Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания
материал

Скрипченко Наталья Викторовна

Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Появилось много книг по этой теме, создаются музейные программы. Например, программа Р. М. Абрамовой «Здравствуй, русская сторонка!» (на основе мини-музея «Русская изба»). Музейная педагогика позволяет решать задачи по всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Старший воспитатель: Скрипченко Н.В.

Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания.

Целью ФОП является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Разностороннее развитие подразумевает полноценное развитие личности ребенка во всех основных образовательных областях, по всем направлениям воспитания, а также во всех видах детской деятельности (коммуникативной – общение, познавательно-исследовательской, игровой, художественной, двигательной и др.).

Решать задачи по всестороннему развитию дошкольников позволяет музейная педагогика.

Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Появилось много книг по этой теме, создаются музейные программы. Например, программа Р. М. Абрамовой «Здравствуй, русская сторонка!» (на основе мини-музея «Русская изба»).

Понятие «музейная педагогика» в пространство музейного мира России вошло в начале 1970-х гг., оно заимствовано из немецкой терминологии. Фундаментом музейной педагогики является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, предметы окружающего мира и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, природе и т.д.

Что означает слово «музей»? Музей это — «учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью». (Толковый словарь Ожегова).

Музей в детском саду, по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного.

Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю и постигаю.

Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно-воспитательной деятельности. Музейная педагогика призывает дать возможность ребенку самому манипулировать предметами, самому извлекать из них информацию, самому делать выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». Полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка. В музее ребенок знакомится с новыми, незнакомыми предметами, которые он до этого не встречал. Это расширяет его кругозор, представления об окружающем его мире.

В детских садах создаются собственные музеи, они небольшие, и называются «мини-музеи». Они приобрели большую популярность и теперь уже почти в каждом дошкольном учреждении мини-музеи — неотъемлемая часть развивающей среды.

Задачи мини-музея:

 ‒ Расширение кругозора дошкольников.

‒ Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

‒ Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

‒ Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

- Развитие связной речи.

‒ Развитие творческого и логического мышления.

‒ Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

- Формирование эмоциональной отзывчивости.

 ‒ Формирование основ музейной культуры и др.

Принципы создания мини-музея:

Принцип интеграции — мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

Принцип деятельности и интерактивности — мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т. д.).

Принцип природосообразности — мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

 ‒ Принцип научности — представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Принцип гуманизации — мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый — ребенок», «ребенок- ребенок».

Принцип культуросообразности — мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.

Принцип динамичности и вариативности — экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

 ‒ Принцип разнообразия — наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

- Принцип экологичности – в экспозиции должны преобладать экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения.

Принцип безопасности, партнерства, непрерывности, креативности и др.

Тематика мини-музеев может быть различной. Это музей народного быта, мини-музей природы (собственно мини-музей природы, в котором представлены любые объекты природы и экспонаты, отражающие природные явления (экологические, геологические, астрономические и т.д.); мини-музеи отдельных компонентов природы – воды, песка, растений и т.д.)

Мини-музей в детском саду это не просто организация постоянных и временных экспозиций или выставок, а различные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение праздников и досугов, исследовательскую и проектную деятельность.

Использовать музейную педагогику возможно и необходимо во время всех воспитательно-образовательных отношений, так как музей любого профиля является уникальным образовательным пространством. Педагог может обращаться к музейной педагогике во время проведения занятий, развлечений, других мероприятий, организуемых в ДОО. Интеграция музейной педагогики возможна с разными видами деятельности дошкольников. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс воспитания и обучения более предметным, наглядным и осязаемым.

Привлечение родителей к участию в создании в ДОУ мини-музеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, в итоге: родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициаторов и активных участников.

Таким образом, музейно-педагогическая работа в детском саду — это результат творческой деятельности всех участников педагогического процесса. Она направлена на ознакомление с окружающим миром, формирование системы ценностей ребенка, на его приобщение к историческому, культурному, природному наследию. Музейная педагогика способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и воспитания, может быть использована для реализации как образовательной программы ДОУ, так и дополнительных программ дошкольного образования.

Мини-музей помогает расширять кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности.

Литература:

1. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А. И. Данюкова – М.: Линка-Пресс, 2008. – с. 256.

2. Шакирова Е.В. Музейная педагогика: возрастные региональные особенности применения в детском саду. / Е.В. Шакирова – Дошкольная педагогика, №1, 2023 – С. 9.

3. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н. Нестеренко – Обруч, № 6, 2000 – С. 30–31.

4. Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада / Н. А. Рыжова – М.: Линка-Пресс, 2003.

5. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г. Тихонова. – М.: АРКТИ, 2006.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар «Мини-музей как средство разностороннего развития дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад села Алаторка » муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан

Слайд 2

Цель Федеральной образовательной программы Разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Слайд 3

Разностороннее развитие ребенка Патриотическое Духовно-нравственное Социальное Познавательное Физическое и оздоровительное Трудовое Эстетическое Коммуникативная Познавательная Исследовательская Игровая Двигательная Продуктивная и др. Социально-коммуникативное Речевое Познавательное Физическое Художественно-эстетическое

Слайд 4

Музейная педагогика Научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя. И нновационная технология в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде.

Слайд 5

Музейная педагогика Музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова) Музей в детском саду – интерактивное пространство, в котором ребенок может действовать самостоятельно, с учетом собственных интересов и возможностей. Н.А.Рыжова

Слайд 6

Музейная педагогика Я слышу и забываю. Я вижу и вспоминаю . Я делаю и постигаю. (Конфуций)

Слайд 7

Цели и Задачи мини-Музея Расширение кругозора дошкольников. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности . Развитие связной речи. Развитие творческого и логического мышления. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Формирование эмоциональной отзывчивости. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами. Формирование основ музейной культуры и др.

Слайд 8

Принципы создания мини-Музея Принцип интеграции Принцип деятельности и интерактивности Принцип природосообразности Принцип научности Принцип гуманизации Принцип динамичности и вариативности Принцип разнообразия Принцип экологичности Принцип безопасности и др.

Слайд 9

Тематика мини-Музеев Музей народного быта М ини-музей природы экологические, геологические, астрономические и др. песка, воды, растений и т.д. Мини-музей пуговицы

Слайд 10

Музейн0-педагогическая работа в ДОУ это результат творческой деятельности всех участников педагогического процесса. Она направлена на ознакомление с окружающим миром, формирование системы ценностей ребенка, на его приобщение к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Слайд 11

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства народной педагогики и возможности их использования в системе дошкольного образования: сказки, пословицы.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Особенность этого периода - он обеспечивает именно общее развитие, слу...

Презентация "Музейная педагогика в системе дошкольного образования"

В презентации представлен опыт работы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс...

Музейная педагогика в системе дошкольного образования

Выступление на педагогическом совете: "Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через использование мини-музеев в дошкольных отделениях при реализации ФГОС ДО"...

Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в реализации ФГОСДО»

Консультация для педагогов: «Реджио - педагогика в системе дошкольного образования в...

Музейная педагогика в системе дошкольного образования

Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности....

Консультация «Музейная педагогика в условиях дошкольного образования»

Консультация «Музейная педагогика  в условиях дошкольного образования»...

Музейная педагогика в системе дошкольного образования

Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.  Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путем включ...