Приобщение к русской народной культуре. "Во саду ли, в орогоде"
план-конспект занятия (средняя группа)

Елена Николаевна Кузнецова

Данный конспект можно использовать и на занятии по ручзвитию речи и ФЭМП, данный конспект помогает закрнплять знания о фруктах и офощах, закрепляет счет в прямом и обратном порядке, 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по приобщения детей к русской народной культуре «Во саду ли, в огороде» в средней группе.

Цели:

 - Закрепить знания детей об овощах (названия овощей).

 - Учить находить сходство и различие (по внешнему виду, на ощупь).

 - Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную и множественную форму существительных.

 - Развитие слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия.

Образовательные:

1) Активизировать познавательную и речевую деятельность детей

2) Способствовать овладению детьми в конкретных речевых ситуациях нормами речи;

3) упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов с помощью суффиксов. Развивать память и внимание;

Развивающие:

1) Развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами;

2) Развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы;

3) Развивать детское творчество и в процессе совместной продуктивной деятельности;

4) Развитие связной речи при составлении рассказов по картине;

5)Формировать предпосылки экологического сознания;

6)Развивать внимание, память.

Дидактический наглядный материал: демонстрационный – муляжи овощей, фруктов; игрушка – старичок - лесовичок, скатерть для игры, корзина для фруктов, 2 обруча, раскраски.

Ход:

Хозяйка русской избы:

 Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте! Гости званные и желанные.

Красивые и молодые, застенчивые и боевые.

Гости на пороге - хозяйке радость!

Для вас у меня место готово.

Хорошему гостю почетное место!

Общая организационная игра «Когда это бывает?»

Хозяйка русской избы:

Ребята, давайте с вами поиграем. Я буду называть дела, которыми мы с вами занимаемся в течение суток, а вы части суток, когда мы это делаем.

Дети: Хорошо. Поиграем.

Хозяйка русской избы:

- Просыпаемся …

- Гуляем …

- Чистим зубы …

- Идем домой …

- Спим …

(В группе сидит старичок - лесовичок).

Хозяйка русской избы:

Ребята, слышите, кто-то причитает. Надо его склорее найти и спросить что случилось. Ребята,  да это  же мой друг старичок - лесовичок !Что случилось, старичок – лесовичок?

Старичок - лесовичок:

Мой друг Зайчик посадил у себя в огороде и фрукты, и овощи. А, я совсем забыл, что это такое «фрукты и овощи».  Стар стал!

Хозяйка русской избы:

Ребята, давайте расскажем старичку -лесовичку все, что мы знаем о фруктах и овощах.

 Основная часть:

Игровое упражнение "Посадим огород"

Хозяйка русской избы:

Ребята, я предлагаю вам посадить огород для старичка – лесовичка, помочь эму. А, что там будет расти, мы узнаем из загадок.

(Разгадав загадки, хозяйка русской избы показывает фрукты и овощами, достает их из чудесного мешочка. Дети высаживают их в огороде.)

• Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (морковь)

• Никого не огорчает,

А всех плакать заставляет (лук)

• В огороде вырастаю. А когда я созреваю

Варят из меня томат.

В щи кладут и так едят. (помидор)

• Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я - (капуста)

• Я длинный и зеленый,

Вкусен я солёный,

Вкусен и сырой.

Кто же я такой? (огурец)

Счёт:

Хозяйка русской избы:

Посчитайте, сколько овощей мы посадили?

Дети: Посадили пять овощей.

Хозяйка русской избы:

Что посадили первым, вторым, третьим, последним?

Дети: Первой посадили морковь, вторым посадили лук, третьим посадили помидор, четвёртой посадили капусту, пятым посадили огурец.

Хозяйка русской избы:

Ребята, давайте еще раз повторим, что мы посадили в огороде. Каким одним обобщающим словом мы можем назвать их?

Дети: Овощи.

Игровое упражнение "Ласковые имена"

Хозяйка русской избы:

Ребята, а сейчас давайте встанем в круг и поиграем в ласковые слова, чтобы овощи на грядках росли - вкусными, сладкими и большими. Я вам буду кидать мяч, и называть овощ, а вы возвращаете мяч и говорите этот овощ ласково.

• Огурец-огурчик

• Помидор-помидорчик

• Морковь-морковка

• Лук-лучок

Игровое упражнение "Что пропало? "

Хозяйка русской избы:

А сейчас я предлагаю вам игру на внимательность. Ребята, посмотрите еще раз на все овощи и хорошо их запомните. Я спрячу, какой то овощ, а вы должны догадаться, что я спрятала и рассказать немного о нем. (Воспитатель прячет морковь, дети говорят, чего не хватает и дают описание). Примерное описание:

помидор какой - круглый, красный, сочный, гладкий

капуста какая – белая, твердая, хрустящая

морковь какая – свежая, оранжевая, сочная, сладкая.

Хозяйка русской избы:

Ребята, а вы знаете кто такой «огородник»? Это тот, кто ухаживает за огородом, сажает овощи, цветы, поливает их.

Физкультминутка.

Хозяйка русской избы:

А сейчас, ребята давайте немного отдохнем и сделаем зарядку.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка..

Хозяйка русской избы:

Ребята, у меня есть корзина. Давайте посмотрим, что там в внутри.

Дети: груша, яблоко, апельсин, виноград.

Хозяйка русской избы:

«Каким одним обобщающим словом мы можем их назвать?»

Игровое упражнение "Овощи и фрукты"

Хозяйка русской избы берет два разных по цвету обруча и дает задание.

Хозяйка русской избы:

в красный обруч надо собрать овощи, в зеленый - фрукты.

После окончания игры Хозяйка русской избы проверяет правильность ответов.

Хозяйка русской избы:

Ребята, посмотрите еще раз на наш сад и огород, и скажите мне, что растет на нашем огороде? А что растёт в нашем саду?

Ответы детей.

Заключительная часть.

Хозяйка русской избы:

Ребята, давайте спросим, у старичка – лесовичка, вспомнил ли он, что такое фрукты и овощи?

Хозяйка русской избы:

А какие задания старичка - лесовичка были для вас трудными, какие - легкими, какие – самыми интересными.

Ответы детей.

Хозяйка русской избы:

Старичок - лесовичок пришел с сюрпризом для вас, ребята. Он принес раскраски. После нашего занятия вы можете их раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование работы с детьми младшего возраста по приобщению к русской народной культуре

В данной разработке запланированы мероприятия с детьми (помесячно), с родителями и специалистами ДОУ. Планирование работы строилось с учетом годового планирования учреждения, сезона, имеющег...

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми на тему: «Приобщение к русской народной культуре посредством изготовления народной куклы"

Цель занятия: возрождение и сохранение древних традиций. Пробудить интерес к народным традициям и  духовным ценностям русского народа.Воспитательные задачи:Воспитывать патриотические качества: пр...

Приобщение к русской народной культуре в системе народного образования

Данная статья посвящена знакомству детей с русским народным творчеством. В ней рассмотрены следующие вопросы:Ценность использования народного творчества в развитии ребенкаСредства и механизмы при...

Кружковая работа по приобщению к русской народной культуре через знакомство с народными календарными праздниками «Березка»

Кружковая работа «Березка» направлена на ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей....

«Мини-музей в детском саду как форма развития и приобщения истокам русской народной культуры и культуры донского казачества, к историческому прошлому той территории, на которой мы живем».

Создание мини-музея, как части предметно-пространственной среды ДОУ позволяет осуществлять принципы ФГОС ДО: − содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их вз...