Коррекционные игры в работе с песком
консультация
• В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком? • У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии. • Идеальные размеры песочницы для песочной терапии – 49,5 * 72,5 *7 см. Лучше её изготовить из дерева, изнутри окрасить в голубой цвет (символ неба и воды), но можно использовать и пластик. Песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка. Можно приобрести песок в зоомагазине (для шиншилл) или кварцевый песок в аптеке. Если вы берёте строительный или морской песок, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу. • Для игр-занятий в песочнице понадобятся множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. наверняка в каждом доме, где есть ребёнок, найдутся игрушки из «Киндерсюрпризов». Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д.). На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи: • развитие диафрагмального дыхания; • развитие фонематических представлений; • совершенствование грамматического строя речи; • автоматизация поставленных звуков; • обучение грамоте; • развитие связной речи;
• формирование слоговой структуры речи; • коррекция графомоторных навыков
• коррекция поведения
• Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, Особенности коррекции познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ Перед педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), стоит задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей. Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. Низкий уровень знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях дошкольного образования. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность. Единая система заданий, играющих определенную роль в решении конкретных обучающих задач и направленных на коррекцию недостатков деятельности детей: – комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, направленных на формирование важнейших учебных действий; – комплекс упражнений, развивающих и активизирующих мыслительную деятельность; – комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию процессов восприятия внешнего мира (развитие анализаторов); – комплекс упражнений, обеспечивающих поведенческую саморегуляцию. • Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных высших психических функций, связанных с органическими дефектами ребенка, а также их личностных особенностей (эмоциональноволевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и адаптации.
• Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. Если в процессе восприятия ребенок не получит благоприятных условий для его развития, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития. В целом, система коррекционных мер, реализуемая в образовательных учреждениях, направлена: – на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию детей с ОВЗ; – повышение уровня умственного развития детей; – формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия и т.д.); – овладение детьми знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации; – коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей. Педагоги отмечают следующие индивидуальные различия воспитанников в интеллектуальной и мотивационно-потребностной сферах: – темп усвоения знаний, умений, навыков; – предрасположенность к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе с материалом; – уровень выделения и обобщения способов оперирования знаниями; – экономичность мышления; – особенности самооценки и уровень развития самокритики; – уровень развития саморегуляции поведения, готовности к совершению волевого акта и др. При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов.
Принципы коррекционно-развивающей деятельности:
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач. 2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий. 3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляется поэтапно). 4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения). 5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала, применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации). 6. Индивидуальный подход к детям.
При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход. 2. Реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития, кот орые испытывают дети. Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников: • часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость; • у большинства детей нарушены коммуникативные навыки; • нарушения тонких движений; • нарушения равновесия; • проблемы зрительно-пространственной координации. Таким образом, при проведении коррекционных занятий, возникла необходимость включения следующих упражнений: • дыхательных упражнений; • упражнений для глаз; • двигательных упражнений; • упражнений на развитие познавательных процессов.
Подготовка и проведение занятия условно делится на 7 этапов:
1. Подготовка. 2. Ритуал входа. Установка на внимательное слушание. На этом этапе можно использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки. 3. Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми игрушек для вхождения их в игровое пространство. 4. Возникновение конфликта и трудностей. Детям предлагается разрешить конфликт и помочь героям сказки. 5. Выполнение заданий и специальных упражнений. 6. Подведение итогов. 7.Ритуал выхода. Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х человек, и более, в зависимости от размера песочницы. Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т.М. Грабенко: • Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! • Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: • Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо повторить?! • Чтоб запомнить и дружить!
Список литературы .
Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. - М.: Смысл, 1997. 2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - Практикум по песочной терапии. -СПб.: «Речь», 2002.-224с. 3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. -- СПб: Питер. - 1998. - 128 с. 4. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. - М.: ООО "ЦГЛ «РОН», В.Секачев,2001.- 329с. 5. Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001. 6. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996. 7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с. 8. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001.-320с. 9. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри , 2003.-495с. 10. Тараканова Людмила Вячеславовна Песочная игротерапия — эффективная педагогическая технологияhttps://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-napedag... 11. Наталья Шведова Консультация для воспитателей «Песочная терапия: требования и противопоказания. Условия для создания песочных игр» https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-v... детям раннего и дошкольного возраста – М.: Каро, 2010. • Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnye_igry_v_rabote_s_peskom.odt | 65.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционные игры в работе с песком
• В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком? • У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии. • Идеальные размеры песочницы для песочной терапии – 49,5 * 72,5 *7 см. Лучше её изготовить из дерева, изнутри окрасить в голубой цвет (символ неба и воды), но можно использовать и пластик. Песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка. Можно приобрести песок в зоомагазине (для шиншилл) или кварцевый песок в аптеке. Если вы берёте строительный или морской песок, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу. • Для игр-занятий в песочнице понадобятся множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. наверняка в каждом доме, где есть ребёнок, найдутся игрушки из «Киндерсюрпризов». Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д.). На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи: • развитие диафрагмального дыхания; • развитие фонематических представлений; • совершенствование грамматического строя речи; • автоматизация поставленных звуков; • обучение грамоте; • развитие связной речи;
• формирование слоговой структуры речи; • коррекция графомоторных навыков
• коррекция поведения
• Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, Особенности коррекции познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ОВЗ Перед педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), стоит задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей. Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. Низкий уровень знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях дошкольного образования. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность. Единая система заданий, играющих определенную роль в решении конкретных обучающих задач и направленных на коррекцию недостатков деятельности детей: – комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, направленных на формирование важнейших учебных действий; – комплекс упражнений, развивающих и активизирующих мыслительную деятельность; – комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию процессов восприятия внешнего мира (развитие анализаторов); – комплекс упражнений, обеспечивающих поведенческую саморегуляцию. • Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных высших психических функций, связанных с органическими дефектами ребенка, а также их личностных особенностей (эмоциональноволевой, мотивационно-потребностной сфер и др.), затрудняющих процессы обучения и адаптации.
• Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. Если в процессе восприятия ребенок не получит благоприятных условий для его развития, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития. В целом, система коррекционных мер, реализуемая в образовательных учреждениях, направлена: – на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию детей с ОВЗ; – повышение уровня умственного развития детей; – формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия и т.д.); – овладение детьми знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации; – коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей. Педагоги отмечают следующие индивидуальные различия воспитанников в интеллектуальной и мотивационно-потребностной сферах: – темп усвоения знаний, умений, навыков; – предрасположенность к тому или иному виду анализа, особенно при первичной работе с материалом; – уровень выделения и обобщения способов оперирования знаниями; – экономичность мышления; – особенности самооценки и уровень развития самокритики; – уровень развития саморегуляции поведения, готовности к совершению волевого акта и др. При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов.
Принципы коррекционно-развивающей деятельности:
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач. 2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий. 3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляется поэтапно). 4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения). 5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала, применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации). 6. Индивидуальный подход к детям.
При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются задания, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход. 2. Реальное проживание и проигрывание всевозможных ситуаций, вместе с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной работы, важно учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах развития, кот орые испытывают дети. Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников: • часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость; • у большинства детей нарушены коммуникативные навыки; • нарушения тонких движений; • нарушения равновесия; • проблемы зрительно-пространственной координации. Таким образом, при проведении коррекционных занятий, возникла необходимость включения следующих упражнений: • дыхательных упражнений; • упражнений для глаз; • двигательных упражнений; • упражнений на развитие познавательных процессов.
Подготовка и проведение занятия условно делится на 7 этапов:
1. Подготовка. 2. Ритуал входа. Установка на внимательное слушание. На этом этапе можно использовать «волшебные слова», дыхательные упражнения, присказки. 3. Знакомство со сказочной страной ее героями. Выбор детьми игрушек для вхождения их в игровое пространство. 4. Возникновение конфликта и трудностей. Детям предлагается разрешить конфликт и помочь героям сказки. 5. Выполнение заданий и специальных упражнений. 6. Подведение итогов. 7.Ритуал выхода. Игры с песком в группе в основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х человек, и более, в зависимости от размера песочницы. Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т.М. Грабенко: • Вредных нет детей в стране — Ведь не место им в песке! Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! • Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: • Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо повторить?! • Чтоб запомнить и дружить!
Список литературы .
Вебер М., Ремен Р. Работа с песочницей // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. - М.: Смысл, 1997. 2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. - Практикум по песочной терапии. -СПб.: «Речь», 2002.-224с. 3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. -- СПб: Питер. - 1998. - 128 с. 4. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. - М.: ООО "ЦГЛ «РОН», В.Секачев,2001.- 329с. 5. Кораблина Е. П., Акиндинова И. А., Баканова А. А., Родина А. М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. - СПб., 2001. 6. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996. 7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с. 8. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001.-320с. 9. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри , 2003.-495с. 10. Тараканова Людмила Вячеславовна Песочная игротерапия — эффективная педагогическая технологияhttps://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-napedagogicheskom-sovete-mbdou-tema-pesochnaja-igro-terapija-yefektivnaja-pedagogicheskaja-tehnologija.html 11. Наталья Шведова Консультация для воспитателей «Песочная терапия: требования и противопоказания. Условия для создания песочных игр» https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-pesochnaja-terapija-trebovanija-i-protivopokazanija-uslovija-dljasozdanija-pesochnyh-igr.html детям раннего и дошкольного возраста – М.: Каро, 2010. • Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные игры в работе воспитателя
В работе представлены игры, которые помогут научить детей отличать правильное произношение от дефектного, контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков (магнитофонная запис...
Коррекционные игры в работе воспитателя
В работе представлены игры, которые помогут научить детей отличать правильное произношение от дефектного, контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков (магнитофонная запис...
Консультация для воспитателей ДОУ "Коррекционные игры в работе воспитателя по звукопроизношению"
Мы все хотим, чтобы наши дети (и свои, и воспитанники), став взрослыми, добились в жизни успехов, сделали блестящую карьеру, преуспевали в бизнесе, одним словом, состоялись, как личности, чувствовали ...
Коррекционные игры в работе по звукопроизношению
Мы все хотим, чтобы наши дети (и свои, и воспитанники), став взрослыми, добились в жизни успехов, состоялись, как личности, чувствовали себя свободными и уверенными всегда и во всем. А для этого надо ...
Коррекционные игры в работе воспитателя по звукопроизношению.
В последние годы, к сожалению, наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, в том числе, и в речевом развитии. Если в 80-90-е годы около 30% старших дошкольников и 5-7%...
Коррекционные игры в работе по звукопроизношению.
Консультация для воспитателей...
Коррекционные игры в работе воспитателя по звукопроизношению.
Существуют универсальные игровые приемы, которые могут всегда находиться в арсенале педагога, и не требуют особой подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, ...