Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии. Статья раскрывает понятие и описывает классификацию рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_refleksii_u_detei_doshkolnogo_vozrasta.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализа зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, — это «разговор с самим собой».
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с дошкольной подготовки. И активно продолжается в дальнейшем.
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
При взаимодействии с детьми, педагог использует разные виды рефлексии, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
- РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
В своей педагогической деятельности я часто использую различные способы определения рефлексии настроения и эмоционального состояния ребёнка игровыми приёмами описанными далее.
«Дерево творчества»
По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён днём.
«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
«Солнышко»
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.
«Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
«Моё состояние»
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
«Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).
Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.
Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.
«Пантомима», «Дерево успеха», «Поезд», «Рефлексивный экран».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
мне понравилось…
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе (по желанию).
Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности.
Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника, который при помощи внедрения в учебный процесс способов рефлексии определяется с более подходящее ему, жизненными интересами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
Рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника....
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...
Семинар - практикум : "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста» Из википедии: Рефлексия – возврат назад. Термин ввёл классик природосообразной педагогики ...
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. ...
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять....
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Рефлексия - самоанализ деятельности и ее результатов....
Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста
Рефлексия - самоанализ деятельности и ее результатов.Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок...