«Музыкальная терапия, как средство коррекции гиперактивного поведения дошкольников»
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ТУЛУНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «ЖЕМЧУЖИНКА» |
«Музыкальная терапия, как средство коррекции гиперактивного поведения дошкольников» |
Опыт работы |
Музыкальный руководитель ВКК: Турдиева О.Н. |
16.11.2023 |
Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. Актуальность проблемы в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.
Наиболее полное определение гиперактивности даёт Монина Г.Н. – это комплекс отклонений в развитии ребёнка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаться в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.
Одним из эффективных методов коррекции гиперактивного поведения детей считается музыкотерапия. Она базируется на идеях музыкального воспитания Б. В. Асафьева, Б. Яворского, К. Орфа, З. Кодаи, включает элементы психотерапии (релаксация, импровизация) и применяется с целью личностного роста и развития человека, а также для достижения релаксации, снятия негативных эмоциональных состояний, последствий стрессов
Психолог и учитель музыки Е.Словиковская считает, что музыкальная терапия – обширное поле для использования различных методов и технологий, использующих музыку, пение, отдельные звуки и звукосочетания с лечебной и восстановительной целью. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают.
Работая с гиперактивными ребятами в своей практике мною было замечено, что именно музыка очень глубоко воздействует на детские чувства, она благотворно влияет на их поведение в детском саду. У детей под воздействием музыки возникает эмоциональная отзывчивость, формируются эстетические ценности. Именно музыка бережно направляет восприятие ребенка на изучение окружающего мира и выстраивание детских коммуникаций. На некоторых детей музыка влияет более остро, чем слово.
На занятиях с применением музыкотерапии помогает и ритм, и мелодии, и гармонии, они помогают глубоко проникать в глубины детской психики. Только доступные детскому восприятию средства музыкальной выразительности применяются для коррекции эмоциональной сферы.
Цель моей работы с гиперактивными детьми заключается в нахождении путей воздействия на основные психологические и двигательные симптомы у детей средствами музыки и музыкальной деятельности.
Занимаясь музыкой с гиперактивными детьми, побуждаю детей к общению, ввожу их в мир музыкальных игр и танцев, развивая у них слуховое внимание, чувство ритма, пространственные представления, координацию движений и, самое главное, коммуникативные, социальные навыки для коррекции отклонений в поведении гиперактивных детей. В своей практике применяю прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование, вокалотерапию, инструментальную музыкотерапию. Форма взаимодействия с детьми зависит от их возраста и индивидуальных особенностей.
На занятиях использую следующие упражнения:
1.Упражнения, развивающие слуховое внимание.
Одной из важнейших задач в этом направлении работы это формирование умения у гиперактивных детей слышать и слушать. Использую в своей работе интерес детей к музыкальным инструментам и их попытки осваивать различные способы звукоизвлечения.
Для развития устойчивости внимания на занятиях использую приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов, звучание контрастных музыкальных инструментов (бубен – «сердится», колокольчик – «весело звенит, всех ребят веселит»).
В своей работе так же использую фольклор: имитационные образные движения «подсказаны» текстом русских народных потешек («печем оладушки», игры с «ручками-птичками», пропевание уменьшительно-ласкательной формы своего имени и другие). В основе занятий использую игровые действия из русских народных игр и «пестушек», которые наиболее любимы детьми и позволяют организовывать деятельность гиперактивных воспитанников.
2.Упражнения, развивающие чувство ритма.
Во время восприятия музыки дети совершают заметные или мало заметные движения, соответствующие её ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппарата. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.
Мною было отмечено благотворное, гармонизирующее воздействие на гиперактивных детей хороводов, а так же медленных и парных танцев. В своей работе использую и игры, имеющие стихотворное и двигательное сопровождение, а именно логоритмику и ритмодекларацию. С помощью стихотворного ритма отрабатывается определенный ритм речи, развивается речевой слух.
3.Упражнения, развивающие пространственные представления.
Эти упражнения помогают гиперактивным детям использовать пространство музыкального зала целенаправленно. Для этого предлагаю детям ходьбу в разных направлениях, танцы, хороводы, игры «Построй поезд», «Найди свой домик», «Солнышко и дождик» и т.д.
4.Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики.
Эти игры важны для всех детей, но особенно для гиперактивных, у которых моторика и координация движений страдают особенно сильно.
Мною используются песни с показом действий, например «Купим мы с бабушкой…», «Где наши ручки?», а так же музыкально-речевые игры, в которые вошли малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), игры-сценки. Стараюсь подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. При этом дети постигают не только общее значение слова, но и смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: играют кистями рук, загибают пальчики, протягивают руки вперед, изменяют ритм движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит колесами, гудит», «часики тикают», «идет коза рогатая»). Это способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти малышей, что отражается на нормализации поведения детей.
5.Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки.
В практике применяю коммуникативные упражнения и танцы, при помощи которых дети учатся общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения.
Моя работа направлена на то, чтобы каждый из детей овладел социальной формой поведения или определенным навыком. Для этого использую различный музыкальный материал, такой как: игра «Зайчики и волк», музыка Е.Железновой; «Мишка идет в гости», музыка М.Раухвергера; «Веселые прятки», музыка В.Петровой; а также пляски «Подружились», музыка Т. Вилькорейской; «Пляска с платочками », русская народная песня и т.д. Я использую произведения Е.Тиличеевой, М.Красева, Т.Попатенко, Е.Макшанцевой, Т.Бабаджан, М.Раухвергера, народный фольклор.
На первых порах взаимодействия с гиперактивными детьми замечала, что они не могут сразу сосредоточиться на восприятии музыки, им трудно воспринимать музыку в новой ситуации.
Стремясь установить с ребенком контакт и помочь ему изменить свое состояние, я не требую, чтобы ребенок делал по правилам, не ограничиваю активность ребенка. Роль взрослого на этом этапе – это роль наблюдателя, но не пассивного, а активно следующего за ребенком, помогая ему музыкальными средствами, такими, например, как сопровождение действий ребенка музыкой, исполняемой на инструменте либо пением. Музыка при этом должны быть созвучна настроению и характеру действий ребенка. Например, совместное музицирование возникает далеко не сразу. Иногда ребенок не позволяет мне вмешиваться в его игру и только постепенно удается добиться музыкального взаимодействия. Это возможно только тогда, когда ребенок уже проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах и в какой-то момент увлекается игрой на одном из них. На этом этапе, следуя за ребенком, стараюсь понять, что радует его, пугает или настораживает, как влияет на его состояние разная по характеру музыка, звучание музыкальных инструментов.
В ходе организации работы с гиперактивными детьми были отмечены следующие положительные результаты:
- развитие у детей коммуникативных навыков: с помощью музыки преодолевается эмоциональный дискомфорт, дети становятся более контактными, дружелюбными, доброжелательными;
- слуховое внимание и память становятся более устойчивыми;
- дети получают возможность выразить себя и быть при этом услышанными через зрительную, тактильную и двигательную передачу образа;
- у малышей лучше развивается координация движений, мелкая моторика, пространственная ориентация и чувство ритма.
- мною так же отмечено, что музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка.
В заключении своего выступления хочется отметить, что проблема гиперактивности детей не утрачивает своей актуальности, а, наоборот, с каждым годом приумножает необходимость изучения, и создания более действенных мер для ее решения. Но самой важной составляющей для достижения успеха в работе с гиперактивными детьми остается целостное осознание масштабов существующей проблемы, накопление педагогом опыта работы с такими детьми, и, конечно, искреннее желание помочь ребенку вырасти полноценной, гармоничной и всесторонне развитой личностью.
PS. Уважаемые коллеги! Опыт работы по данной теме был мною представлен на музыкальной секции муниципальной педагогической мастерской «Мы научим – нас научат» и получил положительные отзывы со стороны коллег города.
Все материалы по работе с гиперактивными детьми представлены на моей странице на сайте n.s.portal.ru.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гиперактивность - это Невнимательность Отвлекаемость Импульсивность Повышенная активность
Музыкальная терапия - это обширное поле для использования различных методов и технологий, использующих музыку, пение, отдельные звуки и звукосочетания с лечебной и восстановительной целью. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают.
Цель моей работы: заключается в нахождении путей воздействия на основные психологические и двигательные симптомы у детей средствами музыки и музыкальной деятельности.
Упражнения, развивающие слуховое внимание:
Упражнения, развивающие чувство ритма.
Упражнения, развивающие пространственные представления.
Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики.
Игры и упражнения, развивающие коммуникативные навыки.
Положительные результаты: развитие у детей коммуникативных навыков; слуховое внимание и память становятся более устойчивыми ; дети получают возможность выразить себя; лучше развивается координация движений, мелкая моторика, пространственная ориентация и чувство ритма; м узыка помогает сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка.
Турдиева Ольга Николаевна https ://nsportal.ru/turdieva-olga-nikolaevna
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Игра как средство коррекции гиперактивного поведения ребенка"
В данной статье описаны симптомы поведения гиперактивных детей, способы коррекции посредством игр и рекомендации для родителей....
«Музыкальная терапия как средство коррекции агрессивности дошкольников»
Музыка и агрессивность дошкольников...
Презентация на тему: Использование песочной терапии как средство коррекции тревожности у дошкольников"
Материал содержит информацию о понятии "песочная терапия", роли песочной терапии в развитии дошкольника, организации пространственной среды для игр с песком, опыт работы педагога-психолога Д...
Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников....
Коррекция гиперактивного поведения дошкольников средствами сенсорной комнаты
Статья в помощь дифектологам, учителям-логопедам, психологам....
"Музыкальная терапия, как средство коррекции гиперактивного поведения дошкольников"
Консультация для воспитателей...
«Музыкальная терапия, как средство коррекции гиперактивного поведения дошкольников»
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования...