Картотека русских народных игр с детьми
материал (старшая группа)
Картотека русских народных игр с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_russkih_narodnyh_igr_s_detmi.docx | 27.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека русских народных игр
«Золотые ворота»
Цели: Объяснить смысл понятия: «Ворота»; учить распределять между собой роли в игре; согласовывать движения в соответствии с ритмом текста; соблюдать правила игры. Вызывать положительные эмоции.
Содержание игры:
Дети, дети все сюда Здесь весёлая игра
Раз, два, три, четыре, пять Собираемся играть.
Правила игры очень просты. Выбирают двух игроков по считалочке:
Катилася торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем будешь делиться?
На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит: «С ним! (или с ней)». Они отходят немного в сторону и договариваются, кто из них кем будет (солнце – луна, день – ночь, красное – белое, апельсин – яблоко и т. д.). Выбравшие себе роли становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один) :
Золотые ворота пропускают не всегда.
Первый раз прощается, второй - запрещается.
А на третий раз не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанного спрашивают, на чью сторону он хотел бы стать, и тот встает за спину одного из участников «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и весёлой. Игра продолжается до тех пор, пока не останется двое не пойманных играющих, они и станут следующими «воротами». Когда все игроки распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, каната, палки и т. д.
В конце игры подводится итог: оценить общее физическое развитие детей (сильные, ловкие, быстрые); общую дисциплинированность и тесные взаимоотношения (правила не нарушали, друг- друга не толкали); отношение к победе, поражению (одной команде сегодня повезло чуточку больше, но другая тоже очень старалась)
Разновидность игры: Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается так же перетягиванием.
Правила игры:
Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося, перед «воротами», считают пойманным. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.
«Урожай»
Цели: Развивать умение согласовывать движения со словами; закрепить в речи глаголы: соберём, натаскаем, накопаем, срежем, нарвём. Воспитывать желание играть в коллективе.
Содержание игры:
(дети произносят слова и воспроизводят движения в соответствии произнесённым текстом)
В огород пойдем, урожай соберём. | Идут по кругу, взявшись за руки. |
Мы морковки натаскаем | «таскают». |
И картошки накопаем. | «копают». |
Срежем мы кочан капусты, | «Срезают» |
Круглый, сочный, очень вкусный, | Показывают круг руками – 3раза. |
Щавеля нарвем немножко | «Рвут». |
И вернемся по дорожке. | Идут по кругу, взявшись за руки. |
«Вейся, венок»
Цели: Учить детей водить хоровод, произнося рифмованный текст; развивать внимание. Способствовать сплочению детей в игре.
Содержание игры:
Воспитатель помогает образовать круг. Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки:
Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,
Будем листья собирать, сделаем веночек.
Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,
И веночки мы сплетём из листочков разных.
Правила игры:
Дети и воспитатель стоят около дерева, вокруг которого можно образовать круг и поводить хоровод. Воспитатель произносит: «Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки. Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке). По сигналу воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети бегут к воспитателю).
«Угадай, кто зовёт?»
Цели: Развивать у детей тембровый слух, умение различать голоса сверстников. Учить согласовывать движения в соответствии с текстом игры. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его. Воспитывать желание активно участвовать в игре.
Содержание игры:
Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:
Медведь, медведь, мы к тебе пришли. Мы к тебе пришли, медку принесли. | «Медведь» ходит вперевалочку. |
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают «медведю» меду: | |
Медведь, медведь, получай-ка мед, Получай-ка мед, угадай, кто зовет? | «Медведь кушает мед». |
«Медведь» закрывает глаза.
Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь!
«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
«Бабка Ёжка»
Цели:
Познакомить с понятиями слов: «помело», «Бабка-Ёжка» , «костяная нога», «базар».
«заколдованный», способствовать сплочению детей в игре. Вызвать радостное настроение и эмоциональный подъём ; Приобщать детей к русской национальной культуре.
Содержание игры:
Дети образуют круг. В середину круга встаёт водящий — Бабка Ёжка, в руках у неё «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ёжка - Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит:
— У меня нога болит. Пошла она на улицу -
Раздавила курицу. Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.
Правила игры:
«Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.
«Снеговик»
Цели: Объяснить значения слова: рукавица. Учить совместно выполнять иммитационные движения , проговаривая слова игры. Воспитывать отзывчивость, позитивное настроение.
Содержание игры:
Считалкой выбирают водящего снеговика, он одевает шапочку и рукавицы.
Снеговик встаёт на одну из сторон площадки, дети на противоположной стороне в шеренгу.
По сигналу дети начинают двигаться к Снеговику, при этом наклоняются, выполняя имитационные движения " набирают снег, лепят снежки", проговаривают слова игры, на последние слова - дети бросают снежки в Снеговика.
Из холодного снежка слепим мы снеговика.
Он огромен и сердит во дворе один стоит.
Сколько можно так стоять будешь с нами ты играть?
" Буду, буду я играть, буду вас я догонять!
Замораживать!"
Снеговик догоняет детей, дотрагивается рукавицей до плеча ребёнка, тот встаёт " замороженный"
Игра заканчивается, когда Снеговик" заморозит" всех детей.
«Мороз - красный нос»
Цели: Объяснить понятия : «Мороз-красный нос», «заморозить» . Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Вызывать положительные эмоции в игре.
Содержание игры:
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос.
Он говорит:
Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
Правила игры:
Бежать можно только после слова «мороз». «Замороженным» игрокам не сходить с места.
«Гори ясно»
Цели: Упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность.
Содержание игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
«Ручеёк»
Цели: Приобщать детей к национальной культуре русского народа через игру; закрепить умение организовывать пары, двигаться друг за другом парами; чётко и громко произносить слова, соблюдать правила игры.
Содержание игры:
Воспитатель знакомит детей с правилами игры. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор - "ручеёк". Игрок, которому не досталась пара, идет к истоку "ручейка" и произносит такие слова:
Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй, миленький дружок.
Можно с вами поиграть?
Дети стоящие в колонне отвечают:
Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!
После этого играющий быстро проходит под сцепленными руками и ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка". И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему понравился. "Ручеёк» должен двигаться быстро.
Для завершения игры использую слова, которые произносят все играющие дети хором :
В ворота ручей бежит
И тихонечко журчит.
Ручей. ручей, ручеек!
Спасибо миленький дружок!
Хорошо мы поиграли
Все друзей своих узнали.
Правила игры:
Крепко держать пару за руку, продвигаться парами, не наталкиваясь друг на друга; четко произносить слова, выполнять инструкции воспитателя; выбирает " друга" только тот, кто остался без пары; ребенок, выбирающий пару, начинает движение от начала "ручейка".
«Солнце»
Цели: Развивать умение действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Учить расширять и сужать круг.
Содержание игры:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, - Дети ходят
Лето будет жарче. - по кругу.
Я зима теплее, - Идут в центр.
А весна милее - Из центра обратно.
А зима теплее, - В центр.
А весна милее. - Обратно.
«Заря – Заряница»
Цели: Объяснить детям, что называют «Зарёй-заряницей», обучать умению чётко произносить слова; развивать творческие способности . Вызывать положительные эмоции в ходе выполнения движений .
Содержание игры:
Дети стоят в кругу. Водящего выбирают считалкой. Ребенок-водящий, в руках у него голубая лента, проходит внутри круга около детей, машет ленточкой и все вместе проговаривают слова:
Заря-заряница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила.
Ключи золотые, ленты голубые,
За водой пошла и ребят нашла.
На слова "и ребят нашла" водящий останавливается и протягивает руку с лентой вперед так, чтобы лента оказалась между двумя детьми. Эти дети бегут за кругом в разных направлениях. Кто быстрей добежит до водящего, тот становится "зарёй".
Правила игры:
Дети в хороводе под слова игры идут вправо, а водящий с ленточкой ходит внутри круга влево. на определенные слова водящий останавливается и протягивают ленту, а двое детей бегут за кругом и стараются быстрее ее захватить. Выигрывает тот, кто захватил ленту.
Усложнение : Сначала все слова игры может произносить взрослый. По мере заучивания дети-водящие сами проговаривают свои слова.
Дети, бегущие за кругом, не должны сталкиваться, они аккуратно обегают друг друга. Забирая ленту у водящего, они опять не должны столкнуться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Картотека русских народных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста...
Картотека русских народных игр с мячом
Всё новое - это хорошо забытое старое. ...
КАРТОТЕКА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР.
Уважаемые коллеги! Когда вы работаете над темой "Патриотическое воспитание дошкольников", можете использовать данную картотеку. Скачивайте, распечатывайте и играйте. Можете предложить этот материал ро...
Русская народная игра как средство приобщения дошкольников к истокам национальной культуры. Картотека русских народных игр.
Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. Веселые подвижные игры ...
Картотека "Картотека русских народных игр Группа№ 9 (возраст 3-4 года)"
Красота в искусстве есть выражение игры человеческой сущности (Ф. Шиллер). ...Следовательно и игра, и искусство – это способ общения человека и человечества с миром.Сущность человеческой игры пр...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...