изд. дороб. – М: просвещение, 1991.
  2. Шорыгина Т.А.Беседы о пространстве и времени. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  3. Котляр Э.П. Часы-часики. Издательство «Малыш», 1986.
  4. План работы воспитателя по ознакомлению детей с почвой.
  5. Стихи про планету Земля.
  6. Пословицы и поговорки о Земле-кормилице.
  7. Картотека дидактических игр по познавательному развитию по теме: «Почва»
  8. Картотека загадок о Земле-кормилице.
  9. Альбом «Виды почв»
  10.  Экологические сказки для детей дошкольного возраста.
  11. Цикл ООД по формированию .
  12. Цикл ООД по ознакомлению с почвой.
  13. Рисование  «Строение почвы».
  14. Фотоотчет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста

Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...

Сценарий детской научно-практической конференции в доу по теме «Ребятам о зверятах»

Любовь, понимание и забота - это то, что ждет живая природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому сегодня  экологическому образовани...

Конспект детской научно – практической конференции «Я открываю мир»

Конспект детской научно – практической конференции «Я открываю мир»...

Сценарий детской научно-практической конференции на тему «Космос-это интересно!»

Сценарийдетской научно-практической конференциина тему «Космос-это интересно!»...

Сценарий детской научно-практической конференции "Хочу всё знать!" (зональный этап)

Сценарий зонального этапа детской научно-практической конференции "Хочу всё знать!"...