Использование музыки в детском саду на занятиях по развитию речи
материал (старшая, подготовительная группа)
Слушание музыки и музыкально-исполнительская деятельность детей содействует становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально-речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_muzyki_na_zanyatiyah_po_razv_rechi.doc | 42.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование музыки в детском саду на
занятиях по развитию речи
Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть. Используя эту привязанность детей к музыке, возможно повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка.
Музыка – самый эмоциональный вид искусства. Активная природа детских реакций на музыку распостраняется и на речь ребенка, он начинает проявлять инициативность и самостоятельность в речевом общении.
У музыки и речи существует немало общих основ, даже общностей. Одна из них (пожалуй, самая основная) заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. А сам звук всегда являлся и является выражением какого-то смысла, какой-то идеи. И музыкальное произведение, и человеческая речь – это возможность общения с окружающим миром, это своего рода тексты, которые требуют определенного прочтения, раскодирования и усвоения. Обратите внимание, что и речь, и музыка имеют свой особый письменный код – азбуку и ноты, с помощью которых сохраняются тексты и партитуры. Речь, в особенности ее письменные формы, превратившиеся в произведения литературного искусства, становятся содержанием музыки, но и музыка становится содержанием речи, общения, обмена чем-то сакральным, личным, глубоким.
Характеризуя музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, каким-то невообразимым образом подбирая их.
Например, дети 5-го года жизни, характеризуя произведение Л. Бетховена «Весело-грустно», употребляют до одиннадцати прилагательных. Эта пьеса в интерпретации ребенка становится не только «веселой и грустной», но и: печальной, тоскливой, одинокой, жалостливой, счастливой, радостной, игристой, хорошей, улыбчивой, смешной, светлой, солнечной.
Содержание музыкального произведения – это безграничное содержание беседы, побуждающее ребенка к сочинительству, речевому, литературному творчеству.
Слушание музыки и музыкально-исполнительская деятельность детей содействует становлению звуковой культуры речи. Музыка как искусство интонации естественным образом знакомит ребенка со средствами интонационной выразительности в речи – темпом и ритмом, тембром. Используя соответствующие музыкально-речевые игры в работе с детьми, можно интересно и эффективно решать поставленные задачи. Музыка может стать своего рода ключом, который «откроет детские уста», вызовет естественное желание у детей поделиться своими чувствами и мыслями, своими музыкальными впечатлениями.
Для того чтобы подобный процесс осуществился, воспитателю необходимо хорошо представлять особенности восприятия детьми музыки и четко понимать коммуникативную задачу, которая ставится на занятии по развитию речи. Важно помнить, что механизм, побуждающий детей к высказыванию, к развитию и обогащению речи, тесно связан с развитием фантазии, творчества. Образность мышления ребенка влечет за собой игру, активизируя все познавательные процессы.
Анализ образовательных программ для дошкольников позволяет обозначить несколько тем, музыкальные образы которых могут стать предметами развития и обогащения речи ребенка. Например, настроения и чувства, сказочные персонажи, волшебные предметы и обычные вещи, явления действительности, картины природы.
Можно обозначить некоторые принципы, понимание которых позволит воспитателю интересно и эффективно использовать музыку на занятиях по развитию речи дошкольников.
- Отбирать музыкальный репертуар в соответствии с критериями:
- эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес;
- богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации;
- инструментальные произведения;
- особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.;
- наличие солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии;
- наличие одного эмоционального состояния и его оттенков в музыкальном произведении;
- наличие многократной повторяемости мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прожить и прочувствовать его);
- длительность звучания музыкального произведения: от1 до 5 минут в младшем и среднем дошкольном возрасте и до 7 – 10 минут в старшем (чем короче отрывок, тем больше возможности у воспитателя еще раз обратиться к нему, послушать повторно, что повышает восприимчивость и точность интерпретации музыкального образа детьми);
- художественность и выразительность исполнения музыкального произведения профессиональным исполнителем (разными исполнителями);
- качественность аудиозаписи музыкального произведения.
- Важным условием становится подготовленность ребенка к восприятию конкретного музыкального образа, наличие опыта взаимодействия с предметом, представления о природном явлении, опыт переживания определенного эмоционального состояния.
- В процессе занятия обязательно стремиться к соблюдению алгоритма (пошаговой организации данной деятельности), а именно:
- Привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие. Первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него. Обязательно выдержать паузу!
- Повторное слушание с последующим элементарным музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности.
- Закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, активизация желания послушать его еще раз.
- Создание условий для выражения ребенком результатов восприятия музыки в речевой деятельности. Возможно, объединить несколько видов деятельности (например, говорим и рисуем, говорим и двигаемся, говорим и сочиняем).
Целесообразно организовать такую работу с детьми не менее двух раз в неделю в течение всего учебного года. Помимо занятий колоссальное значение в развитии речи приобретают тематические беседы. Беседа как форма индивидуального взаимодействия воспитателя с ребенком содержит особый педагогический смысл в развитии связной, грамматически правильной речи, обогащении и активизации словаря дошкольника, поскольку эта деятельность строится на примере, образце, подражании для воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе "Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей"
Добрый день, уважаемые родители!...
Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи
Консультация для родителей...
"Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи".
В данной статье раскрывается значение семьи в речевом развитий ребёнка и необходимость тесного сотрудничества с педагогами детского учреждения, которое посещает ребёнок....
Использовании аквааэробики в детском саду на занятиях по плаванию.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к развитию учреждений, а стало быть и к организации воспитательно- образовательного процесса в целом. Образовательная политика Российс...
Взаимодействие детского сада и семьи в развитии речи ребенка
Формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и дальнейшей его успешности в обществе....
Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение рассказа К. Паустовского "Кот-ворюга".Старшая группа.
Конспект занятия по развитию речи. Тема: Чтение рассказа К. Паустовского "Кот ворюга".Старшая группа....
Дистанционное обучение в детском саду. Конспект занятия по развитию речи: "Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик".Старшая группа.
Занятие по развитию речи. Тема : " Чтение сказки В. Катаева " Цветик-семицветик". Старшая группа....