Консультация: "Организация детской познавательной деятельности в условиях лета"
материал по окружающему миру (средняя группа) по теме
Организация детской познавательной деятельности в условиях лета
Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира, они готовы к усвоению различного вида опытов, экспериментов, воспринимают их с большим интересом и эмоциональным откликом. Это объясняется прежде всего тем, что в дошкольном возрасте детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментируя, дети познают свойства веществ и предметов, осваивают представления о взаимосвязях, осознают ценность природы. Через любопытство и любознательность у дошкольников возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности. Кроме того, возрастают возможности операционной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения,появляется осознанность действий, формируется способность понимать их последствия, а необходимость в формулировании выводов, обобщений, закономерностей развивает речь ребенка.
Для достижения успеха в познавательно-исследовательской деятельности необходимо:
- Вызвать интерес дошкольников к содержанию деятельности, обеспечить достаточной мотивацией (тайна, сюрприз, познавательный мотив, ситуация выбора)
- Предложить доступный для возраста материал (с рациональным соотношением известного и неизвестного);
- Дозировать степень активности взрослого (средний дошкольный возраст: взрослый – непосредственный участник, старший дошкольный возраст – взрослый – советчик, партнер, ориентир в выборе деятельности).
- Создать доброжелательную обстановку и со вниманием и уважением относиться ко всем мыслям и гипотезам детей.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интереснее данная деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?»
Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы.
- неживая природа – почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три агрегатных состояния вещества (газообразное, жидкое, твердое); небесные тела.
- физические явления – магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления, движение, инерция, давление, свет, цвет и др.
- рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства,
преобразование предметов.
В качестве объектов исследования выступают те предметы и явления, которые нас окружают. Стоит только внимательнее посмотреть вокруг и можно найти множество интереснейших объектов. Зимой – это снег, лед, иней, сосульки, пар. Летом – вода, камни, глина и песок. Например, вот лужа – прекрасный объект для наблюдений, от нее мы всегда стараемся отогнать детей, но малыши настойчиво проявляют все больший интерес к ней. Можно понаблюдать за ее появлением, испарением воды, образованием волн, замерзанием, определить свойства воды, поискать водных обитателей. Или обыкновенный песок, которого так много на участках детских учреждений. Можно окрасить его, перетерев с цветным мелом, а теперь с ним интересно играть. Можно заполнить слоями разноцветного песка прозрачную емкость или составить коллекцию цветного песка, или использовать разные цвета песка в коллаже. Песок – это один из самых доступных материалов для исследований на территории детских садов. Мы учим детей различать свойства песка: сухой, влажный, состоит из мелких песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает через себя жидкость. На влажном песке остаются следы, по ним можно узнать, кто проходил, на сухом остаются только ямки. По мокрому песку ходить легко, по сухому трудно – он осыпается, ноги проваливаются. Затем сравним песок и камни, поясняя, что песчинки образуются от трения, ударов друг о друга камней. Дети берут камни в руки, рассматривают их, гладят, жмут, проверяют на прочность, называя при этом их свойства, форму, цвет, твердость, особенности поверхности. Обратим внимание детей на то, что в детском саду у нас тоже есть песок: в аквариуме, чтобы росли водоросли, в почве комнатных растений, чтобы земля была рыхлой, пропускала воду. Затем расскажем о том, что на Земле есть такие места, где вместо земли – песок, камни, такие места называют пустыней. Они бывают двух типов – каменистые и песчаные. Отыщем на карте пустыню, расскажем, что большинство пустынь находится в тропиках, это самые жаркие и засушливые места на Земле, и редко какие организмы способны выжить в таких условиях. Далее расскажем, что песок используется в строительстве и в изготовлении стекла, поэтому в стенах, окнах нашего детского сада тоже есть песок.
Сила выталкивания – это другой эксперимент, можно предложить детям опустить на дно в ведро с водой хорошо надутый резиновый мяч или воздушный шарик. Оказывается, это не так-то просто. Обратите внимание детей, что уровень воды в ведре повысился, а что произойдет, если отпустить шар – он выскакивает из ведра.
Летом дети видят, что лужи после дождя постепенно высыхали, но не задумываются о том, куда исчезает вода, можно предположить, что вода впитывается в землю или просто куда-нибудь стекает. Проверьте это экспериментально. Возьмите небольшую тарелочку и налейте немного воды для скорости эксперимента, отметьте уровень воды и оставьте на некоторое время, наблюдая за отметкой. Вода медленно исчезает, хотя не вытекает из тарелочки и не может в нее впитаться, она исчезает другим путем – уходит в воздух в виде крошечных капелек, образующих пар – она испаряется. Поместив тарелку под банку, убедитесь в этом: пар конденсируется на стенках и дне банки. Если одну тарелку с водой поместить на солнце, а другую в тень, то увидите, что там, где воду нагревают солнечные лучи, она испаряется быстрее. Ускоряет испарение и ветер: обдуваемый влажный лист бумаги высохнет быстрее, чем бумага, оставленная в том месте, где воздух неподвижен.
Интересны опыты по смешиванию воды с разными веществами. Предложите детям смешать воду с песком, стиральным порошком, солью, сахаром, кофе, шампунем, гречкой, фасолью, растительным маслом, соком, вареньем, краской. Прежде чем добавить в воду очередное вещество, дайте возможность детям предугадать, что произойдет с ним, затем выясните экспериментальным путем, что произошло, осталась ли вода такой же прозрачной, или изменила цвет, опустим пальцы и проверим, какая вода на ощупь, что измениться, если эту смесь перемешать.
Предложите подумать, как можно разделить полученные смеси. Масло всплывает и его можно собрать ложкой, смесь с гречкой и фасолью пропустить через сито. Отличный фильтр можно сделать из бумажного полотенца или плотных салфеток, сложенных в несколько слоев. Попробуйте пропустить через такой фильтр смесь с песком – фильтр задерживает песчинки. Но некоторые смеси разделить не удастся. Объясните, что некоторые вещества очень хорошо могут смешиваться и разделить их нельзя. Такая смесь называется раствором. Можно ли разделить раствор? Соленая вода является раствором. Капните его на тарелочку и оставьте в теплом месте, подождите, пока испарится и посмотрите, что останется на блюдце. Белый осадок – попробуйте на вкус и поймете, что это соль.
Дети хорошо знают, что вокруг нас есть воздух, но то, что в воздухе есть вода им не совсем понятно. Сначала предложите детям подумать, есть ли вода в воздухе. Проверьте предположения детей. Рано утром в солнечный день вынесите прозрачный стакан на газон. Перевернув его вверх дном, оставьте на траве. Через некоторое время необходимо обратить внимание на то, что стенки стакана затуманились и протереть салфеткой снаружи. Салфетка суха, значит капельки воды внутри стакана. Поясните детям, что частички воды все время поднимаются вверх с воздухом от поверхности земли, а сейчас, встретив на своем пути стенки нашего стакана, остались и увлажнили их.
Большинство предметов на первый взгляд кажутся пустыми, но на самом деле они заполнены воздухом, убедимся в этом на примере следующего опыта: предложите детям опустить в воду предметы один за другим. Обратите внимание на то, что от них отходят маленькие пузырьки. Что это? Это воздух, одновременно поясните, что данные предметы тяжелее воды, поэтому они тонут, а воздух легче – он поднимается вверх.
Вот еще один опыт: Аккуратно закрепите с помощью скотча салфетку на дне прозрачного стакана. Переверните и, держа прямо, опустите его в миску с водой. Вынув стакан, проверьте, мокрая ли салфетка? Что произойдет, если наклонить стакан? Объясните, что происходит это из-за воздуха, который остается в стакане и не пропускает воду, чтобы заполнить стакан, вода должна сначала вытеснить воздух.
В солнечный день обратите внимание на солнце: оно очень яркое, на него трудно смотреть, оно дает много тепла и света. Свет всегда кажется белым, но на самом деле он состоит из разных цветов. Летом поливая клумбы, пронаблюдайте эффект радуги, а с помощью крутящегося колеса можно увидеть как семь цветов сливаются в один белый.
Опыты с магнитами позволяют детям узнать, на что способен данный предмет. Для начала возьмите разнообразный бросовый материал и проверьте, все ли предметы будут прилипать к магниту. Оказывается все, что прилипает к магниту, сделано из металла. Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь, никель. Другие металлы, например алюминий, золото, серебро магнит не притягивает. Далее проверьте, можно ли устранить действие магнита с помощью предметов. Дайте детям возможность подумать, может ли магнит перестать действовать на металлические предметы. Предложите для опыта использовать различные приспособления. Положите лист плотной бумаги на две стопки книг. Сверху насыпьте железные скрепки. Снизу поднесите магнит. Что произошло? Можно ли двигать скрепками? Магнит действует через бумагу. Посмотрите, будет ли он действовать через другие предметы: деревянную доску, книгу, ткань, картон, в том числе через руку человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
В материале отражены основные формы организации совместной познавательной деятельности воспитателя и детей (дидактические и сюжетно-дидактические игры) и самостоятельной познавательной деятельности де...
Консультация «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает...
Организация детской познавательной деятельности в условиях лета
Консультация на тему: "Организация детской познавательной деятельности в условиях лета"...
Организация детской познавательной деятельности в условиях лета
В качестве объектов исследования выступают те предметы и явления, которые нас окружают....
Игра – викторина для педагогов «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
-расширение знаний педагогов организаций детской познавательной деятельности в условиях лета -закреплять знания педагогов о значении познавательной деятельности детей дошкольного возраста -формиров...
Консультация для родителей «Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...
Консультация для педагогов ДОУ на тему "«Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
Методическая разработка в форме консультации для педагогов по созданию условий для проявления познавательной активности дошкольников в летний период....