Доклад "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
статья

Шихшабекова Залина Магомедкамиловна

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_refleksiya.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста».

Тот, кто сумел отрефлексировать

 действительность, тот и получает

 преимущества в движении вперед.

Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.

Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Классификация рефлексии.

По содержанию:

  • устная рефлексия
  • письменная рефлексия

По цели:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразна в начале образовательной деятельности с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности.

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце ОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия. 

  • «Пантомима».
  • «Дерево успеха».
  • «Поезд».
  • «Рефлексивный экран».

Рефлексия содержания.  

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (клише, пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…», «Теперь я знаю…»).

По типу занятия:

  • после усвоения содержания материала
  • промежуточная рефлексия
  • контрольная рефлексия
  • итоговая рефлексия

По форме деятельности:

  • индивидуальная (формирование реальной самооценки – за что ты можешь оценить свою работу; беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
  • групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи)
  • фронтальная (выборочная)
  • коллективная

По функции:

  • личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)
  • интеллектуальная рефлексия

По способам проведения:

  • анкета
  • вопрос
  • символ
  • таблица
  • ситуация
  • рисунок

Функции рефлексии в педагогическом процессе (по С. С. Кашлеву):

  • проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
  • организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
  • коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
  • смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
  • мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
  • коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

То есть, ребенок будет активен (субъектом) только в том случае, если осознает цель деятельности, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

При взаимодействии с детьми педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающий четыре сферы человеческой сущности:

  • физическая рефлексия (успел / не успел);
  • сенсорная рефлексия (самочувствие: комфортно / дискомфортно);
  • интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал / что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовная рефлексия (стал лучше / хуже, созидал / разрушал себя / других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов, а значит, в дошкольном возрасте ее применение невозможно.

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Во время рефлексии ребенок отвечает сначала на простые вопросы:

  • Что он делал, или что происходило?
  • Что он чувствовал при этом?
  • Как он участвовал в том, что происходило?
  • Какие при этом испытывал трудности? и т. д.

Потом вопросы усложняются, заставляя его задуматься о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достиг положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это ему не удалось.

Развить рефлексивные способности ребенка можно с помощью коммуникативных игр: 

  • «Найди себе пару».
  • «Мозаика».
  • «Мы вместе».

Целью данных игр является формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, углубление осознания сферы общения, развитие умения сотрудничать. В процессе выполнения задания детьми, педагог внимательно наблюдает за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивается в деятельность детей, не даёт никаких наставлений, указаний и тем более оценок. Всё, что он хотел бы сказать детям, мысленно формулирует в форме вопросов, которые озвучит в процессе проведения рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.

Особенности проведения рефлексии:

  • Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.
  • Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.
  • Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.

Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.

Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.

Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Целенаправленное обучение детей рефлексивной деятельности начинается со старшего дошкольного возраста и активно продолжается в начальной школе.

Рефлексия занятия как «занимательного дела» - это совместная деятельность воспитанников и воспитателя, позволяющая совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

  • Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
  • красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия.
  • синий – грустное настроение, пассивность, усталость.
  • зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность).
  • жёлтый – приятное, спокойное настроение.
  • фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.
  • серый – замкнутость, огорчение.
  • чёрный – унылое настроение, отрицание, протест.
  • коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

  • «Дерево творчества».
  • «Светофор».
  • «Солнышко».
  • «Цветик-многоцветик».

Рефлексия: «Дерево творчества».

По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды - дело прошло полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Листики – не совсем удовлетворён днём.

Рефлексия: «Светофор».


Дети сигналят карточками: Зелёной – побольше таких дел, поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно, Красной – дело не понравилось, скучно.

Рефлексия: «Солнышко».

Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.

Рефлексия: «Ёлочка настроения».

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

Подводя итог сказанному, отметим, что на этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире. Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие- либо задания воспитанникам. Именно дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления «самости»: саморазвития, самоопределения, самоконтроля, саморегуляции, самоанализа, самореализации и т. д.

Рефлексия: «Ресторан» (для педагогов).

Цель: выяснить получить обратную связь от коллег прослушанного доклада. 

Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ). 

Численность: Все коллеги

Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки 

Проведение: На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?»,

Педагог предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

  • Я съел бы еще этого…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Я почти переварил…
  • Я переел…
  • Пожалуйста, добавьте…

Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя. 

Примечание: Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.

Рефлексия: «Венок знаний» (для педагогов).

(умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.).

Участники собрания, сплетясь руками, составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Ведущий говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.

 

Примеры рефлексии для детей младшего дошкольного возраста.

«Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и синего цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.  

«Карточки».

Детям раздаются карточки трёх цветов – красного, жёлтого, зеленого. В конце занятия педагог просит учащихся поднять ту карточку, которая покажет на сколько выполнено задание: зелёная карточка – работа выполнена полностью, ошибок нет, аккуратная; жёлтая карточка – работа выполнена не полностью, есть небольшие ошибки; красная карточка – работа выполнена не аккуратно, есть ошибки. Затем дети объясняют свой выбор. Таким же способом можно оценить работу товарища.

Игровое упражнение «Звериное пианино» (средний возраст).

Цель: развивать умение сотрудничать.

Дети садятся на корточки в одну линию. Они - клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т. п.) далее ведущий – пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей – «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается – громко, если давит сильнее – очень громко.

Игра рефлексия: «Праздник»: (старший дошкольный возраст).

Ход: 

Инструкция: Мне нужно 2 участника для проведения игры

У вас один лист бумаги и один карандаш. Ваша задача - не разговаривая, держась за один карандаш одновременно, нарисовать совместный рисунок на тему «Праздник» Время 3 минуты.

Задание понятно? Приступайте".

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Расскажи, что у вас получилось?
  • Получился ли у вас совместный рисунок?
  • Как вы договорились, что будете рисовать?
  • Вы сразу договорились, что будете рисовать или замысел возникал постепенно?
  • Испытывали ли вы трудности при рисовании общего рисунка?
  • Как вы их преодолели?
  • Вы доволен тем, что получилось?
  • Легко ли Вам было работать в паре?
  • Получил ли ты удовольствие от совместной работы?
  • Чему Вы сегодня научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Семинар - практикум : "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ«Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста» Из википедии: Рефлексия – возврат назад.   Термин ввёл классик природосообразной педагогики ...

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста         Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. ...

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста  Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять....

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста.

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанн...

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Рефлексия - самоанализ деятельности и ее результатов....