Проект.
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
«Музейная педагогика как средство развития познавательной активности дошкольников».
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема инновационного проекта:
«Музейная педагогика как средство развития познавательной активности дошкольников».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Цель: развитие познавательной активности дошкольников, как необходимого компонента психологической готовности к школе, средствами музейной педагогики.
Задачи проекта:
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта;
2) Создать культурно-пространственное и методическое обеспечение внедрения музейной педагогики в образовательный процесс.
3) Проанализировать эффективность использования музейной педагогики, как средства развития познавательной активности дошкольников и творческого потенциала всех участников проекта.
Ожидаемый результат:
1. Повышение уровня познавательной активности дошкольников;
2. Создание мини-музея в ДОУ и методического обеспечения (конспекты занятий).
3. Создание творческой атмосферы для всех участников воспитательно-образовательного процесса, способствующей профессиональному росту, развитию творчества.
Основная проблема, ее актуальность.
Познавательная активность - один из необходимых компонентов психологической готовности ребенка к школе. Умение связно и последовательно выражать свои мысли, делать выводы, умозаключения, опыт самостоятельной деятельности при решении личностно значимых проблем способность к поиску знаний - ключевые компетенции будущего школьника. Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Данная проблема позволила сформулировать тему проекта: «Музейная педагогика как средство развития познавательной активности дошкольников».
Музейная наука накопила достаточно обширный эмпирический и теоретический материал, что является аргументированной предпосылкой анализа использования опыта музеев в образовательном процессе. Музейная педагогика сегодняшнего дня обладает достаточным потенциалом для использования разнообразных форм и методов обучения в музее и, что особенно актуально, для развития познавательной активности учащегося.
Содержание и структура инновационного проекта.
1. Характеристика психолого-педагогических и методических положений.
Методологическую основу и теоретическую базу данного проекта составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова; К.Д. Ушинского, концептуальные идеи развития познавательной активности у дошкольников (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной). Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов), как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова), как состояние готовности к познавательной деятельности (Т.М. Землянухина), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина).
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. По мнению А.И. Савинкова, интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Развитие познавательной активности во многом зависит от того, насколько ребёнок вовлекается в творческий исследовательский поиск. Огромное значение для этого процесса имеет грамотно построенная деятельность педагога.
Непосредственная познавательная активность - любознательность. Это генетически ранняя форма познавательной активности дошкольного возраста, но достаточно часто проявляющаяся и в период школьного детства. Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности, - насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения, слишком раннее приобщение ребенка к «книжной культуре» Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать особенности развития познавательной активности дошкольников: раннее выявление, интенсивное развитие, проявление в разных видах деятельности; яркое выражение в вопросах, рассуждении, сравнении, экспериментировании; проявление познавательного интереса на уровне любознательности; после 4-5 лет эта активность приобретает вид инициативной преобразовательной активности. Таким образом, особенности развития познавательной активности дошкольников состоят в том, что познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
2. Содержание музейной педагогики как наиболее эффективного решения проблемы проекта.
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Музей в детском саду, с точки зрения исследований Н. А. Рыжовой, - "интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей", по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного. Следовательно, музей в ДОУ можно использовать в целях реализации задач по познавательному развитию дошкольников.
По мнению Н.А. Рыжовой использование музеев в работе с детьми ведётся по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребёнка, способствуют воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.
Взаимодействие с музеем города способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Городской музей обогащает детей знаниями о жизни населения нашей местности, об истории и культуре нашего края, его настоящем и историческом прошлом, расширяет представления о культурных традициях города, профессиях горожан.
Несмотря на огромную познавательную направленность городского музея в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда бывают, доступны детскому восприятию и пониманию. В дошкольном учреждении мини-музей организуется с учётом возрастных особенностей дошкольников и ориентирован на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное в музее детского сада не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников, делает жизнь всех участников образовательного процесса более насыщенной и интересной, развивает их интеллект, дает в руки новый инструмент для познания мира.
4) Практическая значимость.
- Широкое использование ИКТ и Интернет - ресурсов: «виртуальные» экскурсии, с помощью которых дошкольник может «оказаться» в любом музее мира, слайд-шоу и видеофильмы.
- Создание продукции, отражающей содержание музея: буклеты, иллюстрации, консультации для воспитателей по теме музея.
- Использование активных форм самостоятельной и совместной познавательно–практической деятельности: поисковая деятельность, коллекционирование, познавательные посиделки, создание коллажей, интервьюирование, викторины, «минутки любования», экскурсионные дни.
- Разработка алгоритма деятельности педагога, содействующей развитию познавательной активности ребенка.
- Возможность использования в широкой педагогической практике методических разработок по музейной педагогике.
- Возможность использования проекта как части образовательной программы, отражающей специфику ДОУ в условиях введения ФГОС.
В данный момент наш проект находиться на экспериментальном этапе.
Список использованной литературы
1. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. - С.326.
2. Ванслова. Е. Градусник самоуважения / Елена Ванслова // Мир музея. - 2005. - № 8. - С. 46.
3. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 228 с.
4. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика,1983. - Т. ІІІ. - 366 с.
5. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № С.14.
6. Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребёнка-дошкольников Д.Б. Годовикова// Общение и развитие психики. - М.: АПН СССР, 1986. - С. 96 - 106.
7. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С 28 - 32.
8. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников / В.Б. Голицын // Советская педагогика. -1991. - № С.19.
9. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников] / В.Б.Голицын// Советская педагогика, № С.22.
10. Коркунова М. М. Музейная педагогика / М. М. Коркунова [и др. ] // Ребенок в детском саду. - 2007. - № 1. - С. 50-57.
11. Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду/ Наталья Рыжова, Лариса Логинова, Алла Данюкова. - Москва : Линка-Пресс, 2008. - 256 с.
12. Мы входим в мир прекрасного : эксперимент. музейно-пед. программа "Здравствуй, музей!" (для детей дошкольного возраста) / Гос. Русский музей; Сев.-Зап. отд. Рос. Акад. Образования. - М. : Гос. Русский музей, 1995.
13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: М.: ООО "ИТИ Технологии", 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...