Проект.
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Творческий проект в старшей группе
"Что за прелесть эти сказки".
Актуальность.
Сказка – ложь, да в ней – намек,
добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин.
Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению недостаточно используемый. По данным психолого-педагогических исследований уровень развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия нередко сопровождают наших детей. Таким образом, одной из первостепенных задач педагога -психолога и воспитателей дошкольной организации становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности .
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приёмами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.
Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Цель.
Устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми, создание условий для развития у детей нравственных качеств. Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок.
Задачи.
1) учить регулировать свое поведение нравственной нормой;
2) способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;
3) формировать понимание добра и зла;
4) развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.
5) повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперактивность);
6) возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.
Сроки реализации проекта. 6 месяцев.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап. Выявление проблемы, формирование цели, задач,
подбор методической литературы, разработка проекта.
Основной этап. Выполнение проекта: практическая деятельность.
Заключительный этап. Итоги работы: презентация проекта.
Участники проекта. Дети старшей группы, воспитатели, родители.
1. Теоретико-методологические основания исследовательской деятельности.
В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод:
Есть у здоровьесберегающих технологий один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Сказки являются эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций , где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и как инструмент психотерапии.
Методическая разработка по теме проекта
Проект включает в себя следующие этапы:
1. Овладение педагогами ДОУ основами применения сказкотерапии:
-изучение научной литературы;
-изучение опыта других педагогов по данному направлению;
В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод:
Есть у здоровьесберегающих технологий один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Сказки являются эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.
-изготовление необходимого оборудования (опорные схемы, костюмы сказочных персонажей, ширмы для кукольного театра).
Рисунок 1
Использование опорных схем при пересказе дошкольниками сказки.
Рисунок 2.
Использование ширмы для кукольного театра при пересказе.
2. Работа с родителями:
- разработка консультаций на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности», «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольника».
- анкетирование родителей по данной проблеме.
- творческая мастерская: «Куклотерапия» (совместное творчество детей и родителей)
- проведение родительского собрания на тему: «Арт-терапия в оздоровлении детей».
3. Работа с детьми:
- Игры-занятия.
Занятия по русско-народной сказке «Сивка-Бурка».
Занятия по русско-народной сказке «Крошечка-Хаврошечка».
Занятия по русско-народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Занятия по русско-народной сказке «Царевна лягушка».
Занятия по русско-народной сказке «Василиса Прекрасная».
Занятия по русским богатырским сказкам.
- Свободная деятельность.
#1048;зотерапия
#1055;есочная терапия
#1048;гровая терапия
#1044;идактические игры:
«Рассказываем сны»
«Сочиняем сказки»
«Слушаем и сочиняем стихи»
«Воображение и интерес»
«Из какой сказки герой»
«Одень сказочного героя»
«Угадай сказку»
«Назови сказку»
«Расскажи сказку»
- Беседы: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».
- Сюжетные творческие игры:
«Салон красоты»
«Театр моды»
«Драматический театр»
«Художественный салон»
«Мастерская дизайнера»
- Чтение художественной литературы.
- Рисуем любимую сказку.
- Итоговое мероприятие : досуг по сказкотерапии «Путешествие в сказку ».
Рисунок 3
Пересказ сказки
Рисунок 4
Рисуем любимую сказку.
Ожидаемые результаты проекта.
- Развитие личностных качеств (коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений);
- Умение строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;
- Умение решать психические проблемы (страх, тревожность);
- Раскрытие творческих способностей детей;
- Взаимодействие с семьей позволит достичь наибольших результатов работе с дошкольниками;
Заключение.
Сказкотерапия— это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между частниками воспитательного процесса.
Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это развитие восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики.
Сказка для ребенка — это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Из курса литературы известно, что сказка - один из фольклорных жанров. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. В заключение отметим, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».
Список используемой литературы.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии».- СПб.: Речь, 2010.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Формы и методы работы со сказками» СПб.: Речь, 2010.
- Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». – СПб.: Речь, 2014.
- Данилина Т.А. «В мире детский эмоций». М.: Айрис Пресс, 2004.
- Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии. №2
- - Все для детского сада.
- - Детский сад.ру.
- Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок».- СПб., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/06/picture-1392238-1728207347.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/11/picture-793667-1465631150.jpg)
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...