Выступление на педсовете: «Творческие задания, используемые для развития речи дошкольников»
учебно-методический материал
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновская средняя общеобразовательная школа № 7
фактический адрес: 142701, Московская область, Ленинский г.о.,
г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35
Выступление на педсовете:
«Творческие задания, используемые для развития речи дошкольников»
Подготовила: Зуева А.В.
г. Видное, 2023год
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К.Д.
3 слайд
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. На своих занятиях, я использовала мнемосхемы, где каждый ребенок мог воспроизвести полученную информацию. Где схемы служили зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют и логопеды
4 слайд
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
5 слайд
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использовала для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
Особенно эффективны были мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывали картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывали схематически. После этого дети по памяти, могли использовать графическое изображение, что позволяло им воспроизводить стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагала готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы.
7 слайд
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
8 слайд
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я начинала свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перешла к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
9 слайд
Мнемоквадрат- это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение
Мнемодорожка –это ряд картинок (3-5), по которым можно составить небоьшой рассказ в 2-4 предложения.
10 слайд
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст.
12-19 слайды
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. В своей работе я использую следующие мнемотаблицы: (перечисляю)
20 слайд
Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Могу сказать, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, например в таких областях, как познавательное и художественно-эстетическое развитие.
Мнемотехника многофункциональна.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой нужно использовала речевые игры, настольно-печатных игр, что помогает детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya-m.t-_1_1.pdf | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "Роль сюжетных игр в развитии речи дошкольников"
quot;Роль сюжетных игр в развитии речи дошкольников"...
Выступление на педагогическом совете по развитию речи " Основные задачи развитие речи дошкольников"
quot; Основные задачи развитие речи дошкольников"...
Выступление на педагогическом совете: "Мнемотехника - эффективный метод развития речи дошкольника"
Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходим...
Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Развитие речи дошкольников через применения нетрадиционной технологии СУ - ДЖОК».
Выступление на педагогическом совете по теме самообразования «Развитие речи дошкольников через применения нетрадиционной технологии СУ - ДЖОК». ...
Выступление на тему: «Значение пальчиковых игр в развитие речи дошкольника»
Пальчиковая гимнастика- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помо...
Выступление на педсовете "Роль сюжетных игр в развитии речи дошкольников"
quot;Роль сюжетных игр в развитии речи дошкольников"...
Консультация для родителей «Творческие задания, используемые для развития речи».
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на ка...