Доклад "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
статья
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.
Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_refleksiya.docx | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста».
Тот, кто сумел отрефлексировать
действительность, тот и получает
преимущества в движении вперед.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса.
Под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия (от латинского «отражение») – это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Классификация рефлексии.
По содержанию:
- устная рефлексия
- письменная рефлексия
По цели:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Целесообразна в начале образовательной деятельности с целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Рефлексия деятельности.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце ОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.
- «Пантомима».
- «Дерево успеха».
- «Поезд».
- «Рефлексивный экран».
Рефлексия содержания.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (клише, пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания «Я не знал…», «Теперь я знаю…»).
По типу занятия:
- после усвоения содержания материала
- промежуточная рефлексия
- контрольная рефлексия
- итоговая рефлексия
По форме деятельности:
- индивидуальная (формирование реальной самооценки – за что ты можешь оценить свою работу; беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень)
- групповая (акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи)
- фронтальная (выборочная)
- коллективная
По функции:
- личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)
- интеллектуальная рефлексия
По способам проведения:
- анкета
- вопрос
- символ
- таблица
- ситуация
- рисунок
Функции рефлексии в педагогическом процессе (по С. С. Кашлеву):
- проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
- организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
- коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
- смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
- мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
- коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
То есть, ребенок будет активен (субъектом) только в том случае, если осознает цель деятельности, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
При взаимодействии с детьми педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов рефлексии, отражающий четыре сферы человеческой сущности:
- физическая рефлексия (успел / не успел);
- сенсорная рефлексия (самочувствие: комфортно / дискомфортно);
- интеллектуальная рефлексия (что понял, что осознал / что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовная рефлексия (стал лучше / хуже, созидал / разрушал себя / других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов, а значит, в дошкольном возрасте ее применение невозможно.
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Во время рефлексии ребенок отвечает сначала на простые вопросы:
- Что он делал, или что происходило?
- Что он чувствовал при этом?
- Как он участвовал в том, что происходило?
- Какие при этом испытывал трудности? и т. д.
Потом вопросы усложняются, заставляя его задуматься о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достиг положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это ему не удалось.
Развить рефлексивные способности ребенка можно с помощью коммуникативных игр:
- «Найди себе пару».
- «Мозаика».
- «Мы вместе».
Целью данных игр является формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, углубление осознания сферы общения, развитие умения сотрудничать. В процессе выполнения задания детьми, педагог внимательно наблюдает за тем, как дети осуществляют совместную деятельность, не вмешивается в деятельность детей, не даёт никаких наставлений, указаний и тем более оценок. Всё, что он хотел бы сказать детям, мысленно формулирует в форме вопросов, которые озвучит в процессе проведения рефлексии, являющейся важной составляющей каждого упражнения.
Особенности проведения рефлексии:
- Вопросы к детям формулируются из особенностей выполнения заданий.
- Вопросы адресуются каждому ребёнку, при этом остальных детей ориентируют на внимательное выслушивание друг друга.
- Вопросы, адресованные детям должны фиксировать их актуальный опыт, полученный в результате выполнения конкретного задания.
Желательно начать выступление с детей, которые успешно справились с заданием.
Если дети, которым не удалось выполнить задание, затрудняются проанализировать причины, по которым это произошло, можно обратиться к помощи других детей, но при этом важно следить за тем, чтобы их высказывания были корректными, и воспринимались, как реальная практическая помощь.
Рефлексия позволяет приучить ребёнка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Целенаправленное обучение детей рефлексивной деятельности начинается со старшего дошкольного возраста и активно продолжается в начальной школе.
Рефлексия занятия как «занимательного дела» - это совместная деятельность воспитанников и воспитателя, позволяющая совершенствовать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого ребенка.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
- Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
- красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия.
- синий – грустное настроение, пассивность, усталость.
- зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность).
- жёлтый – приятное, спокойное настроение.
- фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию.
- серый – замкнутость, огорчение.
- чёрный – унылое настроение, отрицание, протест.
- коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
- «Дерево творчества».
- «Светофор».
- «Солнышко».
- «Цветик-многоцветик».
Рефлексия: «Дерево творчества».
По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды: Плоды - дело прошло полезно, плодотворно; Цветок – довольно неплохо; Листики – не совсем удовлетворён днём.
Рефлексия: «Светофор».
Дети сигналят карточками: Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно, Красной – дело не понравилось, скучно.
Рефлексия: «Солнышко».
Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку, тучку с дождиком, тучку с молнией.
Рефлексия: «Ёлочка настроения».
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
Подводя итог сказанному, отметим, что на этапе дошкольного детства происходит развитие предпосылок рефлексивной деятельности, представляющей собой осознание и анализ своей деятельности для дальнейшего повышения ее результата, возможность планирования, понимание своего места в мире. Для развития данных предпосылок у детей дошкольного возраста необходима грамотная, профессиональная помощь педагогов, которые могут предлагать вопросы для рассуждения и давать какие- либо задания воспитанникам. Именно дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления «самости»: саморазвития, самоопределения, самоконтроля, саморегуляции, самоанализа, самореализации и т. д.
Рефлексия: «Ресторан» (для педагогов).
Цель: выяснить получить обратную связь от коллег прослушанного доклада.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все коллеги
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки
Проведение: На доске приклеиваются картинка «Повар» и вопрос: «Насытились?»,
Педагог предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист, комментируя.
Примечание: Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее. В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
Рефлексия: «Венок знаний» (для педагогов).
(умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.).
Участники собрания, сплетясь руками, составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Ведущий говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.
Примеры рефлексии для детей младшего дошкольного возраста.
«Солнышко».
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и синего цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Карточки».
Детям раздаются карточки трёх цветов – красного, жёлтого, зеленого. В конце занятия педагог просит учащихся поднять ту карточку, которая покажет на сколько выполнено задание: зелёная карточка – работа выполнена полностью, ошибок нет, аккуратная; жёлтая карточка – работа выполнена не полностью, есть небольшие ошибки; красная карточка – работа выполнена не аккуратно, есть ошибки. Затем дети объясняют свой выбор. Таким же способом можно оценить работу товарища.
Игровое упражнение «Звериное пианино» (средний возраст).
Цель: развивать умение сотрудничать.
Дети садятся на корточки в одну линию. Они - клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает «клавишам» их голоса (кошки, свинки, лягушки и т. п.) далее ведущий – пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей – «нажимает на клавиши». Клавишам нужно «звучать» голосами соответствующих животных. При повторном выполнении можно задание усложнить. Если ведущий едва дотрагивается до головки ребенка, «клавиша» звучит очень тихо, если просто дотрагивается – громко, если давит сильнее – очень громко.
Игра рефлексия: «Праздник»: (старший дошкольный возраст).
Ход:
Инструкция: Мне нужно 2 участника для проведения игры
У вас один лист бумаги и один карандаш. Ваша задача - не разговаривая, держась за один карандаш одновременно, нарисовать совместный рисунок на тему «Праздник» Время 3 минуты.
Задание понятно? Приступайте".
Примерные вопросы для обсуждения:
- Расскажи, что у вас получилось?
- Получился ли у вас совместный рисунок?
- Как вы договорились, что будете рисовать?
- Вы сразу договорились, что будете рисовать или замысел возникал постепенно?
- Испытывали ли вы трудности при рисовании общего рисунка?
- Как вы их преодолели?
- Вы доволен тем, что получилось?
- Легко ли Вам было работать в паре?
- Получил ли ты удовольствие от совместной работы?
- Чему Вы сегодня научились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...
Семинар - практикум : "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста» Из википедии: Рефлексия – возврат назад. Термин ввёл классик природосообразной педагогики ...
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. ...
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять....
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанн...
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Рефлексия - самоанализ деятельности и ее результатов....