Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Банная Наталья Сергеевна

Из опыта работы. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в младшем дошкольном возрасте. Использование в работе с дошкольниками сенсорных коробок поможет достичь отличных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №7 «Колосок»  с.Благодатное

 Петровского городского округа Ставропольского края

Выступление

воспитателя МКДОУ ДС №7 «Колосок» с.Благодатное

Банной Натальи Сергеевны

Тема: «Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста».

г.Светлоград

2023г.

Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в младшем дошкольном возрасте.

Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Психологические исследования Л.А. Венгера показывают, что без направленного сенсорного воспитания восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности. В современных условиях обучение приобретает ещё большую необходимость для развития науки, техники, производства. При этом анализ диагностики сенсорной культуры дошкольников свидетельствует о недостаточном развитии сенсорных способностей у детей, так как современная жизнь создает дефицит сенсорного опыта детей, замещая его визуальными и виртуальными образами.

Педагогика считает, что сенсорное развитие надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – игровой, продуктивной, конструктивной, музыкально-художественной. Как известно, внимание детей младшего дошкольного возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышлением, поэтому в своей работе я делаю акцент на игровую форму деятельности. Именно игра становится для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта.

Организуя игровую деятельность своих малышей, я стремилась найти что-то новое, современное и нетрадиционное, чтобы увлечь детей, активизировать их желание, сподвигнуть на более продуктивную развивающую детскую деятельность. В своих поисках я открыла для себя такое пособие как сенсорная коробка.

Что же такое сенсорная коробка? Сенсорные коробки пришли к нам из США, где они очень популярны. Такие коробочки считают изобретением Монтессори-педагогики. Однако, это не так. Сенсорных коробок в созданной по классическим стандартам Монтессори - группе не найти.

Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсорного развития детей. Какие же задачи можно решить, используя их?

Развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений. Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать новые слова (скользкий, шероховатый, гладкий и др.). Цвета, запахи, текстуры, звуки, возможность сыпать, мять, шуршать дают ребёнку новый материал для интеллектуального роста. Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает. Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным. Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.

Один из несомненных плюсов сенсорной коробки её многофункциональность, которая позволяет объединить в себе и дидактические игры, и экспериментирование, игры с песком и водой, игры с природными и нетрадиционными материалами.

Хочется продемонстрировать вам возможности использования сенсорной коробки, ее многофункциональность, практичность, доступность.  

Как же сделать сенсорную коробку? Основой может стать: таз для белья, большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи,  картонная коробка,  деревянный ящик,  маленький надувной бассейн. Удобно, если у сенсорной коробки будет своя крышка. Тогда вы сможете после игры легко закрыть ее и убрать.

Главная составляющая сенсорной коробки — это тактильный материал. Чем наполнить коробку: разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), мука, фасоль, горох, песок, галька, природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, земля, камни, ракушки, мох; нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки.

Какие «инструменты» можно использовать в сенсорных коробках: лопатки, ложки, совки, половник, шумовку пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц, формы для кексов, ложки разных размеров и видов, воронку, сито, маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья щипцы, пинцет, игрушечные грабли, лейку, детские садовые перчатки, игрушки: маленькие фигурки, животные, машинки, игрушечную еду, посуду.

Для какого возраста подходят сенсорные коробки?

Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.

•        Для детей 1,5-2 используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям.

•        Детям 2-3 в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать, как с ними играть (что с ними делать).

•        Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр.

•        Для детей 5-7 лет сенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, речевого развития, но и пространством для фантазий.

Каждую коробку можно создавать по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, звуку или фактуре, сделать их тематическими. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени.

Сенсорная коробка «Море и его обитатели»

Приготовьте контейнер, наполнение подходящего цвета, игрушки обитатели моря, ракушки, камешки  и другие подходящие предметы.

Занятие в данной сенсорной коробке развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, образное и логическое мышление, познавательную активность, коммуникативные навыки и речь.

Предложите ребёнку отправиться в морское путешествие. Начните с пальчиковой игры, можно погрузить руки в «море», собрать наполнитель в ладошку, насыпать в ведёрко и пересыпать обратно. Станьте искателями сокровищ: найдите ракушки, определённые камешки. Познакомьтесь с обитателями моря, разрешите ребёнку поиграть с ними. Найдите одинаковых обитателей, или сравните разных по цвету, размеру, форме.

Сенсорная коробка «Лоскутное королевство»

Приготовьте контейнер, наполните его различными лоскутками ткани, ленточками, разноцветными помпонами. Отправьтесь в путешествие, потрогайте и сравните различные лоскутки, оцените их мягкость и гладкость, пушистость, плотность. Выберите лоскутки на костюмы для различных героев: праздничное платье, тёплую кофту, яркий сарафан для куклы. Найдите одинаковые лоскутки, создайте из них картину. Выберите помпоны, большие или маленькие, или сортируйте их по цвету, помните в руках, бросайте в коробку, прячьте их и находите.

Сенсорная коробка «Урожайная»

Приготовьте контейнер, наполните его фасолью, каштанами или другими природными материалами, добавьте муляжи овощей и фруктов и отправляйтесь собирать урожай. Собирайте овощи и фрукты, закрепляйте их названия, сортируйте их по цвету, размеру и форме, ищите потерявшиеся. Пересыпайте фасоль и каштаны, отделяйте их друг от друга.

Сенсорные коробки с Блоками Дьеныша.

Приготовьте ёмкость, насыпьте наполнитель (он может быть любым), добавьте блоки. Блоки сами по себе обладают большим потенциалом для сенсорного развития, но если их объединить с сенсорной коробкой, то они становятся ещё привлекательней. Прежде чем решить задание (выбрать нужные блоки по заданному признаку, выложить дорожку из определённых блоков и другие), их необходимо отыскать в песке или крупе, или между яркими крупными предметами. Это даёт дополнительный стимул к сенсомоторной деятельности.

Сенсорная коробка «На лугу»

В этой коробке нам всё напоминает о лете или весне: и зелёный наполнитель, напоминающий травку, и яркие цветы и бабочки вокруг. Бабочек можно сортировать по цвету, прятать и находить их. Некоторые цветы можно понюхать и ощутить лёгкий аромат. Можно помочь героям собрать яркие мячики-помпоны.

Сенсорная коробка «Песочная страна»

Приготовьте контейнер, насыпьте песок, возьмите лопатки, ведёрки, интересных героев и отправляйтесь на пляж. Насыпайте песок в ведёрки, соревнуйтесь между собой, ищите в песке «сокровища», стройте различные дорожки, горки для героев.

Сенсорная коробка «Шумовая»

Наполните коробку маленькими контейнерами (например, от киндерсюрприза) с различными наполнителями. Послушайте как звучат разные контейнеры, выберите самый тихий или самый громкий, сравните звуки, найдите одинаковые. Подумайте, что может издавать такой звук. А можно самим создать новый шумовой контейнер, придумайте чем его наполнить.

Сенсорные коробки для индивидуальных игр

Коробки могут быть и небольших размеров. Наполните небольшие контейнеры и придумайте к ним игры. Сенсорная коробка «Укрась ёлочку». Спрячьте игрушки и предложите ребёнку отыскать их и нарядить ёлку. Ёлку можно наряжать как захочется, а можно по образцу. Такая игра будет способствовать развитию внимания и памяти.

Правила работы  с сенсорными коробками:

Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками находиться рядом с ними и принимать непосредственное участие в игровых действиях Игры проводятся индивидуально или небольшими подгруппами. Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки. При работе с детьми до 3 лет коробка  не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке. Не забывайте до и после окончания работы - помыть руки с мылом! Необходимо менять содержимое сенсорных коробок, давать не все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

Какие же выводы можно сделать о результатах  при работе с данным пособием? Видна положительная динамика уровня развития мелкой моторики. У детей сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по определённому признаку. Улучшились показатели внимания, памяти, речи. Дети научились играть в паре, небольшими группами. Формируется чувство радости за собственные успешные действия. Дети интересуются окружающими предметами и активно действуют с ними. Эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Работая с данным пособием я увидела ряд преимуществ использования сенсорных коробок. Я думаю, уважаемые коллеги, что вы тоже отметили для себя возможности и сильные стороны данного пособия.

Таким образом, можно сделать вывод, что сенсорная коробка идеальное пособие для развития мелкой моторики детей и формирования сенсорных эталонов.  Она дает возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он может трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть, и все это не потребует больших материальных затрат.

Как вы успели заметить, к любому тематическому занятию можно создать сенсорную коробку. Организовать целое занятие на ее основе или использовать как одно из пособий.  

Новые тактильные ощущения, положительные эмоции, возможность вдохновляться и фантазировать — вот что дает сенсорная коробка, помимо развития сенсорных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме «Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»

Методические рекомендации по теме«Формирование сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр»...

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Опыт воспитателя Курошиной Натальи Фёдоровны Тема инновационной работы: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

Методическое объединение "Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей дошкольного возраста"

На безе д/с Ягодка прошло методическое объединение на тему "Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей дошкольного возраста" . Для данного МО были собраны материалы по дан...

Инновационный проект "Разноцветное настроение" (Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр)

laquo;Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека»Б. Г. Ананьев.      Раннее детство - особый период становле...