Форма дорожной карты по внедрению наставничества проект
проект

Татьяна Владимировна Фролова

План мероприятий по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях.

Для создания системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект дорожной карты по внедрению наставничества.

Автор: Фролова Татьяна Владимировна. ГБУ «Информационно-методический центр» Невского района Санкт-Петербурга, методист.

           

Учреждение, в котором планируется внедрять предлагаемую дорожную карту: 

Образовательные организации Невского района Санкт-Петербурга.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального педагогического образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Невского района Санкт-Петербурга.

           

Цель проекта:

План мероприятий по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях.

Для создания системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества.

Задачи целевой модели наставничества:

‒        содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;

‒        обеспечивать соответствующую помощь в формировании межшкольной цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, взаимодействия административно-управленческих (вертикальных) методов и самоорганизующихся недирективных (горизонтальных) инициатив;

‒        оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях;

‒        способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников, развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном и внеинституциональном уровнях.

Проект дорожной карты по внедрению наставничества

1 этап. Подготовка условий для внедрения наставничества

Задачи этапа.

1.Получить поддержку концепции наставничества внутри и вне организации

2.Собрать предварительные запросы от потенциальных наставляемых и выбрать соответствующие этим запросам аудитории для поиска наставников 

Мероприятие, которое необходимо провести для внедрения наставничества (согласно этапам внедрения целевой модели наставничества)

Ответственный (кто по должности в учреждении будет отвечать за данное мероприятие)

Срок (сколько времени потребуется для подготовки и реализации мероприятия)

Результат мероприятия (что мы хотим достичь по итогу реализации мероприятия)

1.1 Формирование мотивированной команды

Педагогический Совет.

 

Руководитель, педагогические работники

Сентябрь, октябрь

Изучена нормативна база:

-Распоряжение Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 г. № P-145 “Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

-Распоряжение Комитета по образованию от 30.03.2022 № 623-р «Об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга»

Издание приказа “О внедрении целевой модели наставничества “

- Протокол заседания Педагогического совета организации

- Разработано Положение о наставничестве

- Приказ об утверждении Положения о наставничестве

- Приказ о назначении и обучении куратора,

- Приказ об утверждении Плана реализации программы (дорожная карта)

- Приказ о проведении итогового мероприятия

Выбраны куратор программы наставничества, проектная группа,

Определены формы наставничества: «ученик-ученик», «учитель-учитель», «работодатель-ученик», «студент-ученик», «работодатель-студент».

Определена форма поощрения наставников

-объявление благодарности;

-премии (приказ)

-награждение ценным подарком;

-награждение почетной грамотой;

-представление к званию лучшего по профессии

-утверждены сроки проведения Мониторинга

1.2 Встречи с педагогами,

Анкетирование

Yandex Forms

Куратор, проектная группа

Октябрь-ноябрь

просвещение о наставничестве, возможностях участия в программе наставничества, собраны предварительные запросы от педагогов на наставничество

1.3 «Встречи родительского клуба»

Тематические встречи с родительским сообществом.

«Наставничество»

Куратор, проектная группа,  педагоги-психологи

Октябрь-ноябрь, в течение года

Встречи с родителями (законными представителями) обучающихся с просвещением о наставничестве, возможностях участия их детей в программе наставничества, сбор согласий

1.4 Конференция-

Экспресс анкетирование  

Yandex Forms

Куратор, проектная группа

Октябрь-ноябрь

Информирование: социальных партнеров (ВУЗы, учреждения СПО, работодатели),

сообщества выпускников, наставники и бывшие наставляемые.

1.5 Создание рубрики на сайте

Куратор, педагогический работник

В течение года

В тематическом разделе о наставничестве размещены новости, методические материалы, типовые приказы, типовые локальные акты, типовая форма программы наставничества и «дорожная карта»

2 этап. Формирование базы наставляемых

Задачи этапа.

Выявление конкретных проблем педагогов, обучающихся которые можно решить с помощью наставничества

Проведен уточняющий анализ потребностей наставляемых

(по результатам анкетирования на предыдущем этапе, опроса, интервью.

Куратор, проектная группа, (педагоги-психологи)

Ноябрь

Сформирована база наставляемых с картой запросов, необходимая для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе

Выделили основные подходы, которые могут быть основой для осознанной мотивации наставляемых:

-опора на сильные стороны наставляемых, за счет которых усиливаются и слабые;

-создание безопасной атмосферы, в которой наставляемый мог чувствовать поддержку, принятие его чувств и мыслей;

-создание творческой атмосферы за счет нестандартных/современных форматов работы;

3 этап. Формирование базы наставников

Задача этапа: Поиск потенциальных наставников для формирования базы.

Проведен уточняющий анализ данных о кандидатурах, желающих стать наставниками

(по результатам анкетирования на предыдущем этапе, опроса, интервью, наблюдения.

Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных.

Мониторинг на входе

Куратор, проектная группа

Ноябрь

База наставников.

Приказ «О назначении куратора и

наставников внедрения

целевой модели наставничества»

Анализ анкет и сопоставление данных анкетами наставляемых.

4 этап. Отбор и обучение наставников на текущий год

Задачи этапа.

1.Выявление наставников, входящих в базу наставников, подходящих для конкретной программы

2.Подготовка к работе с наставляемыми

Заседание методического объединения

Наставнические сессии.

1.Собрать резюме наставников (Чем могу быть полезен? Опыт, интересы, успехи, мотивация,

навыки, время на встречи).

2.Проверить всех потенциальных наставников на возможность взаимодействовать с

образовательной организацией.

3.Провести собеседование с наставниками, чтобы выяснить их уровень психологической

готовности.

4.Составить программу обучения с опорой на рекомендации по обучению наставников.

«Педагогические кейсы»        

Куратор, проектная группа

Ноябрь, декабрь

Составление и утверждение программы обучения

Список отобранных и обученных наставников, добровольно желающих участвовать в процессе наставничества, и обладающих необходимыми для этого качествами и знаниями.

Организовано обучение команд навыкам проектирования и эффективной коммуникации, используя различные формы и методы в рамках работы с наставляемыми

Подготовлены методические материалы для сопровождения наставнической деятельности

Проведение консультаций, организация обмена опытом среди наставников – «установочные сессии» наставников.

Собраны из методологии методические материалы в помощь наставнику (манифест, принципы, кодекс,

упражнения, задания, кейсы, литература)

5 этап. Формирование наставнических пар / групп 

Задачи этапа:

Сформировать пары/ группы подходящих друг другу наставников и наставляемых

Групповая встреча наставника и наставляемых по типу mentor much, Индивидуальные встречи наставляемого и наставника Дистанционное анкетирование и обработка данных

Куратор, педагог -психолог, тьютор

Ноябрь, декабрь

Приказ о закреплении наставнических пар/групп

Определены основные инструменты формирования наставнических пар/групп:

Список сформированных наставнических пар, желающих работать вместе

- Разработаны персонализированные программы наставничества для каждой пары/группы

- Организована психолого- педагогическая поддержка сопровождения наставляемых, не сформировавших пару или группу (при необходимости), продолжение поиска наставника/наставников.

6 этап. Организация хода наставнической программы

Задачи этапа.

Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе

6.1 Организация хода наставнической программы

Куратор

В течение года

(1 раз в месяц)

Усилена работа по постановке целей в первые несколько встреч

- предварительный анализ сильных сторон участников;

- определение приоритетных целей, задач развития, наставляемого и общих задач пары/группы;

- предоставление наставникам методических рекомендаций, дополнительных материалов;

- организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных результатов

Пополнение методической копилки педагогических практик наставничества

6.2  Педагогическая мастерская «Индивидуальная образовательная траектория»

Куратор, тьютор, педагог-психолог

Ноябрь, в течении года

- В блок обучения наставника добавлены темы планирования, целеполагания, таймменеджмента, оценки достижений

- Предложены конкретные темы для бесед/форматы встреч

Выдвинуто предложение о более тесной интеграции в образовательный процесс для экономии времени.

6.3 Мониторинг качества реализации персонализированных программ наставничества

Куратор

Декабрь, в течении года

- организационной контроль

- сбор обратной связи

- фиксация промежуточных результатов

- коррекция работы наставника по результатам встреч и обратной связи

7 этап. Завершение программы наставничества

Задачи этапа:

Подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников.

7.1 Консультации-обсуждение условий завершения наставнических отношений.

Куратор

По завершении наставнических отношений

Наставнические отношения завершены на уровне пары/группы

7.2.Общая встреча всех наставников и наставляемых, участвовавших в наставнических отношениях в рамках данной программы наставничества в образовательной организации

Куратор, проектная группа

В конце учебного года

Наставнические отношения завершены на уровне образовательной организации

7.3 Проведение итогового

 мероприятия (круглого стола) по выявлению лучших практик наставничества;

пополнение методической копилки педагогических практик наставничества.

Куратор, проектная группа

В конце учебного года

Завершена программа наставничества

Проведение групповой рефлексии, обмен опытом, вдохновить участников успехами друг друга и обсудить возникшие проблемы.

Выбор лучших практик для тиражирования опыта

Удовлетворенность от результатов и процесса наставнической работы

Благодарности

Информационная поддержка системы наставничества.

Создание сообщества Вконтакте, посвященного реализации целевой модели наставничества.

Куратор, проектная группа

В течение года

Освещение мероприятий Дорожной карты осуществляется на всех этапах на сайте образовательной организации и социальных сетях.

Создать виртуальную доску почета наставников с указанием их достижений и профессиональных сфер,

с планированием и приглашением присоединиться на следующий год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорожная карта по внедрению ФГОС ДО

План реализации ФГОС в дошкольном образовании...

Дорожная карта по внедрению в ДОУ платных образовательных услуг.

Представлена дорожная карта - пошаговое внедрение планых образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении....

План-график мероприятий («дорожная карта») по внедрению профессионального стандарта педагога-психолога

Примерная разработка по внедрению профессионального стандарта педагога-психологп....

Комплекс мер (дорожная карта) по внедрении профессиональных стандартов

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемс...

Индивидуальный план "Дорожная карта" по осуществлению наставничества над молодым педагогом

quot;Дорожная карта" на конкретном примере показывает профессиональный рост молодого педагога, отображает содержание программы наставничества на трёх основных этапах....

План (Дорожная карта) по внедрению бережливых технологий в ДОУ

laquo;Бережливые технологии в ДОУ» – технологии, направленные на повышение эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях, сокращение различных видов п...

Дорожная карта по реализации инновационного проекта «Азбука юного финансиста» на период 2021 – 2024 годов

Дорожная карта по реализации инновационного проекта «Азбука юного финансиста» на период 2021 – 2024  годов...