Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия с семьёй в ДОУ».
консультация
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 89 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Консультация для педагогов
«Эффективные формы взаимодействия с семьёй в ДОУ».
Составила: воспитатель
I квалификационной
категории Кремнева О.А.
г. Ярославль, 2023г.
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше
всего люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.»
А.С. Макаренко
Семья – это особенное сообщество людей, возглавляемое родителями, которые любят, заботятся и обеспечивают своих детей. Семья играет важную роль в обществе. Она является основой нашего счастья и благополучия.
Порой бывает нелегко объяснить родителям, что именно они являются первым педагогом! Ст. 18 Закона РФ «Об образовании» гласит: «Родители являются первыми педагогами, родители закладывают основу физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка еще в раннем возрасте. Важная роль в процессе получения ребенком образования, безусловно, принадлежит его родителям или иным законным представителям,.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» в ст. 18 записано, что «родители являются первыми педагогами.
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Результатом плодотворной, планомерной, целенаправленной работы должно являться понимание. Понимание – это способность понимать и уважать другие точки зрения внутри семьи. Оно позволяет строить благоприятные отношения и решать конфликты. Понимание можно достигнуть только с помощью общения. Общение – это способ, которым люди общаются между собой. Оно очень важно в отношениях между членами семьи. Хорошее общение помогает лучше понимать друг друга и решать проблемы.
Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Основные задачи работы с родителями:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада семье (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка;
- изучение семей воспитанников (учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.)
В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В.Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей | ||
Наименование | Цель использования | Формы проведения общения |
Информационно-аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности | Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» |
Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. |
Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках. |
Наглядно-информационные: | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. | Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек. |
Наше дошкольное образовательное учреждение в течении многих лет проводит целенаправленную и планомерную работу с родителями. Воспитатели при составлении календарного планирования в начале каждого месяца планируют работу с родителями, где указывают темы родительских собраний, индивидуальных и групповых консультаций, тематику наглядной информации и другие формы взаимодействия.
Мы убеждены, что успешно решать все наши проблемы воспитания и развития детей можно лишь в тесном контакте с семьёй, при единстве и сплочённости наших усилий. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения, социальных партнёров и всех членов семей воспитанников.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого их них свои функции, свои методы воспитания…Но! Им, конечно, надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка!
Научить человека быть счастливым нельзя,
но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно!
- Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт-Петербург.Детство-Пресс,2012г.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М. Творческий центр, 2012 г.
- Дронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое образовательное пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М. ЛИНКА-ПРЕСС 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов. Эффективные формы взаимодействия семьи и детского сада
Дошкольная организация призвана помогать семье в вопросах воспитания и развития детей. Поэтому от согласованности действий родителей и педагогов зависит не только эффективность их взаимодействия, но и...
Конспект тренинга-консультации для педагогов "Эффективные формы взаимодействия педагогов с родителями"
В конспекте представлен тренинг-консультация для педагогов по отработке навыка использования техники "Я-сообщение" при взаимодействии с родителями....
Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями».
Консультация для педагогов «Эффективные формы взаимодействия воспитателя с родителями»...
Консультация для педагогов "Современные формы взаимодействия с семьёй"
Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьёй»Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным обр...
Консультация "Современные формы взаимодействия с семьёй."
Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьёй»Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным обр...
Направления и формы взаимодействия с семьёй ребёнка с ЗПР. Консультация
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР в ДОУ очень важна, однако сами по себе занятия не могут гарантировать коррекционного эффекта в развитии ребёнка или позитивных изменений в обучении и вос...
Консультация для педагогов «Современные формы взаимодействия с семьёй»
На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода, в связи с этим необходимо разработать систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включаю...