Проект.
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Творческий проект в старшей группе
"Что за прелесть эти сказки".
Актуальность.
Сказка – ложь, да в ней – намек,
добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин.
Сказкотерапия – метод достаточно известный в педагогических кругах, но, к сожалению недостаточно используемый. По данным психолого-педагогических исследований уровень развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия нередко сопровождают наших детей. Таким образом, одной из первостепенных задач педагога -психолога и воспитателей дошкольной организации становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности .
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приёмами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.
Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Цель.
Устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими детьми, создание условий для развития у детей нравственных качеств. Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок.
Задачи.
1) учить регулировать свое поведение нравственной нормой;
2) способствовать повышению уверенности в себе и самостоятельности;
3) формировать понимание добра и зла;
4) развивать отзывчивость, внимание к людям, терпимость, взаимопомощь.
5) повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, способствовать решению психических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперактивность);
6) возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.
Сроки реализации проекта. 6 месяцев.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап. Выявление проблемы, формирование цели, задач,
подбор методической литературы, разработка проекта.
Основной этап. Выполнение проекта: практическая деятельность.
Заключительный этап. Итоги работы: презентация проекта.
Участники проекта. Дети старшей группы, воспитатели, родители.
1. Теоретико-методологические основания исследовательской деятельности.
В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод:
Есть у здоровьесберегающих технологий один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Сказки являются эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.
В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций , где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и как инструмент психотерапии.
Методическая разработка по теме проекта
Проект включает в себя следующие этапы:
1. Овладение педагогами ДОУ основами применения сказкотерапии:
-изучение научной литературы;
-изучение опыта других педагогов по данному направлению;
В результате анализа используемой литературы удалось сделать следующий вывод:
Есть у здоровьесберегающих технологий один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Сказки являются эффективным средством для нормализации эмоционального фона дошкольников, помогают им научиться устанавливать межличностные связи как со сверстниками, так и со взрослыми.
-изготовление необходимого оборудования (опорные схемы, костюмы сказочных персонажей, ширмы для кукольного театра).
Рисунок 1
Использование опорных схем при пересказе дошкольниками сказки.
Рисунок 2.
Использование ширмы для кукольного театра при пересказе.
2. Работа с родителями:
- разработка консультаций на тему «Сказкотерапия как средство снятия детской тревожности», «Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы дошкольника».
- анкетирование родителей по данной проблеме.
- творческая мастерская: «Куклотерапия» (совместное творчество детей и родителей)
- проведение родительского собрания на тему: «Арт-терапия в оздоровлении детей».
3. Работа с детьми:
- Игры-занятия.
Занятия по русско-народной сказке «Сивка-Бурка».
Занятия по русско-народной сказке «Крошечка-Хаврошечка».
Занятия по русско-народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Занятия по русско-народной сказке «Царевна лягушка».
Занятия по русско-народной сказке «Василиса Прекрасная».
Занятия по русским богатырским сказкам.
- Свободная деятельность.
#1048;зотерапия
#1055;есочная терапия
#1048;гровая терапия
#1044;идактические игры:
«Рассказываем сны»
«Сочиняем сказки»
«Слушаем и сочиняем стихи»
«Воображение и интерес»
«Из какой сказки герой»
«Одень сказочного героя»
«Угадай сказку»
«Назови сказку»
«Расскажи сказку»
- Беседы: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой».
- Сюжетные творческие игры:
«Салон красоты»
«Театр моды»
«Драматический театр»
«Художественный салон»
«Мастерская дизайнера»
- Чтение художественной литературы.
- Рисуем любимую сказку.
- Итоговое мероприятие : досуг по сказкотерапии «Путешествие в сказку ».
Рисунок 3
Пересказ сказки
Рисунок 4
Рисуем любимую сказку.
Ожидаемые результаты проекта.
- Развитие личностных качеств (коммуникативных навыков, партнёрских взаимоотношений);
- Умение строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми;
- Умение решать психические проблемы (страх, тревожность);
- Раскрытие творческих способностей детей;
- Взаимодействие с семьей позволит достичь наибольших результатов работе с дошкольниками;
Заключение.
Сказкотерапия— это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, тревожными переживаниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку полноценно устанавливать здоровые межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Отличительным и положительным свойством сказкотерапии является установление партнерских отношений между педагогом и воспитанниками, которые помогают создавать доверительные отношения между частниками воспитательного процесса.
Сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым. Это развитие восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики.
Сказка для ребенка — это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Из курса литературы известно, что сказка - один из фольклорных жанров. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. В заключение отметим, что на занятиях сказкотерапии дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.
Таким образом, подводя итог, можно отметить следующее – эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».
Список используемой литературы.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии».- СПб.: Речь, 2010.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Формы и методы работы со сказками» СПб.: Речь, 2010.
- Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». – СПб.: Речь, 2014.
- Данилина Т.А. «В мире детский эмоций». М.: Айрис Пресс, 2004.
- Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста// Пед. технологии. №2
- - Все для детского сада.
- - Детский сад.ру.
- Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок».- СПб., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...