Адаптация детей в детском саду, вторая младшая группа
консультация (младшая группа)
Адаптация-обозначает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды. При приходе в детский сад ребенок испытывает стресс, тем дольше идет адантация организма ребенка.
Существует три степени адаптации,легкая ,средняя,тяжелая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_v_detskom_sadu.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей в детском саду, вторая младшая группа
Адаптация – в переводе с латинского означает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды. Этот процесс требует напряжения всех органов и систем.
При приходе в детский сад ребенок испытывает стресс (в переводе с английского напряжение). Чем сильнее стресс, тем дольше идет адаптация организма. Дети пришедшие во вторую младшую группу. еще не могут справиться с напряжением самостоятельно. Усугубляется ситуация при неправильном поведении родителей, они волнуются, переживают, тем самым передают свои эмоции детям. Каждый ребенок адаптируется по-своему. Но есть определенные закономерности, о которых я хотела бы рассказать.
Существует три степени адаптации: легкая. средняя, тяжёлая.
Легкая степень адаптации. Ее составляет почти половина детей они не испытывают особых проблем. Посещают детский сад с желанием, умеют занять себя, играют в сюжетно ролевые игры, эмоционально устойчивы, адекватно реагируют на просьбы и замечания, доброжелательны к окружающим. Период адаптации 3-4 недели
Средняя степень адаптации. К этой группе относятся дети, которые придя в детский сад, начинают часто болеть. Период адаптации один месяц. Вступают в контакт, могут развернуть игровую деятельность. Часто такие дети заболевают во время адаптации.
Тяжелая степень адаптации. К этой группе относятся дети, которые реагируют на перемену обстановки нервными расстройствами и соматическими заболеваниями. Контакт устанавливается только через родителей. Может наступить регресс развития. Не может начать игру, проявляется навязчивое поведение, не обращает внимание на замечания и похвалу либо реагирует отрицательно.
После рождения ребенок привыкает к стереотипам поведения своей семьи. В три года он имеет достаточно устойчивое представление о себе и своем окружающем мире. Не редко придя в детский сад эти стереотипы ломаются, и малыш может столкнутся с рядом проблем: разлука, страх, стресс, болезнь, срыв адаптации.
Дети раннего возраста психологически привязаны к ухаживающему за ними взрослому, это проводник в окружающий мир. Поэтому расставание вызывает бурные отрицательные эмоции.
- навыков самообслуживания важнейший фактор в адаптации ребенка в ДОУ. В домашних условиях мама может с ложечки покормить, игрушки прибрать и одеть ребенка. В детском саду все это приходится делать самостоятельно.
Также причиной плохой адаптации может послужить тревога. Она связана с боязнь чужих людей пусть и доброжелательно настроенных, а также с тем, что ребенок в этом возрасте еще нуждается в усиленном внимании родителей.
Изменение привычного пространства, режима дня, правил поведения, все это может вызвать негативные эмоции.
У каждого ребенка свои индивидуальные особенности развития. Некоторые дети могут быть не готовы психо-физиологически к посещению детского сада. Таким детям специалисты рекомендуют начать посещение детского сада в более старшем возрасте.
Дети младшего возраста еще не умею общаться с друг другом. Им необходим взрослый партнер, как обучающий шаблон. Сверстники этого не дадут так как сами нуждаются в общении со взрослым человеком.
Таким образом главной задачей воспитателя является смягчение адаптации по средствам различных приемов, которые снимают напряжение, отвлекают ребенка.
- благоприятная эмоциональная атмосфера в группе
- постепенное приучение ребенка к посещению детского сада (первую неделю по 2 часа в день)
- совместная деятельность с детьми
- музыкальное занятие помогает расслабить детей.
- мы пользуемся художественным творчеством, в котором ребенок может выразить свои эмоции в цвете.
- конструирование отвлекает ребенка
- лепка
- сюжетно – ролевые игры
- театрализация – это один из лучших методов отвлечения и расслабления ребенка
- установление тесных. доверительных, взаимоотношений с родителями
- упражнения двигательного характера (зарядка, динамические паузы, пальчиковые гимнастики, подвижные игры).
- наличие сенсорных игр.
Задачи воспитания на адаптационный период
1.Создать для детей атмосферу психологического комфорта.
2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3.Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
Направления психолого-педагогической деятельности коллектива младшей группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
До приема детей в группу с родителями общаются специалисты заведующая детским садом, методист, медики и, конечно, воспитатели групп . Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
2. Формирование у ребенка чувства уверенности.
Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.
Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным
В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
Таким образом, для успешного процесса адаптации в нашей группе был создан перспективный план на период адаптации ( см. приложение №1)
4. Охрана и укрепление здоровья детей.
Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах
Игры с детьми в период адаптации
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
- Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения
с малознакомыми взрослыми и детьми
«Иди ко мне»
Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»
«Выдувание мыльных пузырей»
Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.
«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми)
Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красива).
2. Игры на формирование эмоционального контакта и доверия
«Мяч»
Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:
Друг веселый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять –
Хорошо мне с ним играть! Ребенок убегает, а взрослый его догоняет.
«Игра с собачкой»
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: «Спасибо».
Памятки.
Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал
впервые посещать детский сад
Привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т. п.;
По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;
Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;
Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;
Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он скоро придет;
Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;
Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад;
Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;
Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад;
Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день;
Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим;
Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать детей домой;
Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;
Щадить его ослабленную нервную систему;
Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач;
Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша;
Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении;
Не наказывать ребенка за детские капризы;
Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Адаптация ребенка в детском саду» 1 младшая группа
Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В любом ...
Адаптация детей в детском саду вторая младшая группа
Адаптация детей в детском саду вторая младшая группа...
Консультация для родителей "Адаптация детей в детском саду вторая младшая группа"
Адаптация детей в детском саду вторая младшая группа....
Адаптация детей в детском саду, вторая младшая группа
При приходе в детский сад ребенок испытывает стресс (в переводе с английского напряжение). Чем сильнее стресс, тем дольше идет адаптация организма. Дети пришедшие ...
Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду 1 младшая группа (вторая группа раннего возраста) на 2022 -2023 учебный год.
Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду 1 младшая группа (вторая группа раннего возраста) на 2022 -2023 учеб...
Адаптация детей в детский сад(вторя младшая группа)
Адаптация ребенка к детскому саду – это довольно волнительный момент, как для родителей, так и для самого малыша. Так как ребенок приходить в новую среду.Не все дети легко адаптируются к новым у...