Логопедическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ.
методическая разработка (подготовительная группа)
Работа по логопедическому сопровождению в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_soprovozhdenie_v_dou.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по логопедическому сопровождению в дошкольном образовательном учреждении.
Логопедическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Звуки – это основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит служить - средством общения.
Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно – развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Логопедическое сопровождение коррекционно-педагогического процесса является одним из главных компонентов системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях образовательного процесса образовательной организации.
Логопедическое сопровождение предполагает реализацию в образовательном процессе следующих задач:
- раннее выявление и преодоление отклонений в развитии речи детей с нарушениями речи;
- осуществление диагностики речевого развития детей во взаимодействии с ПМПК;
- определение и реализация индивидуальной программы коррекции речевого дефекта с учётом его структуры, степени тяжести, клинической обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей ребёнка;
- распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (законных представителей) по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии.
Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.
На логопедическое сопровождение зачисляются дети, имеющие: общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонетическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения – фонетические нарушения; нарушения речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
Правильное комплектование групп для детей с нарушениями речи обеспечивается соблюдением всех принципов отбора. Чтобы правильно организовать службу сопровождения в ДОУ необходимо определить способы практического осуществления процесса индивидуального сопровождения, в основе которого лежит:
-Диагностика, с целью выявления проблем. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте, с целью дальнейшего зачисления в логопедическую группу или логопункт.
-Консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.
-Первичная помощь на этапе реализации плана решений, разработка индивидуальных коррекционных планов работ для каждого ребенка с нарушением речи, практическая работа по преодолению нарушений звукопроизношения весь период посещения ребенка логопедической группы или логопункта. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций. Диагностика звукопроизношения, конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического обследования, заполнение индивидуальных речевых карт, перспективных планов, направленных на решение коррекционных задач.
Индивидуальное сопровождение – это система взаимосвязанных по целям, времени, задачам и согласованных действий всех педагогов и специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а также направленно на всестороннее развитие способностей ребенка.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Целью деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении, является профилактика и коррекция нарушений речи у детей. Профилактическая логопедическая работа заключается в проведении консультаций, открытых занятий, и педагогических выступлений для родителей и воспитателей по различным вопросам развития речи детей.
Профилактическая логопедическая помощь оказывается детям раннего и младшего дошкольного возраста. Коррекционная логопедическая помощь оказывается детям среднего и старшего дошкольного возраста, и заключается в проведении индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях по коррекции имеющихся нарушений звукопроизношения.
Групповые занятия подразумевают общее развитие речи, которое включает в себя артикуляционную и пальчиковую гимнастику, выполнение заданий на раздаточных материалах. Развитие связной речи с помощью рассказов по серии картинок, дифференциация звуков, развитие фонематического слуха и внимания, с помощью подвижных игр, игр с мячом др. Групповые занятия проводятся с детьми три раза в неделю.
Подгрупповые занятия включают в себя артикуляционную и пальчиковую гимнастику, закрепление упражнений на постановку звуков, выполнение заданий посредством раздаточного материала и развитие речи с помощью подвижных игр, игр с мячом и т. д.
Индивидуальные занятия проводятся с целью отработки артикуляционной и пальчиковой гимнастики, собственно постановки звуков, дальнейшего закрепления и автоматизации поставленных звуков с помощью проговаривания чистоговорок, составления рассказов по картинкам, выполнения заданий на раздаточном материала и различных подвижных игр для коррекции звукопроизношения и развития фонематических процессов.
Составляя конспект занятия и продумывая его содержание, следует учитывать, что речевой материал в ходе занятия усложняется постепенно, последовательно, в зависимости от этапа работы над звуком. Так, одна из особенностей индивидуального занятия по постановке звуков – наличие нескольких подходов в течение занятия (не менее 3 раз), чередующихся с заданиями по реализации других целей. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий, система поощрений позволяет поддерживать интерес детей на протяжении определенного отрезка времени.
Индивидуальные занятия проводятся не менее 3 раз в неделю, Продолжительность индивидуального занятия – 15-20 минут. Темы индивидуальных занятий с детьми и учет их посещаемости отражаются в журнале логопедических занятий.
Заключительным этапом логопедического сопровождения является осуществление контроля выполнения выше обозначенных направлений деятельности учителя – логопеда. Данный контроль включает: проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости); информацию о работе учителя-логопеда на педагогических и методических советах; подведение итогов работы за учебный год; цифровой отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.
В процессе воспитания детей, имеющих речевые нарушения, родителям и педагогам необходимо постоянно осмысливать свое поведение и свои позиции. Взаимопонимание, поощрение, взаимное уважение, соблюдение порядка, взаимодействие между членами семьи, так и между педагогами и родителями играют серьезную роль в профилактике психогенных реактивных явлений у детей, страдающих речевой патологией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности
Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повы...
Программно - методическое сопровождение образовательного процесса , на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы," Подвижные и дидактические игры для знакомства детей с правилами дорожного движения"
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошколь...
Программно - методическое сопровождения образовательного процесса, разработана по ФГОС на основе примерной образовательной программы « От рождения до школы» "Игры, направленные на развитие умений ориентироваться на плоскости"
Умение ориентироваться на плоскости является одним из факторов успешной подготовки к школе. Работа в тетради требует жесткой дисциплинированности. Формирование графического навыка во многом зависит от...
Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессиональных стандартов
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы управления психолого-педагогическим сопровождением образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении в условиях введения ФГОС и профессионал...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) в образовательной системе были введены основные принципы дошкольного образования,...
« Логопедическое сопровождение педагогического процесса в условиях ФГОС ДО»
Наша жизнь стремительно изменяется. Современные дети отличаются от нас, поэтому, все сложнее наладить взаимодействие ребенка с родителем, ребенка с педагогом, ребенка с обществом. И учителю-лого...
«Технология онлайн – консультирования в рамках логопедического сопровождения образовательного процесса, используя возможности сайта youtube».
Повышение качества дошкольной подготовки и компетентности родителей...