Адаптация детей в детском саду, вторая младшая группа
консультация (младшая группа)

Алдошина Светлана Алексеевна

Адаптация-обозначает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды. При приходе в детский сад ребенок испытывает стресс, тем дольше идет адантация организма ребенка.

Существует три степени адаптации,легкая ,средняя,тяжелая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_v_detskom_sadu.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

       Адаптация детей в детском саду, вторая младшая группа

Адаптация – в переводе с латинского означает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды. Этот процесс требует напряжения всех органов и систем.

При приходе в детский сад ребенок испытывает стресс (в переводе с английского напряжение). Чем сильнее стресс, тем дольше идет адаптация организма. Дети пришедшие во вторую младшую группу. еще не могут справиться с напряжением самостоятельно. Усугубляется ситуация при неправильном поведении родителей, они волнуются, переживают, тем самым передают свои эмоции детям. Каждый ребенок адаптируется по-своему. Но есть определенные закономерности, о которых я хотела бы рассказать.

Существует три степени адаптации: легкая. средняя, тяжёлая.

Легкая степень адаптации. Ее составляет почти половина детей они не испытывают особых проблем. Посещают детский сад с желанием, умеют занять себя, играют в сюжетно ролевые игры, эмоционально устойчивы, адекватно реагируют на просьбы и замечания, доброжелательны к окружающим. Период адаптации 3-4 недели

Средняя степень адаптации. К этой группе относятся дети, которые придя в детский сад, начинают часто болеть. Период адаптации один месяц. Вступают в контакт, могут развернуть игровую деятельность. Часто такие дети заболевают во время адаптации.

Тяжелая степень адаптации. К этой группе относятся дети, которые реагируют на перемену обстановки нервными расстройствами и соматическими заболеваниями. Контакт устанавливается только через родителей. Может наступить регресс развития. Не может начать игру, проявляется навязчивое поведение, не обращает внимание на замечания и похвалу либо реагирует отрицательно.

После рождения ребенок привыкает к стереотипам поведения своей семьи. В три года он имеет достаточно устойчивое представление о себе и своем окружающем мире. Не редко придя в детский сад эти стереотипы ломаются, и малыш может столкнутся с рядом проблем: разлука, страх, стресс, болезнь, срыв адаптации.

Дети раннего возраста психологически привязаны к ухаживающему за ними взрослому, это проводник в окружающий мир. Поэтому расставание вызывает бурные отрицательные эмоции.

  • навыков самообслуживания важнейший фактор в адаптации ребенка в ДОУ. В домашних условиях мама может с ложечки покормить, игрушки прибрать и одеть ребенка. В детском саду все это приходится делать самостоятельно.

Также причиной плохой адаптации может послужить тревога. Она связана с боязнь чужих людей пусть и доброжелательно настроенных, а также с тем, что ребенок в этом возрасте еще нуждается в усиленном внимании родителей.

Изменение привычного пространства, режима дня, правил поведения, все это может вызвать негативные эмоции.

У каждого ребенка свои индивидуальные особенности развития. Некоторые дети могут быть не готовы психо-физиологически к посещению детского сада. Таким детям специалисты рекомендуют начать посещение детского сада в более старшем возрасте.

Дети младшего возраста еще не умею общаться с друг другом. Им необходим взрослый партнер, как обучающий шаблон. Сверстники этого не дадут так как сами нуждаются в общении со взрослым человеком.

Таким образом главной задачей воспитателя является смягчение адаптации по средствам различных приемов, которые снимают напряжение, отвлекают ребенка.

- благоприятная эмоциональная атмосфера в группе

- постепенное приучение ребенка к посещению детского сада (первую неделю по 2 часа в день)

- совместная деятельность с детьми

- музыкальное занятие помогает расслабить детей.

- мы пользуемся художественным творчеством, в котором ребенок может выразить свои эмоции в цвете.

- конструирование отвлекает ребенка

- лепка

- сюжетно – ролевые игры

- театрализация – это один из лучших методов отвлечения и расслабления ребенка

- установление тесных. доверительных, взаимоотношений с родителями

- упражнения двигательного характера (зарядка, динамические паузы, пальчиковые гимнастики, подвижные игры).

- наличие сенсорных игр.

Задачи воспитания на адаптационный период

1.Создать для детей атмосферу психологического комфорта.

2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

3.Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу.

Направления психолого-педагогической деятельности коллектива младшей группы для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

До приема детей в группу с родителями общаются специалисты заведующая детским садом, методист, медики и, конечно, воспитатели групп . Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

2. Формирование у ребенка чувства уверенности.

 Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.

Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным

В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

Таким образом, для успешного процесса адаптации в нашей группе был создан перспективный план на период адаптации ( см. приложение №1)

4. Охрана и укрепление здоровья детей.

Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с мероприятиями здоровьесберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах

Игры с детьми в период адаптации

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

  1. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения

с малознакомыми взрослыми и детьми

 «Иди ко мне»

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»

«Выдувание мыльных пузырей»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми)

Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красива).

2.         Игры на формирование эмоционального контакта и доверия

«Мяч»

Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять –

Хорошо мне с ним играть!              Ребенок убегает, а взрослый его догоняет.

 «Игра с собачкой»

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: «Спасибо».

Памятки.
Рекомендации родителям,  на период когда ребенок начал
впервые посещать детский сад

      Привести домашний режим в соответствие с режимом группы;

       Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;

      Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т. п.;

      По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;

      Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;

       Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;

       Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он скоро придет;

      Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;

       Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад;

      Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;

       Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад;

      Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день;

      Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.

      Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим;

      Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать детей домой;

       Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;

       Щадить его ослабленную нервную систему;

       Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного https://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=d18c5a80d35ed37&mb=imgdb_preview_2000сократить просмотр телевизионных передач;

       Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша;

       Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении;

       Не наказывать ребенка за детские капризы;

       Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Адаптация ребенка в детском саду» 1 младшая группа

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В любом ...

Адаптация детей в детском саду вторая младшая группа

Адаптация детей в детском саду вторая младшая группа...

Консультация для родителей "Адаптация детей в детском саду вторая младшая группа"

Адаптация детей в детском саду вторая младшая группа....

Адаптация детей в детском саду, вторая младшая группа

     При приходе в детский сад ребенок испытывает стресс (в переводе с английского напряжение). Чем сильнее стресс, тем дольше идет адаптация организма. Дети пришедшие ...

Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду 1 младшая группа (вторая группа раннего возраста) на 2022 -2023 учебный год.

Тематический план непосредственно образовательной деятельности воспитателя в период адаптации детей к детскому саду 1 младшая группа (вторая группа раннего возраста) на 2022 -2023 учеб...

Адаптация детей в детский сад(вторя младшая группа)

Адаптация ребенка к детскому саду – это довольно волнительный момент, как для родителей, так и для самого малыша. Так как ребенок приходить в новую среду.Не все дети легко адаптируются к новым у...