Консультация для воспитателей «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
консультация
Консультация для воспитателей
«Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_pedagogo.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Организация детской познавательной деятельности
в условиях лета».
Составила воспитатель: Вахрушева Е.А
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает,
и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», — писал
классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательной деятельности у детей дошкольного возраста
особенно актуально на современном этапе, так как оно развивает детскую
любознательность. Пытливость ума и формирует на их основе устойчивые
познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.
Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать
не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими
причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию.
В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанник исследует окружающую
среду. Важный результат данной деятельности – знания, в ней добытые.
В развитии познавательной деятельности дошкольников огромную роль
играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность. Осуществляется она в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний
– рассматривание картинок, экспериментирование, личный опыт и др.
На организацию мероприятий необходимо обращать особое внимание,
так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные
поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.
Осуществляя руководство этим направлением работы, воспитателю
необходимо придерживаться следующих требований:
Создаваемые условия должны провоцировать дошкольников на поиск
ответов на поставленные вопросы, получение дополнительной информации
по содержанию беседы;
Дети должны самостоятельно определять степень своего участия в этой
деятельности и свободно выбирать из предложенных педагогом средств и источников познания.
Педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремления сформировать познавательную активность ребёнка.
Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей
личности, которые называют признаками творческой личности:
— Способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать
сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;
— Умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;
— Способность отказаться от ориентации на авторитеты;
— Умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в
новом контексте;
— Способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение
мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые
комбинации;
— Готовность памяти (овладение достаточно большим объёмом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;
— Креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Познавательная активность имеет отчётливые внешние проявления:
— Интерес к предмету;
— Эмоциональное отношение к предмету (удивление, недоумение, лукавство, озабоченность, т.е. разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом);
— Действия, направленные на исследования свойств предмета, понимание его функционального назначения.
Познавательная деятельность реализуется в разных формах:
— Самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребёнка – стихийно;
— Организованная образовательная деятельность – организованная воспитателем;
— Совместная – ребёнка и взрослого – на условиях партнёрства.
В зависимости от цели и источников получения информации используется четыре формы:
Информационные формы, на которых осуществляется знакомство детей
с неизвестными им ранее познавательными фактами и сведениями из различных областей знаний в мире. На таких беседах основной источник информации – взрослый. Педагог старается с помощью наводящих вопросов подвести
детей к самостоятельному решению проблемы, её пониманию и открытию
нового;
Познавательные занятия – практикумы, где дети усваивают новую информацию в процессе практической работы с различными материалами и
специальным оборудованием (микроскоп, лупа, карта и пр.);
Интегрированные занятия, где дети имеют возможность в рамках одного
занятия получить максимум представлений о свойствах, качествах, отношениях между объектами, явлениями, о существующих между ними взаимосвязях в процессе разных видов детской деятельности (предметной, трудовой,
изобразительной, речевой, театрализованной, экспериментирования);
Итоговые мероприятия, на которых педагоги вместе с детьми подводят
итоги, обобщают полученные представления по определённой познавательной теме.
Среди всех познавательных и психических процессов ведущим является
мышление. Оно тесным образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя и характер и качество. Значит, активизировать познавательную деятельность в процессе обучения – это, прежде всего, активизировать мышление. Добиться этого позволяют — методы, которые называют познавательные вопросы детей:
— Метод неожиданных решений, основанных на том, что педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту детей;
— Метод заданий с неопределённым окончанием, что заставляет детей
задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;
— Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности
составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в
повседневной жизни;
— Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш.А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и
начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.
В дошкольном возрасте познавательная деятельность направлена на
предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
В ходе опыта дети высказывают свои предложения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и
даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Жажда новых впечатлений
любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и
не боящиеся этого.
Дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия. Проведение
опытов, наблюдений помогает развить у дошкольников познавательный интерес, активизирует мышление, способствует формированию основ научного
мировоззрения. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательной деятельности дошкольник получает
возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?), практикуется в установлении причинноследственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о мире.
Организуя познавательную деятельность, важно помнить о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношение, обычно не становятся активным достоянием ребёнка. Чтобы сохранить и развить интерес детей к получению знаний,
то психологическую инерцию необходимо искоренить.
Большое влияние на поддержание познавательного интереса имеет тип
взаимоотношений с детьми и стиль общения. Если обстановка психологически комфортна, благоприятна то легче даётся выполнение дела, а недоброжелательность, наоборот, сковывает и парализует. Необходимо выстраивать
взаимоотношения с воспитанниками, чтобы каждый из них чувствовал себя
как полноценный партнёр в условиях сотрудничества.
Этого помогают достичь следующие приёмы: обращение к ребёнку
только по имени, нахождение на уровне глаз ребёнка во время общения, опора на похвалу, на одобрение, на добрый ласковый тон, на позитивное построение фраз.
Таким образом, познавательная деятельность – это сложное личностное
образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: и субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация,
прилежание и. т. д.), и объективных (окружающие условия, личность педагога, приёмы и методы обучения и воспитания…). Следовательно, стратегия
педагога, создающего насыщенную познавательно-развивающую атмосферу,
должна заключаться, прежде всего, в переориентации сознания воспитанников: обучение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда
познание и любая деятельность, связанная с ним, становится человеческой
потребностью в постоянном самообразовании и самосовершенствовании.
Только в случае учёта всех моментов (от работы над развитием личности самого педагога до оттачивания профессиональных умений и навыков, позволяющих успешно применять средства и приёмы по развитию познавательной
деятельности) перспективы дальнейшего развития воспитанников, несомненно, будет иметь положительную динамику.
Экспериментирование летом
В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество
интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если?
Непосредственный контакт ребенка с песком, водой, воздухом, предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их
свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание
узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять,
сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинноследственные связи, соблюдать правила безопасности.
Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.
Игры в песочнице – это прекрасная развивающая среда для работы с
детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с
песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью),
позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый
внутренний мир ребенка. Песок – отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами
песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой.
В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные
способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты:
«Сравнение мокрого и сухого песка по весу». Насыпаем песок в две
одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод
– точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с
песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.
«Из чего состоит песок».С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки
одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе
сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
«Ветер». Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу»
(банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему
(т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут
удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
«Своды и тоннели». Предложить детям вставить карандаш в трубочку
из бумаги. Затем осторожно засыпать ее песком так, чтобы концы трубочки
выступали наружу. Вытаскиваем карандаш и видим, что трубочка остается не
смятой. Не имеет значения, была ли она закопана в вертикальном, наклонном
или горизонтальном положении. Дети делают вывод: песчинки образуют
предохранительные своды. Объяснить, почему насекомые, попавшие в песок,
выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.
«Песочные часы». Показать детям песочные часы. Пусть они последят
за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка,
сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжи-
мать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить
поразмышлять над поговоркой «Время как песок», «Время как вода».
Игры с водой у бассейна – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя
на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с
водой, они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.
Вот некоторые опыты, проводимые с детьми с водой:
«Тонет, не тонет”.В ванночку с водой опускаем различные по весу
предметы. (Выталкивает более легкие предметы).
«Подводная лодка из яйца”.В стакане соленая вода в другом пресная, в
соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
«Цветы лотоса”.Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).
«Чудесные спички”. Надломить спички по середине капнуть несколько
капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна
дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).
«Веселые кораблики».Делаем кораблики из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек. Затем пускаем в воду, делая «волны» и «ветер».
Игры с воздухом. На прогулке можно узнать много интересного и о
воздухе и его свойствах:
«Помашем веером». Предложите ребёнку помахать веером около лица.
Задайте несколько вопросов: Что вы чувствуете? Подведите ребёнку к выводу, что воздух не «невидимка». Его движения можно почувствовать, обмахиваясь веером.
«Поймаем воздух». Дайте ребёнку пакет и помогите ему захватывающим движением поймать воздух и закрыть пакет. Задайте несколько вопросов: Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Подтвердите предыдущей вывод: воздух не «невидимка».
«Упругий воздух».Дайте ребёнку круг для плавания и предложите его
накачать. Задайте несколько вопросов: чем мы накачиваем круг? Что насос
пропускает в круг? Почему круг стал упругим? Помогите малышу сделать
вывод: В кругу воздух и именно он делает его упругим.
«Живой пластилин».
Налейте вместе с ребёнком 2 стакана воды. В первый стакан – чистую
воду, во второй стакан – газированную. В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). Задайте ребёнку несколько
вопросов: Что происходит в первом стакане? Что происходит во втором стакане? Помогите малышу сделать вывод: в первом стакане обычная вода, в
ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.
Во втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности
воды, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Вначале пластилин тонет, т.к.
он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают
маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.
«Холодный воздух».Остудите заранее в холодильнике бутылку и предложите ребёнку надеть на горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в
миску с горячей водой. Понаблюдайте, что происходит и задайте несколько
вопросов: Что происходит с шариком? Как он изменился? Помогите ребёнку
сделать вывод: шарик увеличивается от того, что газ в шарике согревается,
воздуху становится в шарике тесно. Поэтому он надувается. Проведите еще
один эксперимент: поставьте бутылку в холодную воду. Понаблюдайте что
происходит. Сделайте ещё один вывод: при нагревании газ расширяется, а
при охлаждении сжимается.
«Наш помощник».
Помогите ребёнку сделать вывод: чем помогает воздух человеку? И необходим ли воздух человеку!
«Живая змейка».
Предложите малышу зажечь свечу и подуть на нее, спросите у ребёнка,
почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), ее
спиральную конструкцию и продемонстрируйте ребёнку вращение змейки
над свечой (воздух над свечой теплее, над ней змейка вращается, но не опускается вниз, т.к. ее поднимает теплый воздух). Малыш выясняет, что воздух
заставляет вращаться змейку.
«Реактивный шарик».
Предложите ребёнку надуть воздушный шар и отпустить его, обратите
его внимание на траекторию и длительность его полета. Помогите ребёнку
сделать вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше
надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умении делать выводы, узнавать
разнообразные последовательные связи.
После проведения экспериментов у ребят возникают множество вопросов, в результате развивается умение думать, рассуждать.
Каким же образом побуждать ребят к играм с песком, водой и ветром,
как наполнить их деятельность интересным содержанием? Для этого необходимо оборудование:
Оборудование для игры с песком, водой и ветром.
Для игры с песком: пластмассовые ведерки, совки, лопатки, формочки,
грабельки, ситечки, игрушки, легко моющиеся (машины, куклы), а также
дополнительные материалы: дощечки, фанерные трафареты, изображающие
людей, дома, знакомых детям животных, транспортные средства, деревья.
Можно предложить для игры кукольную посуду, куски клеенки, цветной
пленки, кусочков разноцветного оргстекла, пластмассы (края должны быть
зачищены), природного материала (веточек, корней, камушков, ракушек).
Детям старшего дошкольного возраста для организации конструктивной
деятельности в песке предлагаются более мелкие игрушки. Увеличивается
количество дополнительного материала. Это могут быть обрезки пластмассовых и резиновых шлангов, труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки (в оболочке), а для формовки песка
— пластмассовые емкости разной формы и размера.
Для обыгрывания построек из песка ребята применяют и поделки, изготовленные своими руками. С этой целью используются материалы, которые
не портятся от влаги (поролон, пенопласт, цветная клеенка, проволока и др.).
Например, дети могут сплести коврики из пленки способом переплетения ос-
новы полосами, сделать мебель для кукол из молочных пакетов, обклеенных
бумагой, дорожные знаки, палочки и катушки, зверюшек из поролона.
Крупные формы полых кубов, банок без дна, отрезков пластмассовых
труб большого диаметра (в данном случае форма не переворачивается, а
снимается, поднимается вверх).
Для строительства в качестве образцов детям предлагают фотографии,
иллюстрации, рисунки с изображением различных сооружений.
Для игры с водой.
Для организации игр детей с водой на участке используются надувные
бассейны или другие емкости. Также используются плавающие игрушки, выпускаемые промышленностью: корабли, лодки, уточки, рыбки, крокодилы.
Лейки, ведерки, водяные мельницы, брызгалки, колбочки, краски пищевые.
Сачки, разноцветные шарики, камешки, лодки, кораблики — из древесной
коры, пенопласта, уточки, рыбки, лягушки — из поролона, плоты из веток
деревьев.
Для игры с ветром:
Для организации игр с ветром – самолетики, вертушки, флюгеры, парашютики, султанчики, сачки для ловли ветра, мыльные пузыри, шары, воздушные змеи, летающие тарелки, бумеранги.
Оборудование для экспериментирования.
Увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разные
сосуды из различных материалов (пластмасса, металл) разной формы, природный материал (камешки, глина, семена, листья деревьев и т.д.), утилизированный материал (проволока, ткань, пластмасса, пробки и т.д.), технические материалы (гайки, шурупы, болты и т.д.), разные виды бумаг, красители, медицинские материалы (пипетки, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Организация детской познавательной деятельности в условиях лета"
Организация детской познавательной деятельности в условиях лета Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, эксперименто...
Консультация для педагогов: «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
В материале отражены основные формы организации совместной познавательной деятельности воспитателя и детей (дидактические и сюжетно-дидактические игры) и самостоятельной познавательной деятельности де...
Консультация «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает...
Организация детской познавательной деятельности в условиях лета
Консультация на тему: "Организация детской познавательной деятельности в условиях лета"...
Консультация для родителей «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...
Консультация для педагогов ДОУ на тему "«Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
Методическая разработка в форме консультации для педагогов по созданию условий для проявления познавательной активности дошкольников в летний период....
Консультация для воспитателей "Организация детской познавательной деятельности в условиях лета".
В данном материале знакомлю воспитателей чем заинтересовать детей в летний период....