Дружба народов
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад № 1 «Рябинка»
Проект
«Дружат люди всей земли»
Авторы: Торопова Светлана Николаевна
Шерина Наталья Анатольевна
Черниченко Елена Сергеевна
Конькова Юлия Владимировна
Зарубина Лариса Валентиновна
Промышленновский муниципальный округ,2023
Актуальность
Наше общество представляет собой большую коммунальную квартиру, в которой живут люди разной национальности, вероисповедания. Они живут рядом, плечом к плечу им нельзя ссориться, они должны жить в мире и согласии, быть терпимыми, уважать и сочувствовать всем, кто живет рядом, не зависимо от того, что эти люди говорят на другом языке, по-другому молятся, соблюдают иные традиции.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в нашем детском саду был организован проект «Дружат люди всей земли», который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, чуткости, справедливости, отзывчивости; воспитание чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир отчизны – России.
При современном уровне миграции народов дошкольные учреждения посещают дети разных народностей, с разными культурными традициями, разным уровнем знания русского языка. Система дошкольного образования только на уровне частных детских садов может создавать для детей группы, объединяющие малышей по национальному признаку. В государственных учреждениях все дети распределяются по группам с учетом возраста.
Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с 4 лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. У старших дошкольников, воспитывающихся в многонациональном коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных народов, что чаще всего проявляется в интересе к их жизни, культуре, желании дружить, делиться с ними игрушками, даже выучить язык, на котором они говорят. Вместе с тем бывают прямые или косвенные проявления иного отношения: насмешки или, наоборот, испуг.
Основной путь воспитания у детей культуры межнационального общения – это приобщение к национальной культуре через познание народной мудрости, национальных традиций и обычаев, произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов, художников, мастеров народного промысла. В социальном окружении важно дать детям правильные ориентиры: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.
Важным моментом толерантного воспитания является формирование у детей эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию населения нашей страны, многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все разные».
Эффективность толерантного воспитания зависит от комплексного использования различных методов и средств.
Российская Федерация – одно из крупнейших многонациональных государств в мире, где проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 239 языках и диалектах. Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, сыгравшие историческую роль в формировании российской государственности.
Россия живёт и развивается благодаря тому, что в ее истории, особенно в трудный ее период, люди, объединялись и побеждали многие беды. Мы считаем, что только благодаря единству народов всегда свершаются великие дела. Народы России живут в единстве не одно столетие. Вместе мы создали великую страну - СССР, победили в Великой Отечественной Войне, вместе мы вышли первыми в космос и вместе мы будем дальше жить и развиваться.
Русские составляют, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, более 78% населения страны и являются этническим большинством. Россия сегодня сохраняет вековой статус многонационального государства. Народы Российской Федерации имеют свои культурные корни, особые и свойственные им пути национального и культурного развития.
Русский народ всегда играл роль собирателя вокруг себя народов и земель, он волей истории оказался центром притяжения всех народов России, создал могучее евразийское государство – Россию.
Сохранение межнационального мира и согласия, обеспечение бережного отношения к этнокультурной самобытности многонационального народа России – стратегическая задача современного общества и государства.
Необходимо совместно предпринять все усилия для борьбы с национализмом, ксенофобией, призывами к насилию и межэтнической розни, которые всегда были и будут миной замедленного действия для российской государственности.
Задача современной государственной национальной политики Российской Федерации состоит в укреплении духовной консолидации многонационального народа России в единую гражданскую нацию при сохранении этнокультурного и языкового многообразия.
В наше время большое значение в воспитании детей приобретают идеи приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, формирование толерантного отношения к сверстникам.
В дошкольном возрасте начинается формирование чувства патриотизма: любовь к Родине, преданность ей. Условия российского общества в целом пока неблагоприятны для формирования у детей патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным опытом деятельности, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Сегодня Россия является одним из самых крупных центров, принимающих мигрантов, приток которых объективно востребован в сложившихся экономических реалиях и будет востребован в еще больших масштабах в связи с демографической ситуацией.
Наш поселок Промышленная является многонациональным. В нем представлено множество национальностей. Судьбы представителей многих народов тесно связаны с поселком с первых дней его строительства.
Население поселка многонационального. В этническом составе преобладают русские, проживают татары, украинцы, армяне, чуваши, чеченцы и т.д прочие национальности. За годы совместного проживания в Промышленной сложились традиции взаимного уважения и дружеского общения, мира и согласия между народами. В поселке проводятся национальные праздники и гулянья.
При изучении национального состава воспитанников детского сада были получены следующие результаты: русские – 72,8%, армяне – 6,7%, татары – 6,4%, чуваши– 5,4%, казахи – 4,4%, другие национальности (шорцы, чеченцы, украинцы) – 4,3%.
Меня заинтересовали вопросы:
Как донести до детей особенности многонациональной страны?
Как сделать, чтобы традиции других национальностей стали понятны для детей?
Можно ли расширить кругозор детей о других нациях посредствам игр, литературы, творчества?
Проблема: Мы мало знаем о культуре, традициях разных народов, проживающих на территории России, мало проводим совместные мероприятия для сплочения коллектива.
Поэтому, главная идея моего проекта: показать на примере нашего детского сада что мы можем жить в дружном коллективе, что мы умеем уважать традиции и культуру народов разных стран. Для осуществления поставленной цели, был намечен план исследовательской деятельности
Описание проекта:
Данная работа представляет собой проект, или тематическую неделю, посвящённую 4 ноября (Дню народного единства) Поскольку праздник появился не так давно, то возникла необходимость создать подобную работу.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Применение в учебно-воспитательной работе.
Цель: Воспитывать толерантность и дружеское отношение к разным народам мира.
Задачи:
1.Формировать представление о России как многонациональном государстве, но единой стране.
2.Формировать у детей чувство толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
3.Воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.
4.Формировать знания об особенностях национального быта разных народов.
5.Развивать интерес к истории, традициям, жизни людей.
Участники проекта:
Дети всех возрастных групп, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта: неделя
Предполагаемые результаты:
1.Дети получили качественные знания о культурах различных народов, познакомились с национальными особенностями.
2. У детей сформирован интерес к жизни и традициям народов разных стран.
3. Словарный запас детей обогащен новыми терминами, понятиями.
4. Дети уважительно относятся к другим народам.
Подготовка тематической недели ведётся заранее. Раздаются стихотворения для того чтоб дети выучили. Приглашаются гости-родители.
Условия реализации проекта:
Данный проект может успешно реализовываться в дошкольных образовательных учреждениях при тесном взаимодействии администрации, творческих педагогов и родителей. Реализация проекта позволяет создать все необходимые условия для полноценного развития детей дошкольного возраста.
На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства.
Проект направлен на решение данной проблемы и включает в себя следующие разделы:
- Работа с воспитателями и узкими специалистами;
- Работа с воспитанниками ДОУ;
- Работа с родителями;
Организация детской деятельности:
* Проведение непосредственной образовательной деятельности с детьми;
* Организация тематических праздников и развлечений;
* Организация тематических конкурсов и выставок детского творчества.
Самостоятельная деятельность детей:
* Организация творческой продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка, поделки из природного и бросового материала);
* Подбор дидактических, развивающих и сюжетно-ролевых игр.
Деятельность, осуществляемая в режимных моментах:
* Чтение художественной литературы, тематические беседы;
Работа с родителями:
- Оформление информационных стендов и буклетов;
- Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (помощь детям в создании индивидуальных проектов и в составлении генеалогического дерева семьи);
Организация участия родителей в совместных мероприятиях.
Этапы реализации проекта осуществлялся в три этапа:
I. Подготовительный:
Подбор информации, дидактического материала, составление картотек, о России и странах мира, толерантности, национальном разнообразии, о методах и способах закрепления материала у дошкольников. Составление рабочего плана и распределения обязанностей по проекту.
Подбор конспектов ООД по теме. Подбор презентаций. Сбор материалов для познавательной выставки «Дружба народов» . Разработка сценария праздника «Дружба народов».
II. Основной:
Выставка рисунков «Дружба народов»
Консультации на темы: «Песни. Танцы. Игры народов»
Прослушивание национальных песен, разучивание танцев, игр. Создание игротеки «Народные игры»
Библиотека «Путешествие по странам» (Казахстан, Армения, Россия, Украина, Африка).
Оформление познавательной фото выставки «Дружба народов». Оформление папки – передвижки по нравственно-патриотическому воспитанию. Беседы, НОД о разных странах, народах, символике, просмотр презентаций
III Завершающий:
На этом этапе состоится подведение итогов: проведено итоговое мероприятие, основанное на совместной деятельности, и носящее закрепляющий характер, развлекательное мероприятие для детей фестиваль «Дружбы народов» и презентация выставки рисунков, и дегустация национальных блюд Поздравление наиболее активных участников проекта и вручение памятных подарков.
Формы работы
Родители.
Консультации на тему толерантности
Участие в выставке творческих работ (Рисунок «Народы мира»)
Родительское собрание «Мы разные»
Изготовление костюмов и атрибутов к итоговому празднику
Дети.
Беседы (НОД о разных странах их символике, культуры и традиции разных народов,)
Просмотр презентаций, разучивание стихов, песен, танцев, поделки, рисунки.
Беседы с детьми о толерантности. Дать понятие о том, что толерантность – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Формировать умение терпимо относится к другим народам.
Изобразительная деятельность. Раскрашивание по образцу, трафарету «Национальные костюмы», выставка рисунков «Хоровод дружбы».
Игровая деятельность. Дидактическая игра «Часть – целое» (по народным костюмам, дидактическая игра «Собери мир» (книга - пазл, дидактическая игра «Государственные символы России», Дидактическая игра «Путешествие по миру». Вызвать у детей интерес путешествовать по карте, закреплять знания детей о народах, живущих на нашей планете, знакомиться с подвижными играми разных народов.
Познавательная деятельность. Чтение сказок разных народов, чтение стихотворений В. Степанова «Российская семья», О. Александровой «Лучшее богатство», С. Маршака «Всемирный хоровод», Я. Акима «Есть одна планета – сад» и т.д.
Знакомство детей с государственной символикой и народной культурой разных стран (демонстрация презентаций):
«Моя Родина – Россия»
«Солнечная Армения»
«Наш друг- Казахстан» и т.д
Ожидаемые результаты:
- Толерантные, дружелюбные, коммуникативные отношения,
дошкольники знающие культурные традиции разных
народов, разных стран, умеющие адекватно взаимодействовать в условиях
межэтнических отношений;
- заинтересованность родительской общественности к участию в работе по воспитанию толерантности у дошкольников;
- расширение и совершенствование информационной базы пропаганды международного общения в детском саду;
- обобщение и распространение опыта работы в дошкольных учреждениях поселка
- У детей сформируется представление о России как о многонациональной стране;
- пополнятся знания о традициях разных народностей;
- сформируется способность организовать свою деятельность, умение творчески применять полученные знания в игровой, художественно- продуктивной деятельности;
- сформируются такие качества, как любовь к родному краю, уважительное отношение к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.
Вывод: Подводя итоги проделанной работы по краткосрочному проекту: «Дружат люди всей земли» необходимо отметить, что данный проект позволил в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста представление о особенностях национального быта разных народов мира, её традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами: педагоги, родители, дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.
«Путешествие по странам»
Цель: формирование толерантности в коллективе.
Задачи:
Образовательные:
- обеспечение учащимся творческой атмосферы, способствующей их нравственно-эстетическому, художественному и интеллектуальному развитию
- формировать представление об истории, культуре, обычаях представителей других национальностей.
Развивающие:
- развивать творческие способности у учащихся;
- развивать интеллектуальные способности: критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие;
- развивать информационно-коммуникативные компетенции.
Воспитательные:
- продолжить формирование толерантности, гражданственности, патриотизма, духовности в школьном коллективе.
Форма: фестиваль.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, звуковая аппаратура, ноутбук.
Проведение мероприятия
На фоне музыки читает чтец
Давным-давно, в старину, зимы были очень холодные. Однажды поднялась страшная пурга. И был такой мороз, что люди боялись выйти из чумов. Гуси, утки и другие птицы зарылись в снег, чтобы согреться.
Но один смелый человек не побоялся отправиться в путь искать теплую страну. Долго он ходил по земле и, когда вернулся, сказал своему народу: - Я нашел теплую страну.
Услыхала слова смелого человека уточка - чирок и рассказала всем птицам о теплом стане. Гуси, лебеди и журавли поднялись в небо и полетели. И люди из племени смелого человека, который нашел чудесную страну, тоже стали собираться в дорогу.
Смелый человек сказал: - Теперь вы знаете про эту страну, доброго вам пути! А я останусь, где родился. Он сшил себе меховую шубу, чтобы спасала от мороза. Вывернул ее наизнанку, надел - и превратился в птицу луня.
А люди, которые пошли в теплую страну, шли все вместе, держались друг за друга и кормились тем, что подстреливали на пути дичь. Стреляли они из луков. А чтобы стрелы летели без промаха в цель, привязывали к ним орлиные перья. Один человек обиделся, что ему мало досталось орлиных перьев для стрел. Он крикнул другому: - У тебя больше перьев! Никогда не буду с тобой говорить на одном языке!
Переругались все из- за орлиные перья, разошлись по тайге в разные стороны и стали говорить на разных языках. Так появились эвенки, якуты, нанайцы, японцы, китайцы, белорусы и другие народы.
Звучат фанфары.
Стихи для ребят
Всех народов и стран -
Для абиссинцев
И англичан,
Для итальянских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких,
Немецких,
Французских,
Негров, чья родина -
Африки берег,
Для краснокожих
Обеих Америк;
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать;
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Для детворы
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек -
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах или в селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад -
С Востоком,
А дети -
Друг с другом!
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы приветствуем участников и гостей фестиваля «Народы мира!».
Поприветствуем гостей нашего фестиваля.
На нашей планете проживает огромное количество народов, каждый из которых обладает уникальной историей и культурой.
Говоря о дружбе народов, о необходимости знать и уважать чужие обычаи и особенности, ни в коем случае нельзя забывать о том, что все мы – жители одной Планеты.
Сегодня мы предлагаем Вам окунуться во времена, когда наша страна была в самом расцвете-
крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье – по численности населения.
Мы приглашаем на эту сцену. Всех участников Фестиваля.
I часть праздника
Ведущий: Узбекистан, Армения, Болгария, Грузия – между этими странами можно найти огромное количество сходств и отличий.
Ведущий:
В Фергане моей тепло. Снега не бывает.
Вдруг вокруг - белым-бело: хлопок поспевает!
Если хлопок позовет-то у всех полно забот!
Сразу пусто в школе: школа вышла в поле!
Знает каждый из ребят, что недаром говорят:
- Кто ходить в халате хочет - пусть на хлопке похлопочет!
Выступление - Узбекистан.
Ведущий: Отличительной особенностью национальных ковров этого государства, являются красота и долговечность. В конце XX века ковроткачество становится одной из важных отраслей экономики этой страны. Среди современных ковров выделяется самый большой в мире ковер ручной работы общей площадью 301 м², который был соткан в 2001 году, а в 2003 году занесен в книгу рекордов Гиннеса.
Выступление - Туркмения.
Ведущий: На территории этой страны размещен первый и крупнейший в мире космодром Байконур.
Выступление - Казахстан.
Ведущий: Столица этой страны – Душанбе. Город уютно разместился меж гор. Стоит лишь на сто метров выйти за его черту, и вы окажетесь в горах.
Выступление - Таджикистан.
Ведущий: По одной из версий, новое название столицы этой страны происходит от легендарного героя Бишкек-Батыра, жившего в этой местности в XVIII веке. По другой — от термина «пишпек», предмета кухонной национальной утвари (специальная палка для перемешивания кумыса и сбивания масла).
Выступление - Кыргыстан (Киргизия).
Ведущий: Следующая страна граничит с Россией на востоке, Украиной на юге, Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе. Столица —Минск.
Выступление – Белоруссия.
Ведущий: Давайте отправимся дальше на запад.
Многие, кто посетил этот край, называют его «маленьким кусочком рая». С высоты птичьего полёта эта страна напоминает гроздь винограда, ставшей визитной карточкой страны, а виноградники признаны лучшими в Европе.
Выступление – Молдова (Молдавия)
Ведущий: На южных рубежах нашей Родины, за величественными Кавказскими горами лежит прекрасная страна, куда древние греки плавали за золотым руном.
Выступление - Грузия.
Ведущий: «Каждому свой край сладок» - так гласит одна из многих народных поговорок этой страны. Действительно, почти каждый человек считает свою родину самой лучшей страной, и жители этого государства не исключение. Название этого государства переводится как “страна огней”.
Выступление - Азербайджан.
Ведущий: На горе Арарат археологами были найдены, предположительно, детали Ноева ковчега. Где же находится эта гора?
Выступление - Армения.
Ведущий: Данное государство является многонациональным , что отражено также в ее конституции. На её территории проживает более 190 народов, которые говорят более чем на 100 языках и диалектах.
Выступление - народы России.
- Российская Федерация
- Республика Бурятия
- Республика Татарстан
Ведущий: Предлагаем ребятам спуститься в зал и занять свои места.
Фон музыка
II часть праздника
Ведущий:
Русские, казахи, негры, украинцы и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.
Смотрит парень на рябину
Вспоминает Украину.
Немец, Белорус, Мордвин,
Молдаванин и Грузин
Все народности не счесть
Всем в России место есть.
Сегодня надо говорить о дружбе разных народов, о взаимопонимании и уважении. Проникнутся этими чувствами по отношению друг к другу. Мы разные, но живем на Великой земле России и только терпение, взаимопонимание и уважение поможет нам сохранить ее для следующих поколений.
Национальная культура каждого этноса и племени - это красочный узор в уникальном культурном калейдоскопе нашей страны и является её бесценным богатством. Все представители этнических групп России должны беречь и передавать следующим поколениям богатую культуру, уникальный язык и добрые традиции своих предков!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Дружба народов"
Формировать навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур.Познакомить с традициями и культурой Азербайджана....
Мы единством и дружбой народов сильны.
Каждый родитель стремится воспитать своего ребенка так, чтоб он осознал свой долг перед родиной, уважал историю и традицию своих предков, чтил память об и подвиге. Наравне с родителями патриотич...
презентация "Дружба народов,народы России"
презентация содержит 14 слайдов,в которых представлены:понятие "толерантность",народы России...
Сценарий Фестиваля дружбы народов Поволжья "Лучик дружбы"
В этом мероприятии принимали участие дети всех возрастных групп ДОУ и педагоги, сценарий составлен в соответствии с этнокультурным компонентом...
Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.
РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...
Сценарий фестиваля народов России «В дружбе народов единство России»
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители более ста народов. Наш детский сад – это общий дом для детей разных национальностей. Каждому из нас важно знать и ...
Клубный час "Дружба народов-Русский народ"
Путешествие по России, в гостях у русского народа....