«Использование нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ»
методическая разработка (старшая группа)
Преодоление различных отклонений в развитии у детей с ОВЗ, успешное формирование их готовности к школьному обучению, адаптация и социализация в обществе возможны только при взаимодействии всех педагогов дошкольной образовательной организации в комплексе: это учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Нейроигры очень полезны как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи. Для успешного развития и обучения ребенка одним из основных условий является полноценное развитие межполушарного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyroigry.docx | 25.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Солнышко» Старооскольского городского округа
Тема: «Использование нейропсихологической коррекции на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ».
Кривоногова Надежда Сергеевна,
Музыкальный руководитель МБДОУ
детский сад №14 "Солнышко"
Старый Оскол, 2023г.
В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые нуждаются в специализированной помощи. Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психологического здоровья молодого поколения.
Все чаще встречаются дети моторно-неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация?
Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Поэтому у нас у педагогов, работающих с такими детьми возникла необходимость включать в свою работу эффективные приемы и методы, которые помогут ребенку контролировать свою двигательную активность и развивать внимание. Данные игровые упражнения помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма.
Преодоление различных отклонений в развитии у детей с ОВЗ, успешное формирование их готовности к школьному обучению, адаптация и социализация в обществе возможны только при взаимодействии всех педагогов дошкольной образовательной организации в комплексе: это учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны, устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Нейроигры очень полезны как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи. Для успешного развития и обучения ребенка одним из основных условий является полноценное развитие межполушарного взаимодействия.
Нейроигра - один из эффективных инструментов развития музыкально-ритмических навыков у детей. Это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:
- чувствовать пространство, свое тело;
- развивать зрительно-моторную координацию (глаз-рука);
- формировать правильное взаимодействие ног и рук;
- последовательно выполнять действия;
- развивать слуховое и зрительное внимание;
-активизировать речь.
Преимущества использования нейроигр:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом.
Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность. Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.
Ритм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т. п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо.
Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи.
Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, т.к.у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.
В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Игровые упражнения на развитие чувства ритма, необходимо включать уже с младшей группы и даже ранее.
Совместно с воспитателями коррекционных групп и логопедом нами были разработаны нейроигры и упражнения для развития чувства ритма. Представленные ниже игры и упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.
Нейроигры рекомендуется проводить под музыку.
Нейроигры.
1. Игра с обручами «Приветствие».
Цель: Развитие концентрации внимания, развитие координации движения, развитие чувства ритма, развитие моторики, переключение внимания. Развитие групповой сплоченности, внимания, наблюдательности. Синхронизация работы левого и правого полушария, тренировка
межполушарных связей.
Задание: Дети стоят в кругу, обручи возле них на полу. Под музыку дети выполняют ритмический рисунок предложенный педагогом.
2. Игры с клавесами.
Главная цель игр с клавесами состоит в том, что решается целый комплекс задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, развитием мелкой моторики, развитием координации движений. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток, песен, развивает детскую память и речь. Упражнения с ритмическими палочками очень нравятся детям. Они привлекают внимание детей, вызывают интерес, являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развитии метроритмического и тембрового слуха.
Цель: Передавать в движении ритм и темп стиха, развивать внимание. Развивать мелкую и крупную моторику. Развитие памяти и речи.
Задание: Дети сидят в кругу, выполняют движения с клавесами под стих.
Мама приходила (ставим клавесы на пол, стучим)
Капусту порубила (стучим, рубим)
Тесто замесила ( катаем клавесы по полу)
Пирожки лепила ( стучим клавесами)
Детки прибегали ( палочки бегут)
Пирожки съедали (имитируем, едим)
1,2,1,2, (стучим)
Вот и нет пирожка (прячем за спину).
3. Игра с клавесами «Часики».
Цель: Развитие внимания, памяти, мелкой моторики, чувства ритма, координации движения, ориентации в пространстве, навыка согласования движений с текстом песни.
Задание: Дети сидят в кругу с палочками. Под песню «часики», дети выполняют ритмические движения. На припеве дети отдают клавесы своему соседу, т.е. меняются.
4. Игра со стаканчиками.
Применение игр со стаканами значительно способствует развитию ориентации в пространстве относительно «от себя», «на себе», «других объектов», «по основным пространственным направлениям».
В процессе игры со стаканчиками у детей развивается:
- сообразительность, находчивость, любознательность;
- навыки самостоятельной работы;
-моторная ловкость и координация движений;
-необходимые навыки и умения в пространственной ориентации: слева, справа, снизу, сверху, сбоку;
Музыкальные способности:
- чувства ритма и темпа;
- согласование движений с характером музыкального произведения;
Игра со стаканчиками воспитывает у детей:
- чувство ответственности, собранности;
- доброжелательное отношение друг к другу;
- умение действовать в коллективе.
Задание: Дети сидят на полу по кругу, перед ними цветные стаканчики. Левую руку прячем за спиной, правой передаем стаканчики по кругу вправо со словами: «Бе-рем, От-да-ем!». Можно передавать стаканчик под счет или придумать другие слова, которые помогут в игре. Например: «Правой берем, вправо отдаем».
Далее, порядок движений усложняем: Хлопните два раза, возьмите и передайте стаканчик вправо: «Хлоп, хлоп, берем, отдаем».
Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, берем, отдаем».
Усложняем: Хлопните два раза, ударьте по дну стакана три раза: сначала правой рукой, затем левой и снова правой рукой, хлопните один раз. Передайте стаканчик вправо соседу: «Хлоп, хлоп, хлоп-хлоп-хлоп, хлоп, берем, отдаем».
Когда дети усвоят этот навык, можно подключить музыкальное сопровождение. Сначала в медленном темпе, затем можно постепенно увеличивать темп и менять музыкальную композицию.
5. Игра с кинезио мешочками «Я рисую море».
Методика кинезиологических мешочков или коробочек, позволяет нам скоординировать у детей деятельность основных центров мозга. Ведь обучая левое полушарие, мы обучаем только левое полушарие. Обучая правое полушарие, мы обучаем весь мозг. Дифференцированное обучение с учётом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребёнка – один из самых эффективных способов обучения. Таким образом, основные цели методики кинезиологических мешочков или любых других небольших предметов – развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, зрительно-моторной координации (рука-глаз), ловкость, точность движения и многое другое.
Цель: Развивать зрительно-моторную координацию, (координации глаз – рука), повышать концентрацию внимания, согласовывать движения рук, формировать чувство ритма, улучшать межполушарное взаимодействие, преодолевать коммуникативные трудности.
Задание: Переложить мешочек с левой руки на правую руку и отдать своему партнеру, одновременно с пением.
6. Игра «Барабанщики».
Цель: Развивать слуховое восприятие музыки, чувства ритма, крупную и мелкую моторику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование проектного метода на музыкальном занятии с детьми шестого года жизни"
Статья представлена в форме творческого отчета по экспериментальной работе с детьми на музыкальных занятиях...
«Использование дыхательных упражнений на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»
Данная статья поможет музыкальным работникам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям организовать оздоровительную работу с воспитанниками. Упражнения могут быть использованы во время музыкальны...
Эффективность использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста
Эффективность использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста...
Консультация «Возможности, которые даёт использование дидактических средств на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»
Материал может быть полезен педагогам ДОУ...
Презентация для педагогов Использование игровых моментов на музыкальных занятиях с детьми раннего возраста
Использование игровых моментов на занятиях с детьми раннего возраста...
Выступление на педагогическом совете ДОО с темой «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальном занятии с детьми раннего возраста».
В соответствии с новыми нормативными документами, введением ФГОС ДО, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка. И приоритетная задача п...
Мастер- класс для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста"
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях...