Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
статья
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возрастные и индивидуальные особенности ребенка Воспитатель высшей категории Стыдова Ольга Николаевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Курманаевский детский сад №1 "Теремок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников" с. Курманаевка Курманаевского района Оренбургской области В процессе воспитания необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Ведь дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. Многие педагоги (Л.А. Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой) обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания, разработав педагогическую теорию, исходя из учета природных особенностей возрастного развития ребёнка. Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему. Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании. В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой. Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности. Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека, а также с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению его нравственных качеств: воля, дисциплинированность, организованность. Физического воспитания тесно взаимосвязано с эстетическим, так как все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка - все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания. Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность. Вторым звеном выступает умственное воспитание, каторое формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности. Третье звено – это нравственное воспитание, которое формирует у ребенка моральные нормы поведения отношение с людьми. В связи с этим активно формируются нравственные чувства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование воли и характера ребенка. Трудовое воспитание занимает главную роль в развитии личности ребенка и является четвертым звеном, которое знакомит с трудовой деятельностью взрослых и их профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду, что формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность. Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание – это этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях и способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, в игре ребенок отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе. Приближаясь к концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами, свойствами и навыками, тем самым подготавливаясь к школьным этапам развития и формирования личности индивида. Литература: 1. Чиркова Т. Учет индивидуально – психологических особенностей детей. М., 1986. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
Игра является отражением социальной жизни и оказывает существенное влияние на развитие ребёнка. В игре формируется личность ребёнка...
«ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
«ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОГО КОЛЛЕКТИВА С УЧЁТОМ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ»...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в п...
Развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями в свете ФГОС
Авторы ФГОС отмечают, что одна из важнейших задач стандарта — поддержка индивидуальности ребенка и развитие его потенциала.В данной статье раскрываются основные принципы федерального государстве...
Возрастные и индивидуальные особенности ребенка по типу нервной системы
Знание родителей тип нервной деятельности, возрастные особенностные протекания у ребенка и учет его индивидуальных качеств, поможет воспитаниию гармонично развитой личности...
Консультация для педагогов. Особенности использования в организации образовательного процесса форм и методов работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям современных детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
Данная консультация поможет педагогам ДОУ организовать образовательный процесс с помощью современных форм и методов, рекомендованных ФГОС....
Возрастные и индивидуальные особенности ребенка
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, о...